Чего ждать от очередной амнистии в Казахстане?
Отношение к амнистии в любом обществе во все времена было неоднозначным. С одной стороны – осуждённые, которым сокращаются сроки тюремного заключения, и их родственники, конечно, радуются. С другой – потерпевшие от рук этих преступников негодуют. Яркий тому пример – предыдущая амнистия, приуроченная к празднованию 20-летия независимости Казахстана. Тогда, к примеру, наказания избежали сразу несколько злостных нарушителей правил дорожного движения, по чьей вине погибли люди. Были даже случаи, когда водители пьяными садились за руль, сбивали насмерть детей на пешеходных переходах, но их освобождали прямо из зала суда. Позже выяснилось, что закон "Об амнистии" принимали спешно и не учли всех нюансов. В работе над новым законопроектом, по словам генпрокурора, этих ошибок намерены избежать.
"Вот это я точно помню. На лиц, осуждённых или в отношении которых ведутся уголовные дела по ДТП, повлекшим смерть двух и более людей, амнистия распространяться не будет. Пока это в законопроекте. Как это будет выглядеть в конечном итоге, покажет закон", - сказал генеральный прокурор Жакип Асанов, отвечая на вопрос корреспондента informburo.kz в кулуарах Парламента.
Проект закона "Об амнистии", приуроченный к 25-летию независимости Казахстана, глава надзорного органа представил на суд мажилисменов. Согласно документу, на милость со стороны государства в первую очередь могут рассчитывать осуждённые из социально-уязвимых категорий населения:
- несовершеннолетние;
- беременные;
- женщины, имеющие несовершеннолетних детей или детей-инвалидов;
- мужчины, являющиеся единственными родителями несовершеннолетних детей, инвалидов I, II и III групп;
- женщины в возрасте 50 лет и старше;
- мужчины в возрасте 60 лет и старше;
- участники и инвалиды Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица,
- вдовы военнослужащих, погибших при выполнении воинского и интернационального долга;
- женщины, имеющие мужей-инвалидов войны и приравненных к ним лиц.
Кроме того, предусматривается прекращение производства по всем уголовным делам и делам, не рассмотренным судами, по уголовным проступкам и по преступлениям небольшой тяжести. Для отдельных категорий осуждённых появится возможность применения процедуры замены неотбытой части срока наказания штрафом или ограничением свободы либо её сокращения.
Амнистия, по данным Генеральной прокуратуры, может коснуться в общей сложности 28 тысяч граждан. При этом, как отмечается, лишь 1,5 тысячи из них реально выйдут из колоний на свободу. Амнистия предусматривается для 4 конкретных групп правонарушителей:
Первая группа. 1,5 тысячи заключённых, которые сидят в колониях за нетяжкие преступления. В их числе есть граждане, относящиеся к вышеперечисленным социально-уязвимым категориям. Вместе с тем, как отмечается, полностью от наказания их не освободят - им назначат другое наказание, не связанное с лишением свободы, и они будут под постоянным контролем служб пробации.
Вторая группа. 11 тысяч осуждённых, которым вынесено наказание в виде ограничения свободы, исправительных работ, штрафов. Эти люди фактически находятся на свободе. В связи с амнистией их намерены освободить от наказания.
Третья группа. Осуждённым за тяжкие и особо тяжкие преступления, в случае если их коснётся амнистия, могут лишь сократить срок тюремного заключения. Преимущественно, это также социально-уязвимые категории граждан.
"Хочу привести пример. Вот кому-то дали 10 лет. Он отсидел 2 года, осталось ещё 8, он ущерб погасил. Так вот, из этих 8 лет, если он попадает под амнистию, ему сократят 2, и тогда ему остаётся сидеть всего 6 лет. Кстати, возмещение ущерба - это хороший стимул. У нас сегодня в колониях сидят 3 тысячи осуждённых, которые имеют долг перед потерпевшими, перед государством - 70 миллиардов тенге", - пояснил Жакип Асанов.
Четвёртая группа. Подследственные и подсудимые попадут под амнистию в случае, если они обвиняются в преступлениях небольшой тяжести, а также если они относятся к социально-уязвимым категориям граждан.
Учитывая, что амнистия в основном затронет социально-уязвимые категории населения, в частности инвалидов, у депутатов возник вопрос: "Сможет ли государство обеспечить необходимые условия всем освобождённым людям с ограниченными возможностями?". Этот вопрос парламентарии адресовали в Министерство здравоохранения и социального развития.
"Касательно I и II группы инвалидов, а также людей преклонного возраста: если они не имеют родственников, не могут самостоятельно обслуживать себя, таких граждан мы принимаем в дома-интернаты. Сейчас дома-интернаты финансируются местными исполнительными органами за счёт местного бюджета. Данная практика у нас имеется, поэтому дополнительного финансирования не потребуется", - ответила мажилисменам министр здравоохранения и социального развития Тамара Дуйсенова.
Не меньше участников обсуждения волновал вопрос о том, кого грядущая амнистия не коснётся ни при каких обстоятельствах? По данным Генеральной прокуратуры, есть перечень из 113 статей Уголовного кодекса, по которым смягчения наказания не предусматривается. В частности, рассчитывать на амнистию не приходится: убийцам, террористам, экстремистам, педофилам, насильникам, наркосбытчикам, рецидивистам, участникам ОПГ, осуждённым за пытки, лишенным свободы пожизненно.
Ответить, коснётся ли амнистия конкретных осуждённых по громким делам, в Генпрокуратуре не смогли. Журналисты, в частности, интересовались судьбой экс-премьера Серика Ахметова, бывшего председателя правления Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаева, редактора региональной газеты "Версия" Ярослава Голышкина и учителя физики из Караганды Юрия Пака. Глава надзорного органа попросил подождать подписания закона.
"Если я сейчас скажу, что в отношении кого-то амнистия распространяется - это будет юридически некорректно. Многие мои коллеги-юристы скажут, что генеральный прокурор проявил свою некомпетентность. Даже студенты будут смеяться надо мной. Поэтому я этого не могу делать и не имею права. С другой стороны, осталось ждать немного. Я вас призываю: когда закон подпишут, мы готовы будем отвечать", - прокомментировал Жакип Асанов.
Впрочем, что касается карагандинского учителя физики Юрия Пака, обвинённого в лжетерроризме, то его амнистия, скорее всего, не коснётся.
"Лжетерроризм тоже не подпадает под амнистию. Есть общий запрет по экстремистским и террористическим преступлениям, тем, которые опасны рецидивом. Люди, осуждённые за разжигание межнациональной розни, за ложное сообщение о терроризме – они относятся к экстремистским и террористическим преступлениям, – такие люди по общим правилам не подпадают", - уточнил начальник департамента по надзору за соблюдением прав лиц Генпрокуратуры Серикбай Еримбетов.
Грядущая в Казахстане амнистия будет 9-й по счёту. Если все 8 предыдущих инициировались Правительством, то на этот раз за её проведение впервые выступил лично Президент. Ещё одно принципиальное отличие грядущей амнистии в том, что её инициируют не для снижения тюремного населения, а, как отмечается, исключительно для того, чтобы дать шанс осуждённым начать жизнь с чистого листа. При этом в Генпрокуратуре отмечают, что освобождение преступников не скажется отрицательно на криминогенной обстановке в стране.
Законопроект "Об амнистии" депутаты Мажилиса приняли, и теперь документ направят на утверждение Сената, а после – на подпись Президенту.