"Бизнесмены" Акана Сатаева: качественно воссозданные 90-е, которые никому не нужны
В кинотеатры вышла новая отечественная драма Акана Сатаева "Бизнесмены". Лента хоть и не вызывает скуки во время просмотра, но после оставляет ощущение недоумения, неудовлетворённости и ненужности современному зрителю.
Сюжет: Ануар учится в университете, когда происходит развал СССР. Ситуация в стране кардинально меняется, квалифицированные специалисты не востребованы, работу государство не предоставляет, а за продуктами нужно стоять в очередях. В мире 90-х главной и единственной силой в жизни стали деньги. Тогда главный герой вместе с двумя лучшими друзьями решает заняться бизнесом. Эта манящая лёгкой наживой жизнь подвергнет испытаниям дружбу, характер и ценности Ануара.
Режиссёр Акан Сатаев громко заявил о себе в 2007 году своим дебютом – криминальной драмой "Рэкетир". 11 лет спустя постановщик, по-видимому, решил вновь применить уже испытанную формулу в ленте "Бизнесмены". Признаки сходства двух картин очевидны – сеттинг 90-х годов, повествовательный охват от юношества и до зрелости главного героя, рассказ от первого лица с применением закадрового голоса. К сожалению, на этот раз Сатаев провалился.
Чтобы понять намерения режиссёра, стоит смотреть не столько на его дебютную работу, сколько на повлиявшие на него голливудские картины. "Рэкетир" сам по себе уже являлся казахстанской версией "Славных парней" Мартина Скорсезе, откуда был позаимствован и тон, и сценарная форма, и визуальные решения. Спустя годы Сатаев очевидно продолжает вдохновляться Скорсезе. Об этом говорят даже открывающие титры, откровенно имитирующие дизайн титров фильма "Волк с Уолл-стрит" того же режиссёра. Само по себе равнение на западных коллег – совсем не порок. Однако, заимствовать надо с умом – осознавая, что, как и почему работало в оригинале. А с этим у новой ленты Акана Сатаева есть проблемы.
На визуальном уровне "Бизнесмены" снова местами обращаются к инструментарию "Славных парней", а пара кадров напоминают работы менее утончённого режиссёра Гая Ричи ("Карты, деньги, два ствола", "Большой куш"). Но тогда как Скорсезе и Ричи упорно и последовательно продумывают постановку каждой сцены, создавая насыщенный и цельный стиль для всего фильма, Сатаев довольствуется лишь несколькими, спорадически появляющимися визуальными "фишками". В основном же фильм состоит из стандартных и заурядных чередований крупных и общих планов. Результат выглядит примерно так, как если бы школьный учитель вдруг надел ремень из крокодильей кожи от "Гуччи": общий скучный, но опрятный вид портит пусть и яркая, но применённая не к месту деталь.
Ввиду обыденности постановки, картинка в "Бизнесменах" интересна в первую очередь из-за исторического периода в кадре. Сценарий является неким калейдоскопом жизни 90-х, показывая различные её аспекты, и успевая побывать не только в Алматы, но ещё и в Акмоле, и Москве. Прошлое здесь воссоздано качественно: локации и декорации, автомобили, техника, костюмы и причёски по большей части соответствуют эпохе. Учитывая большое количество сцен и разнообразие локаций в сценарии, художниками проделана обширная и тщательная работа. Точечное применение реальных архивных роликов дополняет исторический контекст. А приглушённая цветовая гамма в коричневых тонах помогает создать ощущение того, что зритель попадает в немного выцветший с годами мир.
Звуковой ряд, наоборот, мешает погружению в прошлое. Во-первых, фильму не хватает песен того времени, которые могли бы помочь создать культурный контекст. Во-вторых, звучащая нарочито современно и подозрительно напоминающая песню "Thunder" группы "Imagine Dragons" главная музыкальная тема фильма создаёт мешающий просмотру диссонанс, когда на экране 90-ые, а из динамиков звучат 2010-ые. А когда в ленте происходит что-то драматическое, композитор решает подсказать зрителю, что надо чувствовать в этот момент, и включает "грустную пианинку".
Населяет созданный мир большое количество персонажей. На качественную проработку и раскрытие глубины экранного времени не хватает, но это компенсируется колоритностью и узнаваемостью типажей. Здесь опять даёт о себе знать калейдоскопичный подход к повествованию. Который более-менее оправдывается уровнем актёрской игры.
