Для начала немного статистики. Согласно опубликованному Ассоциацией казахстанского автобизнеса обзору, всего за первое полугодие 2015 года в стране официальными дилерами различных брендов был продан 53 081 автомобиль на общую сумму в 1 млрд 148 млн 700 тысяч долларов. Больше всего было реализовано легковых автомобилей - 35 444 единицы. Число проданных кроссоверов и внедорожников  - 12 666 единиц, а коммерческих автомобилей - 4 240. Меньше всего удалось официальным автодилерам реализовать пикапов и минивэнов: соответственно, 621 и 112 единиц.

Несмотря на принятые меры, новых автомобилей было продано на 32% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Рынок резко сдал

При этом аналитики АКАБ отмечают, что число проданных новых автомобилей могло быть ещё меньше, если бы в стране не началась реализация программы поддержки отечественных автопроизводителей, а ряд официальных автодилеров не объявил бы о старте акций по льготному кредитованию при покупке реализуемых ими автомашин. Благодаря этим шагам, считают в ассоциации, удалось несколько уравнять цены на рынке Казахстана с российскими и тем самым сократить массовый завоз "серыми дилерами" новых автомобилей из Российской Федерации, который стал возможен в результате существенного снижения курса рубля по отношению к доллару. Начиная с мая текущего года, наблюдается увеличение спроса, как на машины отечественной сборки (в мае-июне было продано 5038 единиц), так и на наиболее популярные модели зарубежного производства. Тем не менее, в сравнении с аналогичным периодом 2014 года, в нынешнем году новых автомобилей было продано почти на 32% меньше, и не факт, считают в АКАБ, что тенденция эта не сохранится.

Собранные в Казахстане корейские автомобили стали популярнее продукции российского "АвтоВАЗа".

Lada пока впереди

Весьма любопытным выглядит и рейтинг наиболее популярных марок автомобилей, составленный Ассоциацией казахстанского автобизнеса на основе полученных статистических данных. Лидером продаж на казахстанском рынке по-прежнему является продукция российской марки Lada. В июне 2015 года было продано 1 948 автомобилей с шилдиком в виде ладьи, что, кстати, отмечают в АКАБ, является самым худшим показателем для этого бренда за последние годы. А вот закрепившийся на втором месте бренд Hyundai, напротив, увеличил число продаж своей продукции. Если в в мае этого года было продано 1 325 единиц этой марки, то в июне - уже 1409. На третьем месте ещё один корейский бренд - KIA, которому в первом месяце лета удалось реализовать 1 114 своих автомобилей. Надо заметить, что "дочке" Hyundai на казахстанском рынке удалось вытеснить с условного пьедестала почёта японскую компанию Toyota, которая смогла  реализовать лишь 722 своих авто, тогда как в январе речь шла о 1 172 единицах. Вплотную к "японцам" в июне подошли французы из Renault с 712 реализованными автомобилями. А вот дела Daewoo и Skoda идут не очень хорошо. В июне 2015 года им всем вместе удалось реализовать лишь 686 машин, где 349 автомобилей от Daewoo и 337 - от Skoda. Обеим маркам в затылок дышит Volkswagen, который за счёт старта продаж модели Polo сумел обеспечить рост реализации своих автомобилей со 141 в мае  до 242 в июне.


Фото с сайта quto.ru
Если бы не модель Polo, Volkswagen не вошёл бы даже в десятку лидеров продаж

Самые доступные

Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы не обратить внимание на тот факт, что казахстанцы явно отдают предпочтение бюджетным автомобилям стоимостью максимум до 15 тысяч долларов. И это вполне естественно: согласно последним статистическим данным ежемесячная средняя зарплата в Казахстане составляет 124 227 тенге, что эквивалентно почти 663 долларам. По этой причине, если какая-либо семья задумается о покупке нового автомобиля, даже с учётом имеющейся возможности получить льготный кредит, в первую очередь её члены смотрят на цену, затем на качество и  внешний вид. Вот здесь и выясняется, что для большинства рядовых граждан Казахстана по-прежнему наиболее доступными являются автомобили марки Lada, цена которых начинается от 6900 долларов. Дешевле вазовской модели Granta стоит только существенно уступающий ей в размерах Daewoo Matiz узбекского происхождения по цене от 5 600 долларов. Идущая на третьем месте по доступности из автомобилей "в масле" модель Daewoo Nexia в минимальной комплектации стоит уже 7 400 долларов. Тогда как находящиеся в двух шагах от самой популярной модели в Узбекистане базовые конфигурации плохо раскрученных в нашей стране японской Datsun on-Do (в настоящий момент их производство приостановлено из-за проблем со светотехникой) и китайской Geely CK начинают свой разбег от 7 600 и 7 700 долларов, соответственно.


