Идеология салафизма ведёт в Средневековье

Представители салафизма категорически выступают против светскости и светского государства, также ополчились они и против его институтов, ввиду того, что деятельность всех этих структур якобы противоречит их вероучению. Однако за этими деяниями прежде всего просматривается их неприятие конституционного строя светских государств, принимаемых в нём законов и стратегического курса высшего политического руководства.

Общеизвестно, что идеология салафизма вообще не признаёт и не поддерживает законную государственную власть. Данному течению присуще признание халифата как единственной формы государственности, а шариата – как единственного источника правового регулирования.

Важнейшим элементом идеологии салафизма является также весьма специфическое представление о джихаде, который понимается только в одном значении – вооружённой борьбы за свержение всякого светского государства и создание государства исламского.

Особая опасность этого представления о джихаде заключается в том, что сторонники салафизма сегодня начинают вести борьбу не только против инаковерующих, но и против тех мусульман, которые, в принципе, не разделяют идеи упомянутого религиозного учения.

Идеологии салафизма вообще присуще насаждение идеи собственной модели государственности, а также посягательство на права, свободы и законные интересы человека и гражданина вне зависимости от его религиозной принадлежности и отношения к религии, в том числе к религии ислам.

Опасность идеологии салафизма ещё и в том, что его последователи, как правило, причисляют к категории врагов самых близких любому человеку людей – родителей, детей, семью, друзей. Практически идеология салафизма подвергает подмене такие понятия как семья, ребёнок, мать, отец, родина, вера и т.д. на иные, абсолютно ложные и чуждые ценности.

В конечном счёте опасность идеологии салафизма заключается в том, что она насаждает в гражданском обществе и особенно среди верующего населения смуту, конфликты, насилие, межэтническую и межконфессиональную рознь.

За этими действиями идеологов салафизма стоит разрушение духовных основ процветающих государств, светских демократических обществ и проповедование бесконечного вооружённого джихада – фактора, толкающего человечество назад в средневековье.

Молодеет лицо экстремизма

Краткий экскурс в проблемы борьбы с распространением салафизма показывает новый её ракурс: лицо религиозного фанатизма катастрофически молодеет.

В ряде стран мира деятельность религиозных организаций салафитов запрещена в судебном порядке, в других – принимаются программы по противодействию его идеологии.

Тем не менее ареал распространения салафизма расширяется с каждым годом. И наиболее уязвимым социальным слоем тут становится, как уже упоминалось в предыдущей публикации, молодёжь, подверженная этой идеологии в силу отсутствия жизненного опыта и соответствующего образования.

Для распространения своей идеологии в молодёжной среде салафиты призывают молодых граждан других стран на учёбу в зарубежные исламские учебные центры, занимаются активным распространением в социальных сетях соответствующих информационных материалов.

Сегодня в социальных сетях вообще вовсю разворачивается вербовочная работа в деструктивные религиозные секты – в первую очередь среди молодёжи. Особенностью этой работы является не просто использование религиозного фактора, а формирование между вербуемым и вербовщиком отношений по принципу "духовный лидер – последователь".

В результате массированной психологической атаки молодые люди уходят из дома, бросая родителей и семьи, отказываются соблюдать традиции и обычаи своего народа, законодательные акты своей страны лишь для того, чтобы "служить" религии в некоем навязанном им специфическом понимании такого служения.

Проникновение в Европу

К примеру, в Испанию непрерывно прибывают проповедники и "учёные салафиты" из Иордании, Египта, Кувейта, Саудовской Аравии и Бельгии.

Их миссия – вербовка новых адептов. Для этого они практикуют выступления перед новообращёнными и последователями. Проповеди лидеров салафитских группировок пользуются большим спросом: так, на их выступления иной раз собирается до двух-трёх тысяч молящихся.

По мнению экспертов, такие собрания в сочетании с харизматичным обликом проповедника, молодостью прихожан, большинство из которых – юные мусульмане из бедных семей иммигрантов, живущие среди относительно благополучного христианского коренного населения, являются "эффективным инструментов радикализации".


Фото Reuters

Изучение вопроса показало, что салафизм вошёл в Испанию через север – Каталонию, где самое большое число мечетей последователей салафизма: радикально настроенных групп, нетерпимых к другим верующим мусульманам.

