"Барсы Семиречья" готовятся к прыжку
7 мая 2017 года в Казахстане будет отмечаться 25-летие Вооружённых сил, и в честь этого знаменательного события в столице республики пройдёт грандиозный военный парад, который, как обещает Министерство обороны, станет самым масштабным в истории страны. Самой зрелищной его частью станет демонстрация авиационной техники, в том числе и новейших её образцов, совсем недавно поступивших на вооружение. Наш специальный корреспондент Григорий Беденко посетил расположение 604-й авиационной базы BBC РК в Талдыкоргане и понаблюдал, как идёт подготовка к празднику.
Министерство обороны обещает жителям столицы, да и всей страны тоже, грандиозное зрелище. В небе над Астаной за достаточно короткий период времени пройдут сразу 80 летательных аппаратов разных классов – от тихоходных военно-транспортных вертолётов до тяжёлых перехватчиков, которые способны выполнять боевые задачи на скоростях, в два-три раза превышающих скорость звука. Авиационная часть военного парада в честь 25-летия Вооружённых сил станет кульминацией этого масштабного мероприятия, в котором сегодня задействованы, без преувеличения, все казахстанские силовые структуры.
Гвоздём программы, как планируют наши генералы, должна стать демонстрация новейших образцов боевой техники, которая поступила на вооружение совсем недавно. В частности, широкой публике ещё не показывали суперсовременные ударные вертолёты Ми-35М, которые поступили на вооружение 602-й авиационной базы, расположенной в Шымкенте в январе (об этом чуть позже).
И конечно же, особенно эффектно будут смотреться новейшие многофункциональные истребители Су-30 СМ, которых у нас уже 6 единиц – половина полноценной эскадрильи. Сегодня на них летают самые опытные военнослужащие Талдыкорганской авиабазы, на личный состав которой ложится самая ответственная часть авиашоу.
Работать талдыкорганские лётчики будут со своего родного аэродрома. По прямой до столицы отсюда чуть больше одной тысячи километров – для Су-27 и Су-30 это около 50 минут в воздухе на дозвуковой скорости. Группа должна пересечь Семиречье, озеро Балхаш и обширный степной массив к юго-востоку от Караганды. Затем в специально отведённой под зону ожидания части воздушного пространства самолёты выстроятся в боевой порядок и в точно обозначенное время пройдут в районе центральной площади столицы. Затем самолёты вернутся в Талдыкорган. В воздухе истребители будут находиться чуть больше двух часов. Запасным аэродромом на случай непредвиденных обстоятельств определена Караганда.
От 604-й авиабазы в параде примут участие две группы самолётов по пять бортов в каждой. Первыми пойдут Су-30 СМ. Этот самолёт двухместный, так как создан для группового боя, завоевания господства в воздухе и отражения массированной воздушной атаки. Таким образом, в этой группе будут работать 10 лётчиков. Вторая пятёрка – это пилотажная группа "Барсы Жетысу", состоящая из модернизированных до уровня 4+ многоцелевых двухместных истребителей Су-27 УБМ 2 и одноместных Су -27 БМ 2. "Барсы" – это некий аналог "Русских Витязей", с той лишь разницей, что наши не выступают на зарубежных авиашоу. Они летают на серийных самолётах, приписанных к боевым частям. К примеру, одним из участников группы является командир 605-й авиабазы, расположенной в Актау, – полковник Тимур Омаров.
В группе "Барсов" будут работать шесть лётчиков – командирская двухместная машина и четыре одноместные. Лётчики выполнят "косую петлю", затем самое сложное – фигуру "Байтерек" – вертикальный подъём и роспуск с отстрелом ППИ (тепловых ловушек). След от тепловых ловушек в небе повторит очертания монумента "Байтерек", который является главным символом Астаны. Перед выполнением фигур пилотажная группа зайдёт в зону в боевом построении под названием "ромб". Су-30 пойдут впереди Су-27 в построении "клин" (напоминает наконечник копья).
Казалось бы, всё просто и понятно. Но это только на словах. Во-первых, все манёвры будут выполняться над центром города в районе массового скопления людей. Уже сам по себе этот факт способен вызвать у лётчиков сильный стресс. Кроме того, расстояние между самолётами во время прохождения над площадью будет составлять всего три-четыре метра, а ведь Астана находится в зоне сильных ветров, которые неожиданно могут менять направление. Поэтому внимание экипажей будет направлено на удержание машин в стабильном положении на предельных углах атаки и минимальных скоростях.
И, наконец, самое главное и самое сложное – это выйти в контрольную зону в точно обозначенное время. Отставание или опережение всего лишь на несколько секунд может привести к срыву всего мероприятия. Огромная ответственность ложится и на технический персонал авиабазы – машины необходимо обслужить так, чтобы они в день парада пребывали в идеальном состоянии. На авиашоу можно свернуть программу выступлений из-за технических неполадок, на параде же такое недопустимо.
– Наша авиабаза неоднократно принимала участие в воздушных парадах, – рассказывает командир полковник Аскар Избасов. – Личный состав знаком с особенностями выполнения таких демонстрационных мероприятий – это построение боевых порядков и сбор групп в небе Астаны. Для нас эта задача не новая, и я уверен, что личный состав справится.
– В чём особенность подобных тренировок?
– Это практически те же учения, которые проводятся или могут проводиться на различном фоне (местности), в том числе и в боевой обстановке. Лётный состав здесь отрабатывает различного рода задачи: сбор групп, построение боевых порядков, выход на цель в установленное время. Мы же всё-таки боевые лётчики – при нанесении удара по заранее заданному объекту необходимо выбрать точное время. И самой главной задачей является выход на цель в заданное время. Если раньше эти промежутки составляли от 30 до 100 секунд (это была оценка "отлично"), то сейчас необходимо добиваться секундного выхода на цель – плюс-минус 5 секунд уже недостаточно хорошо. Соответственно, при подготовке к показательным мероприятиям выполняется ещё и задача боевой подготовки.
– Как оцениваете готовность? Времени совсем мало осталось.
– В принципе, лётный состав готов к выполнению поставленной задачи, в том числе и в сложных метеорологических условиях.
– Аскар Гадылшиевич, а что с перевооружением?
– Сейчас идёт перевооружение на новый вид техники. Эта программа была разработана несколько лет назад в соответствии со стратегическим планом развития государства. В течение нескольких ближайших лет парк боевых машин будет обновлён. Буквально три-четыре года назад мы наблюдали, как к нам приходили машины военно-транспортной авиации – С-295 из Испании. Вертолёты приходили из Российской Федерации – Ми-17, Ми-171. Сейчас очередь дошла до боевых самолётов. К нам приходят многоцелевые истребители Су-30 СМ поколения 4++. Их в мире не очень много, такие самолёты эксплуатируют только те государства, которые могут себе это позволить.
Самолёты относятся к поколению 4++, потому что они имеют некоторые очень современные узлы и элементы. Это и цифровые вычислительные комплексы нового поколения, радарные системы. Сам самолёт построен таким образом, что обладает сверхманёвренностью. Авиационный комплекс позволяет выполнять боевые задачи в любых условиях.
Весь авиационный состав нашей части прошёл практическое переобучение в России. Причём многие лётчики имеют допуск уже как инструкторы, т.е. сами способны обучать лётный состав. Теперь мы можем полноценно эксплуатировать самолёты и готовить для себя кадры, не прибегая к помощи иностранных специалистов. Машина новая и уникальная по своим характеристикам, и нужен очень хороший фундамент – знания, учения, навыки – для того чтобы её освоить. Это не каждому под силу. Обязательно должны быть определённые способности. На аналоговых приборах раньше могли летать все. Современный лётчик – это тот же специалист по IT-технологиям. Всё в этом самолёте построено по последнему слову компьютерной техники.
К слову, в конце этого года в Талдыкорган придёт ещё пара Су-30 СМ из Иркутска. Общее количество машин составит 8 единиц.
Что ещё можно будет увидеть в небе над Астаной 7 мая?
МиГ-31
Двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия МиГ-31. Машина абсолютно уникальная уже тем, что никогда не поставлялась на экспорт. Сегодня стоит на вооружении только в двух странах мира – в России и в Казахстане. Первый советский истребитель 4-го поколения, создававшийся для перехвата высотных целей, идущих в стратосфере со скоростью 3 Маха. В Казахстане несколько этих самолётов базируются в Караганде и входят в боевой состав 610-й авиационной базы ВВС СВО им. Нуркена Абдирова.
Миг-29
Лёгкий многоцелевой истребитель 4-го поколения, предназначенный для ближнего воздушного боя. Один из самых массовых в мире серийных боевых самолётов с двумя двигателями. Стоит на вооружении в 25 странах мира. В Казахстане МиГ-29 входит в боевой состав 602-й авиационной базы, расположенной в Шымкенте.
Су-25
Фронтовой штурмовик. Во время войны в Афганистане получил в войсках 40-й армии прозвище "Грач". Относительно небольшой по габаритам дозвуковой самолёт несёт на себе почти полтонны брони и обладает огромным ударным потенциалом. Он способен поднять в воздух более 2 тонн бомб, ракет и неуправляемых авиационных снарядов. Кроме того, имеет на борту мощное пушечное вооружение. Cу-25 предназначен для работы по наземным целям, в частности, для уничтожения бронетехники противника. Стоит на вооружении в 23 стран мира. В Казахстане входит в состав 602-й авиационной базы (Шымкент).
С-295
Военно-транспортный самолёт среднего класса, разработанный испанским подразделением концерна Airbus Military. Способен перевозить более 23 тонн различных грузов, в том числе десант с полным вооружением, на максимальное расстояние 4 500 километров. Стоит на вооружении в 15 странах мира. В Казахстане на сегодняшний день насчитывается 8 единиц, которые входят в состав 218-й транспортной эскадрильи и базируются на военной площадке Алматинского международного аэропорта.
Ми-35М
Самое свежее приобретение Военно-воздушных сил Казахстана – 4 вертолёта этого класса вошли в боевой состав 602-й авиационной базы (Шымкент) в январе 2017 года. Об этом мы подробно писали здесь. На параде в Астане Ми-35М будет демонстрироваться впервые. Серийно выпускается российской корпорацией "Росвертол" на авиазаводе в Ростове-на-Дону. Вертолёт является глубокой модификацией самого массового в мире транспортно-боевого Ми-24 и носит индекс Ми-24 ВМ. Под индексом Ми-35М поставляется на экспорт. Предназначен для уничтожения бронетанкового вооружения, десантирования и огневой поддержки сухопутных войск, эвакуации раненых, а также перевозки всевозможных грузов в кабине или на внешней подвеске.
Ми-171 Ш
Военно-транспортный вариант вертолёта Ми-8 АМТ (Ми-171), поставляемый на экспорт под индексом Ми-171 Ш. Предназначен для транспортировки и оперативной высадки до шестнадцати десантников, транспортировки раненых на носилках в сопровождении медперсонала, перевозки грузов до 4 000 кг в грузовой кабине и на внешней подвеске. Вертолёт также способен нести ударное вооружение и работать по наземным целям – живой силе противника, бронетехнике, надводным целям, сооружениям, укреплённым огневым точкам. Может выполнять задачи огневой поддержки десанта, сопровождения военных колон, поисково-спасательных и других операций. В Казахстане входит в боевой состав 602-й авиационной базы (Шымкент).
Ми-17 V5
Экспортный вариант транспортно-боевого вертолёта Ми-8 МТВ 5. Серийно производится Казанским вертолётным заводом. Это многоцелевая военно-транспортная машина предназначена для перевозки личного состава, а также различных грузов внутри кабины и на внешней подвеске. Вертолёты этого класса могут оснащаться ударным вооружением, броневой защитой экипажа и адаптироваться под применение техники ночного видения. Вертолёт создавался с учётом всестороннего анализа опыта применения российской вертолётной техники в боевых действиях в зонах локальных конфликтов. В Казахстане Ми-17 входят в боевой состав 218-й транспортной авиаэскадрильи в Алматы (авиабаза "Первомайская"). Также несколько вертолётов входят в состав 620-го авиаполка (г. Астана), полк создан для перевозки высокопоставленных лиц.
EC 145
Лёгкий многоцелевой вертолёт. Создан франко-германским концерном Eurocopter. В военной модификации предназначен для перевозки 5-6 спецназовцев с вооружением, а также их десантирования с помощью троса и лебёдки с высоты до 30 метров. В Военно-воздушных силах Казахстана вертолёт также используется в качестве поисково-спасательной машины во время учебно-тренировочных полётов боевой авиации. Лицензионная сборка этих машин была налажена в Астане после подписания контракта между компанией "Казахстан-Инжиниринг" и Eurocopter. В результате для сборки и кастомизации вертолётов было создано СП Eurocopter Kazakhstan Engineering. Первые два вертолёта были собраны в 2011 году. На вооружении казахстанских ВВС стоит 8 таких машин. Ещё 15 были собраны для МЧС. На выставке KADEX-2016 впервые был показан сложный пилотаж на EC 145 в составе пилотажной группы "Найза".
Ка-32 A 11 BC
Наши спасатели покажут свою гордость – многоцелевой вертолёт Ка-32 A 11 BC. Машина уникальна тем, что имеет необычную соосную схему несущих винтов, благодаря которой на этом вертолёте поставлены несколько мировых рекордов. В частности, время подъёма на высоту 6 000 метров составляет 4 минуты и 46,5 секунд. Вертолёт способен подниматься на высоту 8 215 метров, а также поднимать одну тонну груза на высоту 7 305 метров. Ка-32 A 11 BC прошёл сертификацию в Канаде (BC в названии означает "British Columbia"). Эта модификация отличается двухкамерной рулевой системой, обновлённым составом оборудования и цветной маркировкой приборов. Кроме того, он обладает двумя системами пожаротушения, в том числе горизонтальной системой для ликвидации возгораний в высотных зданиях. Ка-32 A 11 BC также может перевозить грузы весом до 5 тонн на внешней подвеске.
Два таких вертолёта для МЧС были закуплены в 2012 году и за это время показали свои превосходные качества. В частности, вертолёт оказался незаменим для работы в высокогорье по заданию "Казселезащиты", а также для тушения пожаров в горах и в условиях плотной городской застройки.