Главный козырь фильма - Аскар Ильясов ("Тренер", "Золотая орда"), у которого есть все задатки большой звезды. Молодой артист с редкой уверенностью единолично тянет на себе повествование, создаёт экранную харизму, не переигрывая, и делает удобоваримыми даже самые надуманные сценарные реплики. Шарип Серик снова, как и в "Районах" Акана Сатаева, играет роль шебутного друга главного героя, и по-прежнему источает живую, органичную энергию. Из центральной тройки слабым звеном является впервые получивший крупную роль Расым Жубаев, которого, кажется, наняли в основном за подходящую персонажу внешность.
Остальные актёры стоят на третьем плане, но успешно выполняют свою функцию – при минимальном экранном времени они успевают передать суть своих персонажей и оставить впечатление. Еркен Губашев ("Статья на двоих", "Финансист") вновь показывает себя как разносторонний король эпизода. Ещё, как и в "Рэкетире", Сатаев вновь на пару сцен приглашает российскую звезду. Вместо Владимира Вдовиченкова (сериал "Бригада", "Бумер") на этот раз Константин Крюков ("Вурдалаки", "Спасти Пушкина"). Но играть Крюкову нечего, он выступает больше как повышающий престиж ленты декоративный элемент. Однако в московских сценах помимо героя Крюкова есть ещё один персонаж – российский криминальный авторитет. Его двухминутное появление - самая яркая и живая часть фильма, и на фоне актёрской игры в этой сцене все старания казахстанских артистов меркнут.
В целом сеттинг 90-х, вкупе с большим количеством персонажей и достаточно высоким повествовательным темпом, не позволяет фильму стать нудным. Тем не менее создать из этих элементов достойное кино мешает сценарий. Начнём с того, что повествование строится исключительно на закадровом голосе. А когда герой не разжёвывает всё за кадром, то он прямо декларирует нужные смыслы в диалогах. Такой ленивый сценарный подход превращает "Бизнесменов" не в фильм, а в некое подобие иллюстрированной аудиокниги.
При этом, закадровый текст призван даже не позволить зрителю лучше понять переживания рассказчика, а просто объяснить сюжет, который зачастую в объяснениях не нуждается. К примеру, в одной сцене герой сначала протягивает в авиакассу паспорт и деньги и просит билет в Москву, а затем закадровый голос сообщает: "В тот же день я купил билет в Москву". Такие моменты смотрятся одновременно и абсолютным неуважением к интеллектуальному уровню зрителя, и отчаянной попыткой создателей замаскировать сюжетную скудность имитацией бурной экранной деятельности.
В глаза бросается провал в создании полноценных женских персонажей, граничащий с мизогинией. Согласно "Бизнесменам", женщины делятся на два вида: любящих и невинных жён (превращающихся затем в таких же матерей) и грудастых проституток (или же секретарш, которые отличаются от проституток только тем, что ещё умеют печатать). И вторых в мире значительно больше.
Однако фундаментальная проблема "Бизнесменов" существует на уровне задумки. Банальную дидактическую историю в основе сценария можно описать так: “жили были три кента – один начал ловить кайф и дурковать, другой стал чёртом, а третий остался чётким пацаном”. Хуже всего то, что главным героем оказался как-раз "чёткий" Ануар, из-за чего фильм напрочь лишился какого-то драматического потенциала. Ведь на протяжении ленты персонаж не меняется, конфликт отсутствует, а сюжет представляет собой череду последовательных препятствий, которые Ануар столь же последовательно преодолевает. А показывать, как герой раз за разом следует своим ценностям – это повествование уровня детских воспитательных книг. И даже то, как именно, каким трудом и упорством главный герой достиг финального успеха, остаётся за кадром. Не важно это. Главное, что мужик "чёткий".
Конечно, посыл о том, что в Казахстане 90-х можно было строить бизнес честно, кому-то может показаться правильным. Ведь среди тех, кто сейчас обедает с семьёй в фешенебельных ресторанах и ездит отдыхать в Дубай естественно найдутся и такие, кто добился своего статуса, не изменяя моральным принципам. Но сколько на каждого такого приходится тех, кто воровал и обманывал? А сколько тех, кто в попытках сохранить честь потерял всё, оказался за решёткой или даже лишился жизни? О них кино пока не снимают. И даже если отбросить эти соображения, всё равно остаётся вопрос – кому из зрителей посыл о бизнесе 90-х сейчас нужен и интересен, если настали совсем другие времена с другими правилами?