О присутствии последователей салафитского течения в той же Австрии впервые было заявлено в 2013 году, когда в австрийской газете Die Presse была опубликована статья о салафитских мечетях Вены. В ней шла речь о том, что в этих мечетях ведётся сбор финансовых средств в помощь джихадистам, сражающимся в Сирии.

В материале указывалось, что часть прихожан этих мечетей тесно связана с исламистскими кругами Боснии и Герцеговины, а финансирование осуществляется рядом стран Ближнего Востока.

В свою очередь, Берлинское отделение Федерального ведомства защиты Конституции опубликовало анализ текущего состояния салафитской общины в столице Германии.

По данным организации BfV, салафиты в Германии – это сеть примерно из 100 ячеек (группировок) численностью от 10 до 80 членов каждая, состоящая из мужчин и женщин.

Во главе ячейки стоит лидер, пользующийся непререкаемым авторитетом у остальных её членов. При этом BfV не квалифицирует салафизм как воинственное мировоззрение, хотя считает, что он создаёт питательную среду для радикализации его сторонников, общее число которых, по оценкам спецслужб, насчитывает порядка 43 000 человек.

Между тем представители мусульманской общины Франции и премьер-министр страны Мануэль Вальс призвали к продвижению идей основного умеренного течения ислама и к борьбе с радикализацией молодых мусульман во Франции.

В газете Journal du Dimanche (JDD) были опубликованы обращения к гражданам в связи с убийством священника исламскими экстремистами. В совместном заявлении мусульман, подписанном предпринимателями, юристами и учёными, отмечается: "…мы должны высказаться, потому что ислам стал общественной проблемой, и текущая ситуация недопустима". Они призвали к культурной борьбе против радикального исламизма среди молодёжи. По их мнению, она должна включать в себя прозрачное финансирование мечетей, надлежащую подготовку и зарплату для имамов, а также теологическую работу.

Глава МВД Франции Бернар Казнёв сообщил, что с декабря 2015 года власти страны закрыли около 20 мечетей, в которых проповедовался радикальный ислам. По словам главы ведомства, в стране насчитывается около 2500 мечетей и молельных залов, примерно в 120 из них проповедуется салафизм.

В рамках актуализации проблемы салафизма во Франции планируется принятие практических мер, в числе которых создание Центра по дерадикализации верующих с целью помешать местным мусульманам вступать в радикальные группировки.

Люди, которые считаются уже ставшими на путь радикализации, но ещё не замешаны пока в преступлениях, за которые их можно поместить под стражу, по решению суда могут быть помещены в этот самый Центр по дерадикализации.

При данном центре будет действовать программа, рассчитанная на десять месяцев. В рамках программы психологи помогут молодым людям не только стать более толерантными, но и вообще отказаться от идеологии радикального ислама. Молодёжь пройдёт здесь специальные курсы профориентации. Вообще же к 2018 году бюджетные средства Франции, отведённые на борьбу с радикализацией мусульман, составят 40 млрд евро.

Азиатский опыт

Интересен и пример Таджикистана, где по иску Генеральной прокуратуры Верховный суд в январе 2009 года внёс движение "Салафия" в список запрещённых организаций.

В то же время наши эксперты в области религии считают, что такой шаг назрел и в РК, так как в казахстанском сегменте наблюдается угрожающая активизация салафизма.

Это деструктивное течение подпитывается различными востоковедческими школами, а также неким интеллектуальным и политическим исламским движением, выступающим за возвращение к первоосновам религии ислам.

За последнее десятилетие салафизм сумел систематизировать различные механизмы своей деятельности. В арсенале их целенаправленного фокуса работы – использование современных средств коммуникации, отлаженные маршруты материального и военно-технического снабжения.

У салафитов также определены и источники финансирования деятельности, которые основаны на традиционной среди террористических организаций форме разнообразных пожертвований, создании неправительственных фондов и "исламских банков". Созданы кроме того специальные базы подготовки боевиков-салафитов, сформированы склады вооружения и т.д.

По мнению экспертов, пока все эти экстремистские структуры религиозного толка не проникли на территорию РК, необходима срочная организация комплексных работ, направленных на пропаганду истинных духовно-нравственных ценностей ислама с учётом традиций и культурных норм Казахстана. На борьбу с идеологией салафизма должен быть направлен потенциал экспертного и научного сообщества, силовых структур, молодёжных организаций и НПО.