За девять лет участия на международных турнирах Илья Ильин не проиграл ни разу. Начиная с 17 лет, когда он впервые победил на чемпионате мира среди взрослых, штангист обыгрывал всех. Всегда. Ему не мешал выскочивший локоть, как произошло на Олимпиаде в Пекине и Азиаде в Гуанчжоу. Его не могли остановить судейский заговор на первенстве в Санто-Доминго и соперники, устанавливающие собственные рекорды.

Но всё равно перед стартом было тревожно. Для Ильи это был первый старт в весе до 105 кг, где всё другое. И соперники, и их результаты. Руслан Нурудинов из Узбекистана в прошлом году поднял в сумме 425 кг: столько на официальных стартах казахстанцу ранее не покорялось. Другому противнику – россиянину Давиду Беджаняну – принадлежит мировой рекорд в толчке, установленный три года назад, – 238 кг. Сам Илья ещё в июле подчёркивал: к борьбе на таком уровне он готов.

В рывке казахстанец не допустил ни одной промашки, подняв 183, 187 и 190 кг. Илья уступил только представителю Китая Янгу 1 кг и 3 кг прошлогоднему чемпиону мира Нурудинову.

О том, какая борьба происходила в толчке, можно снять блокбастер. В нём будет всё: и сильные соперники (Беджанян и Нурудинов поочередно установили мировые рекорды), и ощущение надвигающейся катастрофы, когда Илья завалил вторую попытку, не взяв 239 кг. И тогда казахстанец пошёл на немыслимые для себя 242 кг. Переполненный Дворец спорта замолчал, можно было даже услышать комариный писк. Но вскоре тишина сменилась оглушительным рёвом. Илья установил мировой рекорд и стал чемпионом мира, набрав в сумме 432 кг, и обошёл Нурудинова благодаря тому, что весил меньше.

Одержав победу, Илья Ильин в очередной раз стал казахстанским рекордсменом. За годы независимости в наших летних видах спорта ещё не было такого атлета, который бы выиграл столько золотых медалей на мировом уровне.
_____________________________________________________________________________________

ПРОРЫВНЫЕ ПРОЕКТЫ

Седьмой соревновательный день чемпионата мира стал самым успешным для сборной Казахстана. Сначала Жазира Жаппаркул сотворила сенсацию, выиграв «серебро» в весе до 69 кг. А затем Жасулан Кыдырбаев и Владимир Седов устроили на алматинском помосте настоящую войну, которая завершилась умопомрачительной победой Жасулана. Владимир же выиграл «серебро».

МОЛОДЕЦ, ЖАЗИРА!

Четыре года назад Жазира Жаппаркул стала чемпионкой юношеских Олимпийских игр в Сингапуре. За прошедшее время тренеры не раз называли её «перспективной» и «подающей надежды», но дальше скупых похвал дело не доходило. Жазира на крупных стартах выступала старательно, но без блеска.

Час Жаппаркул пробил в пятницу. Пока вся страна ждала возвращения Майи Манезы на помост после победы в Лондоне и рождения ребёнка, Жазира готовилась к бенефису. И он ей удался.

Пока Майя в новом для себя весе брала скромные по меркам категории результаты (105 кг в рывке и 126 в толчке – итоговое восьмое место), Жазира боролась за медали.

Жаппаркул в рывке стала третьей, подняв 118-килограммовую штангу, а в толчке почти на равных боролась с могучей Ан Хи Ре из Северной Кореи. Толкнув 144 кг, наша спортсменка стала второй, уступив Ре два кг в сумме.

КАЗАХСТАНСКИЕ РАЗБОРКИ НА МИРОВОМ УРОВНЕ

Пять лет назад Владимир Седов отпраздновал свою главную победу в карьере, выиграв чемпионат мира. С тех пор он ни разу не мог выйти на прежние показатели на официальных стартах. Ему мешали то травмы, то какие-то другие проблемы.

Казалось, что карьера Владимира близится к концу. Он покинул сборную в начале 2012 года, начав по примеру Ильи Ильина тренироваться самостоятельно. «Я не могу держать в команде человека, который не претендует на медали», – был категоричен консультант сборной Энвер Туркелери.

Но год назад Владимир, пусть и с не самым выдающимся результатом, стал бронзовым призёром чемпионата мира. А потом была его свадьба с олимпийской чемпионкой Светланой Подобедовой, которую один из тренеров назвал «мощным психологическим стимулом». Объяснение было простым: «Володя не захочет быть мужем известной штангистки. Он захочет стать чемпионом сам».

