После принятия закона об ответственном обращении с животными вокруг системы городских отловов не утихают споры: как оказалось, далеко не все стремятся соблюдать новое законодательство. В редакцию Informburo.kz обратились зооактивисты из Мангистауской области, чтобы привлечь внимание общественности к многочисленным нарушениям со стороны местных чиновников и поставщиков. 

Корреспонденты Informburo.kz посетили актауский изолятор временного содержания безнадзорных животных, чтобы понять, на каких этапах реализации закона возникают трудности. 

Затянувшиеся госзакупки

Закон об ответственном обращении, который предусматривает систему ОСВВ (отлов – стерилизация – вакцинация – выпуск), приняли почти два года назад. Но в Мангистауской области необходимые тендеры провели только в сентябре текущего года. Договор заключили путём закупок из одного источника, а поставщиком стал индивидуальный предприниматель Сатыбалды Абдолов. Ранее он работал в сфере сельского хозяйства и туризма. 

Руководитель отлова Сатыбалды Абдолов / Фото Informburo.kz

Как пояснил предприниматель, несколько лет назад он написал в акимат письмо с предложением оказать помощь в деле регулирования численности бездомных собак, но тогда обращение осталось без ответа. А в текущем году ему позвонили из управления сельского хозяйства и предложили принять участие в тендере.

Замруководителя отдела ветеринарии областного управления сельского хозяйства Адилет Казтурган эту информацию подтвердил. По словам чиновника, никто не хотел брать на себя обязательства по отлову бродячих животных, поэтому госзакупки неоднократно срывались. В управлении вспомнили, что ранее Сатыбалды Абдолов уже выступал с инициативой в этом направлении, и решили обратиться к предпринимателю. 

Замруководителя отдела ветеринарии Адилет Казтурган / Фото Informburo.kz

По словам попечительницы фонда "Шанс" Ольги Бахтеевой, до сентября в Мангистауской области вообще не было отлова – животных, находящихся на улице, умервщляли, несмотря на законодательный запрет. А в управлении сообщили, что этим вопросом занималась государственная ветстанция, которая отлавливала собак только по заявкам жителей и действовала в рамках законодательства. 

Всё дело в деньгах

Замруководителя отдела ветеринарии сообщил, что участвовать в тендерах во программе ОСВВ приглашали многих, в том числе и зоозащитников, но те отказались. Как пояснила одна из основательниц приюта для животных "Шанс" Ирина Болатова, всё дело в деньгах, а вернее – в их недостатке. Сумма лотов, размещённых на портале госзакупок, составляет около 30 млн тенге.

Основательница приюта "Шанс" Ирина Болатова / Фото Informburo.kz

"На территории, которую выделили под отлов, не было толком ничего. Нужно было установить вольеры, соответствующие правилам, оборудовать полноценную операционную, закупить препараты, корма, платить зарплаты сотрудникам и, в конце концов, провести на территорию воду. За 30 млн это сделать невозможно, а собственных средств у нас нет. Поэтому мы и отказались. Но нашёлся тот, кто взялся. И посмотрите, что получилось", – высказалась зооактивистка.

Руководитель отлова тоже считает, что финансирования недостаточно. Он уверяет, что выделенных средств едва хватает на покрытие расходов, поэтому никакой прибыли не остаётся.

В отделе ветеринарии в свою очередь пояснили, что сумму тендеров определяли на основании ценовых предложений в соседних областях. 

На что хватило

В итоге условия содержания животных в отлове Мангистауской области далеки от тех, которые предусмотрены правилами. Вольеры созданы из подручных материалов и не имеют гладких поверхностей. Клеток на всех не хватает, поэтому в каждой живёт сразу несколько особей, что прямо противоречит правилам содержания. Собаки сидят либо на земле, либо на самодельном настиле, поэтому ни о какой дезинфекции не может быть и речи. 

Кормление в отлове Мангистауской области / Фото Informburo.kz

Но есть один плюс – собак исправно кормят. Как показывает практика, это делают далеко не во всех отловах страны. Животные питаются сырыми отходами мясопроизводства, измельчёнными в специальной дробилке. Сатыбалды Абдолов убеждён, что сырое мясо – это лучшее питание для собак.

