Илон Маск, зовущий Путина, Олег Тиньков, уходящий на пенсию, заблокированный Соловьёв и нескончаемый поток мемов – почему всю неделю все говорят только о Clubhouse, кто там уже есть и что вообще происходит?

За минувшую неделю приложение Clubhouse стало одним из самых обсуждаемых в соцсетях. Пользователи искали возможность попасть в закрытую соцсеть, где можно побеседовать с Илоном Маском и Марком Цукербергом, а уже зарегистрированные участники рассуждали о необычном для них формате общения.

Всего лишь за несколько недель Clubhouse стал самым скачиваемым приложением в Apple Store, а также успел послужить платформой для нескольких значимых событий: например, объявления Олега Тинькова об уходе из бизнеса. Разбираемся, чем новая соцсеть отличается от других, что там делают пользователи и с какими проблемами уже столкнулись люди.

Что такое Clubhouse?

Clubhouse – это новая социальная сеть, в которой пользователи могут общаться только голосом. На данный момент платформа остаётся закрытой для широкой публики, попасть туда можно только с помощью знакомых, уже получивших к приложению доступ.

Соцсеть была создана менее года назад – весной 2020 года. Clubhouse придумали выпускники Стэнфордского университета Пол Дэвисон и Роэн Сет. Уже в январе 2021 года приложение, которое пока работает только на IOS, оценивалось в миллиард долларов.

Создатели подчёркивают, что одним из главных принципов платформы является "искреннее общение и выражение".

Почему Clubhouse стал таким популярным?

На 10 февраля приложение было скачано более пяти миллионов раз по всему миру.

Хотя в России Clubhouse начал набирать популярность только в начале 2021 года, соцсеть уже вышла на первое место по скачиваниям среди бесплатных приложений в Apple Store, опередив TikTok и Telegram.

Эксперты считают, что популярность соцсети можно объяснить впечатляющим списком знаменитостей мирового масштаба, зарегистрированных в Clubhouse. Среди них Илон Маск, Марк Цукерберг, Канье Уэст и Джаред Лето. Учитывая специфику приложения, это значит, что теоретически любой пользователь может побеседовать с этими людьми, оказавшись в нужной комнате в нужный момент.

"Основная причина е`-популярности (соцсети Clubhouse. – "Би-би-си".) – это иллюзия прямого разговора со звездой. Ведь что было до этого? Вы смотрите Дудя в "Ютьюбе" и понимаете, что он не говорит с вами. Вы слушаете подкаст, и как будто говорят с вами, но на самом деле нет. Даже стримы не давали никогда ощущения, будто вы оказались с Плющевым или Ройзманом в одном купе поезда, и можете или подслушать чужой разговор, или даже иногда в него вступить," – комментирует популярность соцсети журналист и сооснователь агентства KFConsulting Илья Клишин.

Фото Sopa Images / Lightrocket / Getty Images / BBC

Так как туда попасть?

Пока Clubhouse остаётся закрытой соцсетью, хотя основатели обещают сделать её открытой в обозримом будущем. Сейчас туда можно попасть двумя способами: получить приглашение от уже зарегистрированного пользователя или подать заявку на регистрацию и подождать, когда кто-то из списка контактов, уже зарегистрированный в Clubhouse, одобрит заявку.

Но всё не так просто – ждать одобрения от знакомого можно долго, так как число пользователей в сети всё ещё ограничено, а каждый зарегистрированный пользователь поначалу получает не более трёх приглашений для друзей.

В погоне за приглашениями пользователи рунета начали создавать каналы и группы, предназначенные для обмена приглашениями. В "Телеграме" даже появились специализированные каналы, где инвайт можно купить, а цены на приглашения на Avito варьируются от нескольких сотен до десятков тысяч рублей.

Cкриншот с сайта Avito

Кто там есть, кого нет и что вообще происходит?

Всё общение в Clubhouse происходит в реальном времени и только в аудио-формате, на платформе нет никакой возможности общаться письменно. Пользователи общаются в так называемых комнатах – аудиочатах, которые могут быть публичными или закрытыми. В комнате есть модераторы, спикеры и слушатели. Последние не могут участвовать в дискуссии, пока не используют функцию "поднять руку" и не будут одобрены модератором, и тогда перейдут в статус спикера.

Большинство открытых для публики комнат в Clubhouse посвящены конкретной теме, которая обозначена в её названии. Пользователи могут найти интересующие их дискуссии по темам, а также видеть, в каких комнатах находятся люди, на которых они подписаны.

В Clubhouse ведутся разговоры о предпринимательстве, соцсетях, культуре и политике, но бывают и "беззвучные" комнаты, куда приходят в поисках интересных знакомств, где пользователи ищут новые контакты на основании описания профиля участников. Есть и комнаты для развлечений, например, где пользователи задают друг другу каверзные вопросы, как в игре "Правда или действие", но без второго элемента, и просто рассказывают забавные истории из жизни незнакомым людям.

