Что посеешь, за то и оштрафуют
За использование сорта нужно платить, так же как за использование музыкального произведения. Но психология у крестьян осталась "совковая", и многие из них искренне недоумевают, почему они должны выплачивать селекционерам "авторский гонорар". В мастер-плане "Развитие семеноводческой отрасли на 2014-2020 годы" сказано, что в Казахстане нередко используются семена неизвестного происхождения, с пониженным посевным качеством. Уровень восприимчивости к инновационной деятельности в области семеноводства остаётся низким.
А вот участники Всемирной торговой организации очень трепетно относятся к интеллектуальной собственности. Например, в Голландии законодательно запрещено выращивать несертифицированные сорта. Там не разрешаются посадки без предварительного разрешения патентообладателя. Информация по посадкам собирается в контролирующей организации. При повторном использовании семян для собственных целей платится роялти в размере 90-120 евро за га. В конце текущего года Казахстан должен вступить в ВТО и принять его правила.
Заместитель генерального директора ТОО "Научно-производственный центр зернового хозяйства им А.И.Бараева" Бауржан Бекешев: "Требования ВТО по интеллектуальной собственности существенного влияния на конкурентоспособность казахстанских сельхозтоваропроизводителей не окажут".
В ответе на запрос informburo.kz Бауржан Бекешев указал, что в 1995 году вступило в силу Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPS). TRIPS устанавливает минимальные стандарты, которые должны выполняться членами ВТО по предоставлению прав на объекты интеллектуальной собственности и обеспечению этих прав. Особенностью данного соглашения является то, что его требования должны быть выполнены до вступления страны в ВТО. Невыполнение минимальных требований приведет к отказу в приеме в эту организацию. То есть к моменту вступления Казахстана в ВТО наше законодательство должно быть унифицировано в соответствии с требованиями TRIPS. И эта работа ведётся с 1997 года. В нашей стране автор уже может требовать вознаграждения за использование своего селекционного достижения.
По данным научно-производственного центра, размер платежа за использование отечественных сортов устанавливается каждым патентообладателем самостоятельно. К примеру, размер ставок вознаграждения за 1 тонну пшеницы варьируется от 550 до 1200 тенге за семена элиты, за семена I-II репродукции - от 280 до 500 тенге. То есть в случае, если покупатель будет заниматься размножением семян и их продажей, он обязан заплатить за каждую реализованную тонну. Но кто будет проверять, что покупатель делает с семенами: сеет или размножает?
В Европе за некачественные семена штрафуют, за инспекциями и проверками наблюдает правительство. У нас за использование "некондиции" никого не наказывают. Поэтому в мастер-плане добавили пункт: "За высев некондиционных семян будет введена административная ответственность".
Проблема ещё в том, что отечественных семян недостаточно, и аграриям приходиться импортировать посадочный материал. Например, в 2012 году импорт семян овощных культур составил 70% от потребности, подсолнечника – 11%, рапса – 8%.
В России похожая ситуация. И после вступления в ВТО к соседям хлынул некачественный посадочный материал. В феврале этого года "Россельхознадзор" опубликовал отчёт, где было сказано, что на российском рынке зафиксированы значительные объёмы некондиционных семян с низкой всхожестью, без документов на сортовые и посевные качества, нередко - фальсифицированные и с высокой засорённостью.
Из отчёта "Россельхознадзора": "Из-за границы в Россию многие торговые фирмы за бесценок завозят некачественные семена овощных и других культур, с просроченным, по европейским стандартам, сроком реализации. Но в России они продаются по цене элитного импорта".
После вступления в ВТО можно ожидать похожей ситуации в Казахстане. В настоящий момент транзит посадочного материала через территорию РФ за I квартал 2015 года уже превысил показатель 2014 года на 41%. Этот груз перемещался в основном в Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан.