Каннские завсегдатаи помнят, что три года назад Мундруцо увёз из Канн престижную награду "Особый взгляд" за ленту о том, как собаки подняли бунт и победили людей. Тогда эта история выделялась среди привычных победителей: она была одновременно и оригинальной, и слишком попсовой, чтобы быть среди награжденных. В этом году каннская публика удивилась ничуть не меньше: история летающего беженца из Сирии, настоящего ангела и нового Спасителя, только теперь родом не из Назарета, а из маленького сирийского городка, также выделяется среди остальных конкурсантов.

После пресс-показа фильма "Луна Юпитера" где-то раздались аплодисменты, где-то, наоборот, начали букать. Так бывает, когда фильм настолько не укладывается в привычный фестивальный формат, что публика не знает, как на него реагировать. К тому же этот фильм из тех, что могли бы по достоинству оценить не только кинокритики, но и любители жанрового кино. Несмотря на все отзывы от ветеранов критики, мы считаем, что "Луна Юпитера" – это достаточно необычное, очень динамичное и актуальное кино, в котором множество клише и прямолинейных религиозных аллюзий сплелись, как ни странно, в удивительно притягательный продукт.


Режиссер фильма "Луна Юпитера" Корнель Мундруцо / index.hu

У фильма есть небольшое предисловие, в котором говорится, что у Юпитера 67 спутников, и на одном из них, четвёртом и самом крупном, под названием Европа, гипотетически может существовать разумная жизнь. Первые кадры картины – пересечение границы Венгрии группой сирийцев. В кромешной тьме они плывут в новую жизнь, но, встретив пограничников, пускаются бежать. Венгры стреляют, не церемонясь, в итоге молодой сириец Ариан Дашни (Зомбор Джеггер) получает три пули в грудь от Ласло, пограничника с замашками лагерного надзирателя (Джиорджи Кзерхалми). И хотя по всем законам парень должен был умереть, он вдруг… взлетает. Чуда никто пока не видит, и парня подбирают, чтобы отвезти в госпиталь.


Трейлер фильма "Луна Юпитера" (англ)


Там Ариан пытается найти отца – кстати, плотника (здесь всё по классическим библейским мотивам), и знакомится с симпатичным, но циничным доктором Штерном, убеждённым атеистом и заядлым алкоголиком (его сыграл харизматичный грузинский актер Мераб Нинидзе). Обнаружив, что пациент умеет летать, доктор не молится и не падает ниц перед чудом, а с хладнокровностью хирурга решает делать на этом бизнес. Он эксплуатирует летающего сирийца, обещая богатым клиентам исцеления от общения с ангелом, но вскоре так проникается необычным парнем, что даже спасает его.


Члены съёмочной команды фильма "Луна Юпитера" / imdb.com

Посылая на европейскую землю беженца-ангела, Мундруцо будто предлагает сменить точку зрения на пребывающую с востока армию. Может, для Европы это не угроза, а наоборот, спасение? Да, после великого переселения народов Европа изменится навсегда, но она ведь не только потеряет, но и приобретёт? Мысль из числа тех, что порождает дискуссии на разрыв аорты.

Понятно, почему европейцам фильм очень не понравился, ведь помимо художественных претензий у них могут возникнуть и человеческие. К примеру, пункт остановки беженцев Мундруцо снял сурово, почти как концлагерь. Здесь чувствуется влияние самого успешного на сегодняшний день момент венгерского фильма "Сын Саула" – там всё действие происходит в концентрационном лагере. В 2015 году картину отметили на Канском кинофестивале Гран-при, а затем он получил "Оскара" как лучший иностранный фильм.


Кадр из фильма / festival-cannes.com

Помимо всего прочего в картине "Луна Юпитера" стоит отметить и операторскую работу Марселя Ревы – здесь она на высоте, камера всё время в движении, и экшн-сцены сняты превосходно. А особую атмосферу в происходящее добавляет и музыка: саундтрек к картине написал композитор Джед Курзель ("Чужой: Завет","Кредо убийцы"). Словом, кажется, что если и не оценят Мундруцо в Каннах, то в Голливуд его с большой вероятностью скоро позовут.

Ещё один фильм на эту тему – это режиссёрский дебют 80-летней актрисы Ванессы Редгрейв: она сняла документальный фильм о беженцах. Назвать его открытием программы 70-го Каннского кинофестиваля, понятное дело, нельзя. Да и с точки зрения кинематографа разбирать там нечего, с лучшим на данный момент документальным фильмом на эту тему – "Море в огне", получившем в 2015 году "Золотого Медведя", его даже не стоит сравнивать. Но то, что картина Редгрейв сделана в гуманных целях, с чувствами сопереживания и желания помочь этим людям, очевидно.


Актриса и режиссер Ванесса Редгрейв / festival-cannes.com

Картина Редгрейв – это большой телефильм, в котором переплелось много всего: страшные истории беженцев, поездки в печально знаменитый палаточный лагерь для мигрантов "Джунгли", расположенный в портовом городке Кале, интервью с известными британцами и простыми гражданами, стихи, которые читают Эмма Томпсон и Рэйф Файнс, архивные хроники (выступление Элеоноры Рузвельт в ООН во время ратификации Всеобщей декларации прав человека) и детские воспоминания самой актрисы. Она до сих пор помнит, как фашисты бомбардировали её родной Ковентри и как это было страшно. Фильм ценен как выражение гражданской позиции и задевает чувства за счёт самой темы. В любом случае, комплимент Редгрейв: открыть для себя режиссуру в 80 – это прекрасно.


Кадр из фильма / festival-cannes.com

Завершим этот обзор упоминанием фильма Валешки Гризебах в конкурсе "Особый взгляд". Там речь о трудовых мигрантах. В деревню в Болгарии на границе с Грецией приезжает группа немецких рабочих. Они вроде несут светлое и доброе – работают над обустройством системы водоснабжения и делают полезные вещи, но местное население их не принимает. Фильм из числа злободневных: в нём и о трудовой миграции, и о ксенофобии, и о глобализации, но по своей структуре картина больше похожа на литературное произведение, чем на фильм – в нём тщательно проработанные диалоги, внимательное отношение к деталям, но есть в программе "Особого взгляда" фильмы интереснее.