Отлов Мангистауской области / Фото Informburo.kz

"Я в нашем регионе занимаюсь содержанием по нашему менталитету: не допускаю в питании каш, свиного жира и прочего. Я запретил посторонним людям кормить, потому что потом замечаю запах свинины. Даже были случаи, что после кормления посторонними собаки погибали. У меня еды хватает, я кормлю минимум два раза в день, поэтому в этот процесс вмешиваться не надо", – высказался руководитель отлова. 

Но зооактивисты с его мнением не согласны. Ирина Болатова считает, что кормление сырым мясом провоцирует собак на агрессию, а это особенно опасно в условиях группового содержания. 

Отлов Мангистауской области / Фото Informburo.kz

Также стоит отметить некоторые детали: на глазах журналистов из одного вольера сбежало несколько собак. Ловить животных не стали, сочли, что сами вернутся. Во время кормления в одном из вольеров случилась драка – крупная собака покусала мелкую и отняла еду. Никто из сотрудников даже не попытался разнять животных.

Операции в вагончике для еды

Отдельного внимания заслуживает операционная, в которой проводят кастрацию и стерилизацию животных. Операционный стол располагается в контейнере для еды, там же стоят холодильник для препаратов, стол с инструментами и деревянный умывальник. 

Операционная в отлове Мангистауской области / Фото Informburo.kz

На полу и других поверхностях слой грязи. Похоже, на мытьё полов не хватает воды, ведь на участке нет центрального водоснабжения.

Руководитель же отлова состоянием операционной и работой ветеринаров вполне доволен. По его словам, за всё время работы от постоперационных осложнений умерло лишь четыре-пять собак.

Операционная в отлове Мангистауской области / Фото Informburo.kz

"Я по всему региону звонил и узнавал, какой они делают наркоз. Все говорили, что рометар. И пока рометаром мы делали, у нас четыре собаки умерло. Потом я узнал, что есть золетил, и купил его. Теперь врач смешивает два препарата и получается микс, после которого собаки спокойно просыпаются", – заявил руководитель.

При этом ветеринар продемонстрировал журналистам другой препарат – ксилазал. И рометар, и ксилазал, и золетил используют в ветеринарии, но функции и побочные эффекты у этих препаратов разные. Удивительно, что глава отлова не знает, какие именно препараты используют его ветеринары.

Ветеринарные препараты в отлове Мангистауской области / Фото Informburo.kz

Более того, ветеринары в актауском отлове проводят стерилизацию самки всего за 10 минут, а это полноценная полостная операция. Сатыбалды Абдолов убеждён, что скорость – показатель высокого профессионализма.

Операционная у нас почти соответствующая, всё необходимое есть. Работают два профессиональных ветеринара. Они делают стерилизацию за 10 минут, не считая наркозного времени. Наркоз вкалывают сразу нескольким собакам, и пока одна засыпает, они другую оперируют. У меня тут не частная клиника, где за одну операцию по 38 тысяч берут, у меня тут поток. И с ним надо справляться", – рассказал глава отлова.

После операции животных возвращают в вольер на открытом воздухе. Ни антибиотиков, ни обезболивающих не предусмотрено. 

Ветеринары в отлове Мангистауской области / Фото Informburo.kz

Местные исполнительные власти осведомлены о происходящем в отлове, ведь зооактивисты регулярно направляют письма в акимат. Они убеждены, что медицинские манипуляции над бездомными животными, которых некому защитить, должны проводиться под строгим контролем государства.

Любопытные цифры

По данным отдела ветеринарии, в период с сентября по ноябрь текущего года поставщики услуг отловили 1280 животных. Если предположить, что сотрудники отлова работали без выходных, то ежедневно они изымали с улиц как минимум по 20 животных.

Статистика отдела ветеринарии управления сельского хозяйства Мангистауской области

За этот же период через процедуру стерилизации прошли 508 особей, а через процедуру кастрации – 772 особи. При условии отсутствия выходных это более 20 операций в день. Ещё 136 животных "уничтожили", но причину умервщления не уточнили. В официальном ответе также указано, что на момент формирования статистики в отлове находилось ещё 125 животных. 

То есть чуть более чем за два месяца через отлов прошло около 1500 бездомных собак и кошек – довольно внушительное количество. Согласно документу, в места отлова должны были выпустить 1280 особей, но на городских улицах их не видно.

"Мы не видим этих собак. Где они? Это же огромное количество. Их просто невозможно не заметить. Складывается впечатление, что их выпускают не в местах отлова, а где-нибудь в степи. Или вообще не выпускают", – высказала предположение Ирина Болатова.

Но руководитель отлова с такими выводами не согласился и заверил, что всех животных, прошедших через ОСВВ, выпустили в места обитания. 

Между двух огней

Пока одни жители Мангистауской области изо всех сил борются за законную реализацию системы ОСВВ, другие требуют полностью избавить улицы от собак. Сотрудники отлова обязаны реагировать на обращения граждан, но периодически их просят отловить уже чипированных собак. Перед приездом журналистов жители близлежащих посёлков собрались в изоляторе безнадзорных животных, чтобы высказать своё мнение по этому поводу.

Житель Мангистауской области Нурлан / Фото Informburo.kz

"У нас по селу бегают собаки. Каждый день в области кого-то кусают. Мы уже боимся детей одних в школу отпускать. Какая разница, есть у неё бирка или нет, это же всё равно собака. Раньше отстреливали, и всё нормально было. Мы ведь не Европа, у нас нет денег, чтобы всех их содержать. Мы сами не знаем, где мясо взять, а тут собак мясом кормят!" – возмутился сельчанин Нурлан.

На вопрос "Не стоит ли привлекать к ответственности тех, кто не следит за своими животными?" сельчанин ответил просто: "Люди не виноваты". При этом в управлении ветеринарии заверили, что ведут разъяснительную работу с населением касательно ответственного обращения с животными. 

Собаки в отлове Мангистауской области / Фото Informburo.kz

Руководитель отлова признался, что работать с населением очень непросто, ведь далеко не все жители области готовы принять новый закон. Зооактивистка Ирина Болатова считает, что виной всему – особенности менталитета.

"Вы придите в отлов и посмотрите, кто там сидит. Вы найдёте овчарок, лабрадоров, алабаев и стаффордов с купированными хвостами... Все эти собаки когда-то были хозяйскими, но их либо потеряли, либо выкинули. У нас в регионе так: собака заболела – на выброс, собака испортила мебель – на выброс, собака стала не нужна – на выброс. Убежала собака? Да чего её искать, проще новую завести. Люди не умеют нести ответственность за своих животных и не видят своей вины в происходящем", – высказалась основательница приюта.

Собака в отлове Мангистауской области / Фото Informburo.kz

Она добавила, что собак на улицах Мангистауской области действительно очень много. Но отстрел – это не выход. Ведь пока государство будет выделять деньги на отстрел, люди будут плодить и выкидывать всё новых животных. И этот круг никогда не прервётся. 

Впереди новый тендер

Срок договора с Сатыбалды Абдоловым истекает 31 декабря текущего года, а затем управление сельского хозяйства должно будет разыграть новые тендеры.

Действующий поставщик признался, что не очень хочет снова участвовать в тендере, поскольку реализовать систему ОСВВ оказалось куда сложнее, чем он предполагал: тут и дополнительные расходы, и давление зоозащитников, и недовольство местных жителей. 

Зоозащитники фонда "Шанс" тоже пока не приняли решения. Они считают, что проводить тендеры для гуманного сокращения численности бездомных животных – не очень хорошая практика. И только комплекс мер – непрерывный процесс без тендерной лихорадки с привлечением зоозащиты и помощью государства – способен реально улучшить ситуацию.

Новые тендеры на портале госзакупок ещё не размещены. Поэтому ни сумма лотов, ни предполагаемые поставщики пока неизвестны. Если госзакупки в очередной раз сорвутся из-за отсутствия участников, реализацию системы ОСВВ будут вынуждены приостановить.