В пятницу Седов поднял весомые 407 кг в сумме (повторив при этом мировой рекорд Кахиашвилиса в рывке), но для победы ему этого не хватило. Потому что это был не его день.

Жасулан Кыдырбаев официально мог вернуться на помост только 11 ноября этого года – по завершении двухлетней дисквалификации за использование станозолола. Но вернулся он 14-го. И как! В рывке Жасулан поднял 179 кг, уступая представителю Латвии и Седову.

Но в толчке Кыдырбаев был неудержим. Сначала он поднял штангу весом 215 кг, потом фактически обеспечил себе «серебро», толкнув 221 кг. Но, даже являясь серебряным призёром, он заказал 229 кг и в случае победы опережал уже завершившего выступление Седова.

Это выглядело фантастически. На алматинском помосте борьбу за главную награду в весе до 94 кг вели два казахстанца. При этом их результаты соответствовали планетарным стандартам.

Жасулан не очень долго смотрел на штангу. Он не гипнотизировал её, поскольку был уверен в своих силах. Кыдырбаев будто не ощутил тяжелейшего груза и рухнул на колени только после того, как отпустил штангу и увидел: судьи зафиксировали попытку. И он – новый чемпион мира с результатом 408 кг в сумме!

Начиная с 2006 года, когда победу в весе до 94 кг одержал Илья Ильин, состоялось семь чемпионатов мира и две Олимпиады. На счету казахстанских штангистов в этом весе два олимпийских «золота», четыре награды высшего достоинства мирового «первенства», а также два «серебра» и «бронза». Даже после перехода Ильи в новую категорию ничего не изменилось: этот вес по-прежнему наш, казахстанский.
_____________________________________________________________________________________

ТОЛКНУЛИ ТЕМУ

Выступление сборной Казахстана по тяжёлой атлетике на домашнем чемпионате мира оказалось с виду самым неудачным за последние пять лет. Если, начиная с первенства планеты в Гоянге в 2009-м, наши штангисты приучили к тому, что завоёвывают четыре или больше медалей (из них две, как минимум, золотые), то в Алматы всё было немного иначе. После шести соревновательных дней в активе казахстанцев было только «золото» Зульфии Чиншанло.

МИРОВАЯ ПРОВЕРКА

Зульфия Чиншанло

Сборная Казахстана по тяжёлой атлетике – одна из немногих команд в стране, способных отстаивать свои интересы и умеющая заглядывать дальше собственного носа. Регулярно поражая воображение тем, что при минимуме участников штангисты завоёвывают максимум наград на всех стартах, тренеры сохранили в себе умение трезво смотреть на вещи.

Пока в этом году большинство летних видов спорта подстраивало свой график под Азиатские игры, ломая календарь и старательно оберегая лидеров, тяжелоатлеты поступили иначе, отправив в Инчхон второй состав. Из четырёх олимпийских чемпионов Лондона в Южной Корее выступила только Зульфия Чиншанло.

Ещё одна отличительная особенность тяжелоатлетов от остальных – умение вовремя остановиться. Когда в 2009-м в Гоянге наша команда выиграла 4 «золота» и «бронзу», турецкий консультант Энвер Туркелери воскликнул: «Что же вы наделали? Удивлять мир надо на Олимпиадах!» После этого риторика главного тренера Алексея Ни претерпела небольшие изменения: все первенства планеты он стал воспринимать исключительно как подготовку к Олимпийским играм.

ПАДАЛИ, НО ПОДНИМАЛИСЬ

СПРАВКА "МЕГАПОЛИСА"

Специально под чемпионат мира Дворец спорта им. Балуана Шолака и раскаточная арена претерпели, может, и незаметные глазу, но существенные изменения. Так обе арены общей площадью 4200 кв. м были оснащены специальным напольным защитным покрытием. Конструкции состояли из сплава металла и алюминия. Общая длина составила 2 км, а суммарный вес 140 тонн. Вся эта конструкция с учётом разгрузки монтировалась 15 дней.

Отдельного упоминания заслуживает помост, состоящий на 70 процентов из уплотнённого пенопласта, а на 30% из металлических конструкций. Представители компании «Элейко», сотрудничающие с Международной федерацией тяжёлой атлетики уже много лет, отметили: это одно из лучших технологических решений по созданию помоста, из всех ими виденных.