На данный момент в приложении зарегистрированы блогеры, журналисты, предприниматели, деятели культуры, и многие другие. В начале недели российский бизнесмен Олег Тиньков побил рекорд, собрав в своей комнате более 5 тысяч пользователей за полчаса.

Примерно тогда же Илон Маск написал твит, в котором пригласил Владимира Путина побеседовать с ним в комнате Clubhouse. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков назвал предложение "интересным", но напомнил, что российский президент соцсетями не пользуется.

Что можно, а что нельзя?

Clubhouse просит своих пользователей соблюдать определённые правила. Например, все пользователи должны использовать в приложении своё реальное имя и быть старше 18. Правда, контролировать это пока не получается.

Так, во вторник вечером в Clubhouse под ником Luiza зашла 17-летняя Елизавета Розова, которую СМИ называют предполагаемой внебрачной дочерью Владимира Путина.

Вместе с друзьями она создала комнату "всё те же на манеже" и даже немного пообщалась с попавшими туда журналистами.

В Clubhouse запрещена травля, дискриминация, оскорбления и распространение ложной информации. Также нельзя записывать разговоры, которые происходят в комнатах.

Модерация на платформе работает за счёт самих пользователей: каждый участник может пожаловаться на поведение, нарушающее правила платформы, после чего Clubhouse проведёт расследование и примет соответствующее решение.

В понедельник, 15 февраля, на платформе была заблокирована комната телеведущего Владимира Соловьёва под названием "Почему не взлетела квир-революция в России?". Комната была заблокирована после множества жалоб пользователей.

Сам Соловьёв отреагировал на блокировку фразой: "Ну конечно, испугались маленькие".

После блокировки телеведущего в Clubhouse появилось сразу несколько комнат, посвящённых этому происшествию. В одних комнатах спикеры рассуждали о том, что блокировка комнаты Соловьёва противоречит принципам свободы слова, в других – радовались, что комнату удалось закрыть.

Что с безопасностью?

В середине февраля американские эксперты из Stanford Internet Observatory (SIO) обнаружили, что при создании Clubhouse разработчики использовали технологии китайской компании Agora. При этом данные пользователей и комнат передавались в китайскую организацию в незашифрованном виде, а значит, могли легко попасть в распоряжение правительства Китая.

В ответ на исследование представители Clubhouse сказали, что планируют добавить дополнительное шифрование, чтобы минимизировать риски.

В России представитель Общественной палаты и член рабочей группы по законодательству в сфере интернет-технологий Артём Кирьянов призвал "Роскомнадзор" проверить Clubhouse.

Депутат Госдумы Евгений Федоров также заявил, что приложение необходимо проверить на соблюдение "закона Яровой" о террористической деятельности.

Фото Reuters / BBC

В Китае Clubhouse тоже стал набирать популярность в начале февраля, но вскоре приложение было заблокировано на территории страны. За короткий промежуток времени, пока платформа была доступна китайским пользователям, на ней успели обсудить многие темы, о которых говорить в Китае публично практически невозможно.

6 февраля в китайском сегменте Clubhouse была создана комната под названием "Есть ли в Синьцзяне концентрационные лагеря?". В дискуссии, длившейся 12 часов, мусульмане-уйгуры рассказывали свои истории китайцам, многие из которых до сих пор сомневались в существовании таких лагерей.

Комната, посвящённая обсуждению протестов на площади Тяньаньмэнь в 1989 году, которые являются запретной темой в Китае, собрала рекордное количество пользователей – 5 тысяч.

С какими проблемами уже столкнулись пользователи?

Некоторые пользователи в России и по миру уже выразили озабоченность некоторыми элементами культуры Clubhouse, которая, по их мнению, может создавать проблемы и в будущем.

Например, часть пользовательниц обсуждает проблему мизогинии (женоненавистничество. – Ред.) в приложении. Блогер из Техаса Порша Белль рассказала о том, что когда она заговорила о мизогинии на платформе, пользователи начали создавать комнаты, в которых призывали других присылать жалобы на её аккаунт, чтобы добиться её блокировки. Её аккаунт был заблокирован на прошлой неделе.

В российском сегменте тоже встречаются комментарии о том, что в Clubhouse женщинам гораздо сложнее быть услышанными, потому что их постоянно перебивают, а в большинстве комнат говорят в основном мужчины.

Другие боятся, что Clubhouse может стать платформой для распространения неверной информации и конспирологических теорий, в том числе о Covid-19.

Не обошлось и без мемов

Помимо бесконечных разговоров о Clubhouse в рунете всю неделю не иссякает поток шуток и мемов. В соцсетях шутят о нелюбви к голосовым сообщениям, недоступности приложения на Android и поиске инвайтов.

"А что если клабхаус – это такая соцсеть, в которой собирают вообще всех любителей аудиосообщений, чтобы потом их разом заблокировать в интернете?" – иронизирует журналист Егор Максимов в "Твиттере".

"Спасибо за приглашение в клабхаус, но у меня в доме и так все разговаривают одновременно", – шутит в "Твиттере" журналист Михаил Идов.

Loading...