Проезжаем мимо одного из автошоурумов в Алматы, где напрочь забита парковка и видно некоторое скопление людей. "Видите? – говорит водитель-таксист на очень стареньком Chevrolet. – Образовался ажиотажный спрос, и это на фоне кризиса".

В начале года эксперты предсказывали авторынку некоторое падение. Оптимистичный сценарий пророчил падение уровня продаж только по новым авто (из-за дефицита и высоких цен). Однако ситуация разворачивается вопреки прогнозам – продажи новых автомобилей в Казахстане растут. Абсолютно все автодилеры бьют рекорды.

Влияние кризиса?

В январе 2022-го, по официальным данным, было продано 3755 легковых авто, что ниже прошлогоднего результата в 2,2 раза (8342 автомобиля). На вторичном рынке многие продавцы автомобилей с пробегом сняли объявления о продаже – люди переживали из-за падения курса тенге.

А потом цены стали расти. Дефицит микросхем, проблемы с доставкой комплектующих из-за новых и сложных маршрутов логистики – так объясняли причины эксперты. Но всё это не обвалило авторынок. Сейчас аналитики говорят, что автобизнес чувствует себя очень хорошо, просто замечательно.

"Наши производители наращивают объёмы производства, увеличивают модельную линейку. Недавно прошла новость о том, что Hyundai Trans Kazakhstan временно приостанавливает производство моделей, так полюбившихся казахстанцам, – Ассent и Creta. При этом завод расширяет производство и начал производить две новые модели – i30 и Bayon. Могу сказать, что это хороший тренд, – рассказала вице-президент Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ) Анар Макашева. – Если сравнивать объёмы производства прошлого года, около 22 тысяч, и этого, то в этом году объём производства больше. Завод Hyndai Trans Kazakhstan загружен на полную мощность, в этом году по плану выпустит 47 тысяч автомобилей".

Новость о том, что Hyundai Trans Kazakhstan приостанавливает производство Ассent и Creta, наделала много шума. Казнет буквально взорвался комментариями. "Ну вот, теперь будет дефицит, а значит, и повышение цен", – комментировали в соцсетях казахстанцы. Другие стали говорить, что и без этого очередь за новыми автомобилями могла длиться годами. Третьи не менее серьёзно утверждали, что россияне скупили все автомобили и теперь Казахстан остался без новых авто.

На фоне этой паники корреспонденты Informburo.kz побывали в нескольких алматинских автосалонах, чтобы посмотреть, как выглядят пустые шоурумы, выяснить, какие автомобили ещё есть (если есть) в продаже и как будут расти цены на машины в ближайшее время.

Автомобильный ажиотаж

В шоуруме Allur есть и машины, и покупатели. Покупатели, по виду не миллиардеры, деловито ходят между новенькими автомобилями – заглядывают внутрь, фотографируют, аккуратно хлопают дверями. Менеджеры по продажам так заняты, что нет свободных пяти минут, чтобы рассказать журналистам, как обстоят дела в автосалоне. На вопросы Informburo.kz вышел отвечать руководитель отдела исследований и разработки Альтаир Бирлик.

Альтаир Бирлик

"У нас со всеми производителями прямые контракты и нет никаких проблем с комплектующими, чтобы производить автомашины здесь, в Казахстане,– рассказал он. – У нас даже две новых модели: Kia Carnival недавно вышла и скоро будет выход Kia Ceed. Это автомобили из категории "масс-сегмент". У Chevrolet прошла презентация нового Tahoe, а в начале сентября будет презентация нового Traverse. Модельные ряды расширяются – у Jac в этом году новые модели выйдут. На этот год мы прогнозируем очень хороший рост".  

"Даже с учётом того, что в январе-феврале была просадка, с марта по июнь мы всё отыграли. По сравнению с 2021 годом продажи за этот период выросли примерно на 25%", – уточнил Альтаир Бирлик.

Между тем автомобили разбирают. Интересно наблюдать за предпродажной подготовкой: если вдруг пятнышко в салоне или царапинка на кузове, всё это мастера устраняют и покупателя встречает ослепительная чистота, даже под капотом. Примерно за полчаса из автосалона выехали около семи-десяти новеньких авто.