Если смотреть на события, произошедшие на алматинском помосте исключительно сквозь призму ощущения триумфа в Лондоне, то картина покажется не самой радостной. Кроме феноменального выступления Зульфии Чиншанло запомнилось то, что даже при своих лучших выступлениях далеко от медалей остались Арли Чонтей и Кирилл Павлов.

Впервые за три года наша сборная выставила на чемпионат мира спортсмена, «забарабанившего» все попытки. Вызывает опасение перевод Майи Манезы в вес до 69 кг, который выглядит как временная капитуляция, а также отсутствие по причине травмы Светланы Подобедовой. Выступай Светлана в Алматы – было бы понятно, в какой она находится форме и на что способна в дальнейшем.

Поверхностный взгляд – не самый лучший. И при более внимательном рассмотрении оказывается, что не всё так страшно. Маргарита Елисеева, выступившая неудачно в Алматы, поднимала на Азиаде такие веса, которые могут ей позволить при должном психологическом настрое биться на равных с мировыми лидерами. Арли Чонтей и Кирилл Павлов, несмотря на отсутствие медалей, могут занести себе этот турнир в актив. Арли хоть и стал шестым в весе до 56 кг, по сравнению с прошлым годом улучшил свой результат на 17 кг в сумме. Павлов, занявший четвёртое место в категории до 77 кг, поднял рекордные веса в своей карьере – как в рывке, так и в толчке.

Про Чиншанло можно говорить исключительно в восторженных тонах. Вновь проиграв Азиатские игры, она продемонстрировала настрой именно на главные старты: чемпионат мира и Олимпиаду. Получив в Инчхоне удар по амбициям в лице дерзкой штангистки из Тайбэя, вырвавшей «золото», несмотря на мировой рекорд казахстанки в толчке, Зульфия готовилась к выступлению как на последний бой. Как итог: она побила свой же мировой рекорд в Алматы дважды. Также Чиншанло занесла себе в актив личное достижение в рывке, толчке и сумме.

ДОПИНГ И НОСКИ

На чемпионате мира в Алматы со сборной Казахстана не произошло ничего страшного. Главный тренер Алексей Ни как обычно был словоохотлив и категоричен. Суть его высказываний сводилась к двум констатациям: «На чемпионатах мира надо завоёвывать лицензии, а удивлять всех на Олимпиаде» и «Мне важно видеть в штангисте бойцовский дух. Когда он есть, как было с Павловым, это радует».

Три года назад на первенстве планеты в Париже казахстанская команда выиграла 2 «золота» и 2 «серебра», после чего в её олимпийских перспективах засомневались даже в Министерстве спорта. Что было в Лондоне, помнят все: 4 победы, которые привели в восторг страну и разгневали российского министра спорта Мутко.

Тогда тренеры детально проанализировали наши возможности и способности соперников и выстроили идеальную тактику. Свои лучшие веса поднимали штангисты из Казахстана, а соперники или считали «баранки», или не могли выйти на ранее заявленный высочайший уровень.

Поэтому не нужно волнений и сомнений. По спортивной части к нашим тяжелоатлетам и тренерам вопросов нет. Они появляются, когда конфликты возникают по другую сторону помоста. Скажем, когда китайская пресса два года назад из обычного визита Чиншанло и Манезы раздула скандал эпического масштаба, упирая на их возвращение, и федерация, и Агентство по спорту проиграли ту информационную войну нокаутом. Спас ситуацию лишь Алексей Ни своим эмоциональным заявлением: «Если Чиншанло и Манеза переедут в Китай – я съем свои носки!»

Впрочем, и Алексей Геннадьевич был не столь словоохотлив в ноябре прошлого года, когда сразу 13 штангистов из нашей страны попались на применении допинга. Из них у семерых было выявлено одно и то же запрещённое вещество: дегидрометил-тестостерон.

Тогда ни главный тренер, ни кто-то ещё не смогли объяснить причины катастрофы, ограничившись вялой руганью с местной антидопинговой лабораторией и ссылками на завистников.

Поэтому больших спортивных проблем у нашей сборной в Рио-де-Жанейро возникнуть не должно. А как штангисты будут реагировать на возможные ЧП – вопрос куда более сложный и интересный.

РВАТЬ И МЕТАТЬ

«Мегаполис» проследил карьерный путь Зульфии Чиншанло за последние пять лет и приятно поразился тому, как штангистка, ни разу не выигравшая Азиатские игры, стала трёхкратной чемпионкой мира.