Быть женщиной без женских органов: как найти в себе силы жить после врачебной ошибки
В Казахстане ежегодно около 300 уголовных дел заводят из-за ошибок медицинских работников, половина всех обвиняемых – хирурги, анестезиологи, акушеры-гинекологи. Пока идут разбирательства и поиски виноватых, пациент остаётся один на один с психологической травмой.
Как помочь тем, кто стал жертвой врачебной халатности и, например, лишился важных органов? У героини статьи спустя несколько дней после операции кесарева сечения развился сепсис, и ей удалили матку. Женщина рассказала, как справляется с потерей и что помогает ей жить дальше.
История Дианы
Мне 28. Почти два года мне приходится бороться с последствиями врачебной ошибки. После трёх попаданий в реанимацию дала себе шанс начать жить с чистого листа: каждый день я учусь заново чувствовать себя женщиной. Столкнувшись одновременно со скачками гормонов, избыточным весом, ухудшением зрения, выпадением волос, ломкостью ногтей, расслаблением тонуса мышц, нервным истощением и многими другими проблемами, я день за днём возвращаю всё в своей жизни на свои места.
Жалость к себе
Год и девять месяцев назад мне удалили женские органы. Долгое время после пережитого я продолжала жалеть себя. Слушая о проблемах своих знакомых и подруг, я каждый раз возвращалась к мысли: "Мне-то хуже пришлось". Но настал момент, когда я поняла, что ничем не отличаюсь от них, а они – от меня. Все в своей жизни сталкиваются с трудностями и все проходят через них по-своему.
Сила сообщества
Раньше у меня было сложившееся мнение о группах по интересам в соцсетях: либо это торговые платформы, либо секты. Но именно в ВК, Ватсапе, Инстаграме и Телеграме я нашла массу пабликов и чатов для поддержки людей, которые ведут борьбу с серьёзными заболеваниями, а также групп из тех, кто лишился каких-либо частей тела или органов. Это своеобразные клубы анонимных пострадавших, которые друг другу всячески помогают.
В моём случае это была группа девушек, которые перенесли удаление женских органов. Мы делились упражнениями, отзывами о лекарствах, диетами, мыслями и желаниями, а главное – поддерживали друг друга во всём. И хотя у меня была опора в лице семьи и друзей, я продолжала находиться в чате, так как считала, что никто не поймёт меня лучше участниц этого клуба.
Все об этом молчат
В сообществе меня больше всего поражало количество женщин, которые через это прошли. Я никогда не думала о масштабе ситуации, пока с этим не столкнулась. Даже не так. Я вообще о таком раньше не слышала.
Второе, что меня смущало: почему, если нас так много, все об этом молчат? Ведь в этом нет ничего постыдного: это болезнь, как любая другая. Информацию о таком серьёзном изменении в организме можно собрать лишь по крупинкам, и в основном это будут заумные докторские статьи и никакого личного опыта.
"И в болезни, и в здравии"
В один из вечеров мы подняли с девочками вопрос, почему так мало полезных ресурсов с историями из жизни. И тут мне открылась ужасная правда. Оказалось, что 70% участниц группы о пережитой проблеме не рассказывали даже мужьям. Причины были у всех свои, но зачастую мелькало: "Это личное, он не поймёт".
В моей голове никак не могла уложиться эта информация. А как же "в горе и в радости, в болезни и в здравии"? И вообще, почему он не поймёт-то? Он что, не человек? Я люблю дискуссии, но в этот раз промолчала. Каждый из нас выбрал свою точку зрения в этом вопросе.
Забота – ключ к выздоровлению
Я не агитирую жаловаться, искать во всех опору, менять своё восприятие. Но в такой ситуации стоит понимать: поддержка нужна каждому, а забота – ключ к выздоровлению. Именно это даёт нам силы бороться. Моим светом в окошке стала дочь. А ещё не могу даже представить, что сейчас было бы со мной, если бы не поддержка и забота моего мужа.
С каждым днём я всё больше понимала, что группа единомышленниц теряет баланс. Постепенно она делилась на два фронта: один из них выступал за то, что вся жизнь впереди, и трудности стоит просто пережить; второй внушал: это приговор, и нормальной жизни нам не светит. Я относилась к первой группе, но понимала, что наши противоречия занимают большую часть моих мыслей. И тут как знак свыше, что пора с этим завязывать, наш чат был отправлен в бан. Именно тогда я и поняла, что больше не хочу получать поток негативных эмоций со стороны. Я хочу радоваться жизни и по возможности дарить максимум позитива окружающим.
Комментарий психолога Елены Волошиной:
К сожалению, ценность женщин и мужчин в нашем обществе часто определяется их репродуктивностью. От этого нужно уходить. И понять, что вы остаётесь такой же полноценной женщиной, матерью, даже лишившись матки.
То, что такая женщина не будет получать удовольствие во время близости, – миф. Матка в этом процессе не участвует, мужчина не ощущает её отсутствия. Единственное, чего лишается женщина вместе с маткой, – это возможности иметь детей.
Пережить такое самостоятельно очень тяжело. Поэтому действительно важно не бояться просить помощи. Таким женщинам нужно, чтобы их обняли, настроили на совместные планы, мечты, поездки, на то, что жизнь продолжается.
Чтобы правильно с этим работать, безусловно, нужен психолог. Но ни одна травма не переживается, когда человек в эмоциях. Поэтому сначала важно рационально признать факт. И лишь потом идёт работа с чувствами. На горевание может уйти шесть-восемь месяцев, но это состояние не должно затягиваться более чем на год.
Раньше сами врачи убеждали пациенток хранить свою ситуацию в тайне от окружающих. Но когда у женщины есть тайна, это всегда будет ощущаться в её поведении, настроении. Она будет в постоянном страхе, что её тайна откроется. Поэтому самое главное для неё – это понять: она такая же женщина, как все остальные".