Битумные войны. Как бюрократия и жажда наживы мешают дорожным работам
Борьба за качество дорог в стране идёт полным ходом. До 2025 года, по поручению главы государства, необходимо реконструировать и обеспечить должным сервисом 24 тысячи километров республиканских трасс. Однако госпрограмма по развитию транспортной системы Казахстана фактически под угрозой срыва. По подсчётам экспертов отрасли, ежегодно для проведения необходимого объёма работ затрачивают до 1 млн тонн битума в год. Но в сфере его производства сейчас наблюдается спад: мощностей хватает лишь на 800 тысяч тонн сырья. Строительные компании обеспокоены нехваткой материала и его удорожанием в пик сезона.
В чём проблема отрасли?
Уже несколько лет представители дорожных подрядчиков поднимают одну и ту же проблему: в разгар строительных работ они сталкиваются с искусственным ажиотажем вокруг дефицита битума. Этот вопрос тянется с 2014 года, когда в Соглашение между правительствами РК и РФ о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в Казахстан добавили статью 6. Согласно этому пункту ввоз сырья из России, включая битум, запрещён. До этого его свободно доставляли на отечественный рынок из Уфы, Омска и Салавата. Это помогало погашать нехватку собственного производства.
Пользуясь возросшим спросом местные ресурсодержатели стали завышать цены. Отсутствие альтернативы вынудило подрядчиков приобретать дорогой стройматериал, который ещё и качеством уступает импортному. Минусом становился и логистический вопрос, ведь в Павлодар легче везти битум из России, а Шымкенту выгоднее продать своё сырьё ближайшим соседям. Кстати, вторая проблема, которую затрагивают эксперты, – огромные объёмы экспортируемых нефтепродуктов за границу. Тот же Узбекистан готов платить больше, чем местные компании. Поэтому предприимчивые производители реализуют материал именно там, забывая о потребностях своего рынка.
Ещё один немаловажный вопрос, который беспокоит казахстанских дорожников, – это спекуляции сырьём со стороны посредников. Цепь поставок битума в стране сейчас выглядит следующим образом: ресурсодержатель – трейдер №1 – трейдер №2 – трейдер №3 – ... – конечный потребитель. И чем длиннее эта нить, тем более завышенную цену приходится платить строительным компаниям, так как каждый из перекупщиков готов играть на стоимости в свою пользу.
Исполнительный директор Ассоциации автодорожников Казахстана Пётр Давыденко:
"Проблема в том, что компания производит и сразу отпускает битум перекупщикам – трейдерам, а не самим подрядчикам. Этих перекупщиков очень много, и в итоге цена на битум завышается".
Кроме того, в этой цепочке, по заявлениям подрядчиков, есть и такие трейдеры, которые занимаются экспортом части сырья в другие страны. Это вновь приводит к повышению цен и задержке поставок. Как следствие, подрядные организации вынуждены закупать битум по неприемлемой для них стоимости, работая в убыток. Ведь на кону – сроки, подписанные контракты и репутация.
О важности найти решение в сырьевом вопросе и необходимости честной конкуренции говорил Президент РК Касым-Жомарт Токаев в своём Послании народу "Казахстан в новой реальности: время действий":
"Не секрет, что многие рыночные ниши плотно забетонированы далеко не рыночными методами. Предприниматели не могут войти в рынок, а если и сумели войти, то вынуждены подчиняться частным монополистам. Антиконкурентные проявления сохраняются повсюду: рынок угля, электроэнергии, нефтепродуктов, связи, фармацевтических препаратов, услуги аэропортов, услуги ЖКХ, логистики. Список можно продолжать".
Послание главы государства датировано 1 сентября 2020 года. И если судить по неразрешённой ситуации с закупками битума, то выходит, что не все указания Президента выполняются должным образом. Тем временем упомянутое выше соглашение с Россией продлено до 2024 года, а значит, конечным потребителям нужно искать новых поставщиков или платить огромные суммы из своего кармана местным производителям. Получается замкнутый круг.
Что можно предпринять для развития отрасли?
Эксперты отрасли готовы поддержать казахстанских производителей сырья при условии, что местные НПЗ и НХЗ будут выдавать необходимый объём материала напрямую подрядчикам, не завышая при этом отпускную стоимость на продукт. По их словам, данный момент нужно регулировать со стороны государства. Кроме того, важно не допускать утечек казахстанского битума за рубеж. Дорожные компании выразили надежду, что Минэнерго совместно с АО "НК "Казавтожол", НПЗ и основными поставщиками сырья выработают в максимально короткие сроки стратегию функционирования системы производства и распределения нефтепродуктов, иначе дефицит заведёт отрасль в тупик.
В свою очередь работники строительного сектора предложили ещё два решения:
- снять запрет на ввоз битума из России. Установить квоту на логистические операции и объём нефтепродуктов;
- изменить на законодательном уровне ту самую цепочку поставки битума – устранить лишних трейдеров из сделки.
Эти меры призваны не только улучшить экономическое состояние сферы дорожных и строительных работ, но и наладить систему, которая поможет создавать качественные проекты в указанные сроки.
Если бездействовать
Погоня за прибылью основного республиканского ресурсодержателя, бюрократия, подставные трейдеры и нежелание идти на компромиссы в данной ситуации могут привести к коллапсу всей отрасли. Десятки дорожных проектов регионального и республиканского значения, в том числе и от лидеров строительной сферы, окажутся под угрозой срыва, а это, несомненно, скажется на дальнейшем качестве объектов. Соответственно, граждане Казахстана получат неровные дороги с ухабами, которые уже через пару лет вновь придётся ремонтировать.