Чем объясняют в Правительстве сокращение расходов на медицину и социальную защиту казахстанцев
Сократить расходы и снизить дефицит республиканского бюджета 2017-2019 годов предложили члены Правительства депутатам Парламента. Проект закона, предусматривающий корректировку в использовании государственных средств, рассмотрели на пленарном заседании Мажилиса. Одним из поводов для перераспределения денег стал отказ Кыргызстана от помощи.
"Учитывая, что Кыргызской Республикой инициировано приостановление процедуры оказания технической помощи, в ходе обсуждения законопроекта на рабочей группе и расширенном заседании комитета по финансам и бюджету соответствующие поправки были поддержаны.Так, было предложено сократить расходы и дефицит бюджета на 14,1 млрд тенге. Дефицит будет снижен на 62,0 млрд тенге и составит 1 485,9 млрд тенге или 2,9% к ВВП. Это соответствует ориентирам, принятым в рамках экономического союза, и новой экономической политике на среднесрочный период", – доложил министр финансов Бахыт Султанов.
Впрочем, 14 млрд тенге, сэкономленные на Кыргызстане – конечно, не единственный повод для корректировки бюджета. С одной стороны, в стране отмечается улучшение экономической активности за счёт поступлений средств из нефтегазового сектора, с другой – есть ряд нереализованных в срок проектов, и теперь деньги, которые на них предназначались, необходимо перераспределить. По поводу неосвоений вопросов к членам Правительства у депутатов было множество.
"В этом году начата программа жилищного строительства "Нурлы жер". Субсидирование ставки вознаграждения по кредитам застройщиков и ипотечных жилищных займов вы уменьшаете в этом году на 18 млрд тенге. То есть из 20, предусмотренных в этом году, использованы только 2 млрд. Сравните, пожалуйста, 20 и 2 млрд – значит, выполнено всего 2%", – возмутился депутат Мажилиса Парламента Нурлан Дулатбеков.
"Да, такая проблема есть. "Нурлы жер" – новая программа, и работы по ней ведутся по пяти направлениям, субсидирование ставки по вознаграждениям кредитов и ипотечных жилищных займов лишь одно из них. В первом полугодии работа по нему не проводилась, потому что в банках второго уровня не было нужной суммы. Со второй половины года работа была начата. На следующий год банки второго уровня уже подали заявки, и я думаю, всё будет нормально", – ответил министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек.
В уточнённом бюджете расходы сокращены и на медицину – на 8,5 млрд тенге. "Какие программы остались не реализованными в связи с этим?" – поинтересовалась заместитель председателя Мажилиса Парламента Гульмира Исимбаева. В Минздраве пояснили: неосвоение коснулось сразу двух программ.
"Это программа закупки товаров и услуги, связанные с внедрение обязательного медицинского социального страхования, то есть консалтинговые услуги, подготовка, аналитика. Она вся будет реализована в начале следующего года, сейчас объявлена конкурсная процедура", – ответил вице-министр здравоохранения Алексей Цой.
"Алексей Владимирович, мы все хорошо помним ту процедуру по распределению средств, когда 80% шли на зарубежных консультантов, поэтому было высказано предложение о том, чтобы вы пересмотрели. А когда повторно внесли этот проект и мы рассматривали здесь, то министр заявил, что все процедуры согласования с банком уже прошли. А вы сейчас нам говорите, что только в октябре всё согласовали", – возмутилась вице-спикер Мажилиса.
"К сожалению, мы не можем повлиять на процедуры комитетов и совета директоров Всемирного банка. Вы знаете, что закупки по займам проводятся не казахстанской стороной, поэтому выполняем строго по их требованиям. В этом году получилось так, что с июня, когда заём был ратифицирован, мы приложили необходимые усилия, но всё равно не смогли обойти процедурные нормы Всемирного банка – это касается всех международных финансовых институтов, к сожалению", – пояснил заместитель премьер-министра Ерболат Досаев.
Наибольшее сокращение расходов в новом бюджете предусматривается на проекты Министерства труда и социальной защиты населения – свыше 12 млрд тенге. По данным профильного ведомства, впервые за последние 8 лет им удалось сэкономить и вернуть деньги в бюджет. Такая возможность, как поясняется, появилась благодаря тому, что средневзвешенные инвестиционные доходы пенсионных активов превысили уровень инфляции. Однако сокращения расходов депутаты заметили в социальной помощи инвалидам.
"Меня беспокоит, что на 1,1 млрд тенге снижаются расходы на реализацию плана мероприятий по обеспечению прав инвалидов и улучшению качества жизни инвалидов. Из этого я понимаю, что план мероприятий уже выполнен, хотя по поступающим из регионов обращениям многие инвалиды не обеспечены необходимыми средствами реабилитации. Скажите, какие виды услуг инвалиды могут недополучить в связи с этим неисполнением и с чем связано неисполнение именно по этой программе?" – поинтересовалась депутат Мажилиса Парламента Жанат Омарбекова.
"1,1 млрд тенге – это экономия, которую мы получили за счёт закупки компенсаторных средств, а также закупки услуг у неправительственных организаций и частного сектора. Ещё 380 млн тенге – средства, предназначавшиеся на замену речевых процессоров 40 нашим получателям услуг, но по состоянию их здоровья, сейчас они находятся под наблюдением врачей, этого не было сделано Эта сумма предусмотрена на 2018 год", – пояснила министр труда и социальной защиты населения Тамара Дуйсенова.
Рабочая группа депутатов, которая занималась законопроектом, уточняющим трёхлетний бюджет, отмечает, что администраторами бюджетных программ были недостаточно проработаны конечные цели, отсутствует анализ предполагаемых рисков освоения, наблюдается низкая ответственность руководителей исполнительных органов, допускающих позднее проведение конкурсов по государственным закупкам. Впрочем, подобного рода замечания парламентарии высказывают не первый раз, поэтому вопросы о нарушениях стали риторическими.
"Мой вопрос, возможно, прозвучит риторически, но я всё же хочу его задать. В рассматриваемом уточнении бюджета текущего года общая сумма перераспределённых между бюджетными программами средств составила свыше 100 млрд тенге – можно сказать, это бюджет одного государственного органа. Это говорит опять же о качестве планирования, поверхностном отношении администраторов программ к бюджетным средствам. Проводится ли анализ причин такого неосвоения?" – адресовал членам Правительства свой вопрос Аманжан Жамалов.
"Перераспределения в данной бюджетной программе связаны с двумя главными причинами: первая – это вопросы экономии по итогам государственных закупок и вторая – потенциальные неосвоения как по объективным, так и субъективным причинам", – ответил заместитель премьер-министра Ерболат Досаев.
По итогам обсуждения законопроект по уточнению республиканского бюджета депутаты Мажилиса одобрили. О том, как именно будут перераспределены средства, прочитать можно здесь.