Фото с сайта uzbekautos.blogspot.com
Самым доступным для населения Казахстана является узбекский Daewoo Matiz

Далее только дороже

Интересно, что идущие на втором и третьем местах по популярности в нашей стране автомобили от Hyundai и KIA стоят несколько дороже. Наиболее доступными моделями являются седан Hyundai Accent (также известен как Verna и Solaris) и относящийся к классу городских автомобилей хэтчбек KIA Picanto. Первый в автосалонах продают по цене от 11 000 долларов, второй - от 9 500. А вот у находящейся на четвёртом месте в рейтинге популярности компании Toyota самой бюджетной является модель Corolla, продажи которой начинаются от 15 600 долларов.

Кроме модели Almera, другие бюджетные автомобили корпорация Nissan в нашей стране официально не продаёт.

Дилеры есть, моделей нет

Изучая казахстанский рынок новых автомобилей, невольно ловишь себя на мысли, что развивается он весьма своеобразно. В стране не реализуется целый ряд популярных в мире моделей, которые могли бы внести существенные коррективы в рейтинги продаж. Речь идёт о машинах таких брендов, которые имеют в Казахстане официальных дилеров. Например, компания Nissan кроме модели Almera, являющейся потомком сверхпопулярных компактных седанов Sunny и Primera, не поставляет в Казахстан такие бюджетные автомобили как Micra, Tiida или Note, которые после 2012 года претерпели серьёзнейший рестайлинг. В пользу того, что эти модели были бы у нас конкурентоспособны, говорит и их цена. К примеру, на далеко не дешёвом рынке новых автомобилей Турции, продажи Micra начинаются от 10 800, а Note - 12 100 долларов.


Фото с сайта inautonews.com
Очень популярную в мире модель Nissan Micra в официальных автосалонах нашей страны встретить невозможно

Только у "серых"

Аналогичная ситуация наблюдается и с реализацией бюджетных субкомпактных автомобилей от корпораций Toyota, Honda, Mitsubishi, Suzuki и Opel. Найти в автосалонах официальных дилеров такие модели как Toyota Yaris, Honda Fit, Mitsubishi Colt, Suzuki Swift или Opel Corsa невозможно в принципе, поскольку завозят их в страну исключительно только "серые дилеры". Как результат, пользующиеся в Казахстане огромной популярностью автомобили Toyota Yaris даже 7-летней давности уходят с рук по цене в 9500 долларов. А между тем некоторые из указанных выше моделей присутствуют на официальных рынках продаж новых автомобилей сразу нескольких стран постсоветского пространства. Например, на Украине официальные дилеры компании Toyota продают Yaris 2015 модельного года в базовой комплектации за 13 500 долларов. А в Азербайджане на ура за 10 900 всё тех же американских денег уходит стремительно набирающий в мире популярность один из вариантов Mitsubishi Colt, получивший имя Mirage, который считается серьёзным конкурентом для Hyundai Accent.

Фото с сайта paultan.org
автомобиль Toyota Yaris в Казахстане можно купить только с рук

Идите вы… в Москву

Впрочем, многое становится понятным, когда заглядываешь на сайты официальных представителей ведущих мировых автоконцернов в Российской Федерации. Даже беглый взгляд на представляемый ими модельный ряд наглядно демонстрирует, откуда завозят в Казахстан автомобили. Исключение составляет всё та же Toyota. В разговоре с informburo.kz один из сотрудников компании Toyota Motor Kazakhstan сообщил, что Corolla завозят в нашу страну из Турции, а узлы для сборки Fortuner - из Таиланда. На вопрос "почему бы тот же Yaris, как ряд и других моделей и марок автомобилей не завозить из Китая?" наш собеседник без заминки ответил: "Подобные вопросы решаются в головных офисах в Москве". Так может, именно здесь "собака и порылась"? Ведь ещё на один вопрос ответа получить до сих пор так и не удалось.

Между тем, он очень прост: почему, например, в благополучной Германии Toyota Camry 2.5 Hybrid LE у официальных дилеров идёт по цене эквивалентной 25 880 долларам (23 521 евро), тогда как в Казахстане аналогичный автомобиль, но с бензиновым двигателем в салонах продаётся по 26 600?