"Льготное кредитование – это хорошая мера стимулирования спроса на автомобили отечественного производства, но даже без учёта этого рынок растёт по экспоненте", – рассказал Альтаир Бирлик.

Если посмотреть график налоговых отчислений ТОО "СарыаркаАвтоПром", то уплаченные налоги (с учётом, что налоговый год ещё не закончился) уже примерно равны сумме налогов за 2020 и 2021 годы. Можно предположить, что производство увеличилось, причём не на сколько-то там процентов, а в несколько раз.

"Этот рост начался после 2016 года. Точки роста есть в нескольких направлениях. Во-первых, автодилеры наращивают объёмы реализации за счёт новых брендов и за счёт новых моделей в этих брендах. Плюс наш автопарк был ненасыщенный – люди хотят ездить на новых автомобилях и по мере возможности меняют старые автомобили на новые либо на более новые. Этому также способствуют различные программы, которые наши дилеры предлагают потребителям – программы кредитования, лизинга, Trade-in (программы обмена старых машин на новые). Все эти инструменты успешно работают. Ежегодно наблюдается рост продаж новых автомобилей и рост продаж на рынке автомобилей в целом", – объяснила тенденции Анар Макашева.

Клиенты заходят по электронной очереди

Следующий автосалон дилерского центра Hyundai Auto Almaty. Ситуация похожая – стоят машины, ходят покупатели.

"Если бы приехали вчера, то увидели бы ещё больше покупателей. Евразийский банк выделил новый транш по программе льготного автокредитования, пришло много клиентов", – рассказал директор дилерского центра Hyundai Auto Almaty Андрей Пивоваров.

Андрей Пивоваров

За один день банк принял порядка 100 заявок. Чтобы не было столпотворения, в компании организовали электронную очередь, и теперь покупатели приходят в салон в порядке этой очереди.

"Электронная очередь сильно разгрузила и даёт возможность сохранять порядок. Это также минимизирует риски. Каждый клиент, находясь дома, может проверить, как двигается его очередь. В любой момент может посетить дилерский центр, где дадут ответы на его вопросы", – добавил Андрей Пивоваров.

"А машины-то на продажу есть? Есть чем торговать?" – спрашиваем у директора дилерского центра.

"Работаем без выходных с восьми утра до восьми вечера. У нас всё идёт хорошо, согласно нашим задачам и целям, – отвечает Андрей Пивоваров. – Временно приостановили производство моделей Ассent и Creta, но появились другие модели. Сейчас в продаже есть легковой автомобиль i30, а в ближайшее время появится кроссовер Bayon. Все наши клиенты отреагировали на эту новость нормально – многие встали в очередь на другую модель, другие решили пождать, когда производство восстановится".

Сроки возобновления производства Creta и Accent пока неизвестны. Стоимость новой модели i30 начинается от 8,8 млн тенге. Продажи кроссовера Hyundai Bayon начнутся в октябре. Стоимость автомобиля – от 10,9 млн тенге.

"В нынешних обстоятельствах некоторые игроки перестраивают бизнес-процессы, меняют представленный модельный ряд как импортируемой, так и выпускаемой техники, – прокомментировал для Informburo.kz генеральный директор Центр анализа и мониторинга авторынка (ЦАМА) Артур Мискарян. – Понятно, что на налаживание поставок и изменение технологических карт потребуется некоторое время, но в этом состоянии мировой автопром пребывает последние два года – это не тот вопрос, который решается локальными мерами".

Покупатели и менеджеры автосалона

По прогнозам экспертов, цены на новые автомобили будут расти. Насколько? Здесь нет чёткого ответа. По одним прогнозам – на 5-10%, по другим – на 20-30% и это с учётом того, что в 2021 году цены выросли на 25%.

Что же касается того, скупают ли россияне новые казахстанские автомобили (в казахстанской автоиндустрии отечественными продуктами называются корейские и французские бренды с местной пропиской. – Ред.), эксперты говорят, что такой тенденции на первичном рынке не наблюдается.

"Именно в части реализации новых автомобилей официальными дилерами мы такой тенденции не наблюдаем. Если россияне покупают автомобили, то, возможно, на вторичном рынке", – отметила Анар Макашева.


Читайте также: