Авиасалон в Ле-Бурже 2017: новинки и тренды
На 52-м Парижском авиасалоне, который проходил с 19 по 25 июня 2017 года, была представлена преимущественно гражданская и коммерческая авиация. Огромное количество авиационных новинок, тенденции в развитии современной промышленности и развёрнутое участие ведущих самолётостроительных компаний сделало Le Bоurget-2017 чрезвычайно интересным мировым событием. По приглашению национальной авиакомпании Аir Astana на авиасалоне побывали и казахстанские журналисты, в том числе и наш специальный корреспондент Григорий Беденко.
По некоторым данным, авиационную выставку посетили более 150 тысяч профессионалов – представители авиапрома, бизнесмены, военные и журналисты. Количество обычных посетителей из разных стран мира превысило 200 тысяч. Экспонаты же представляли 43 государства, где в какой-либо степени работает промышленность, связанная с авиационной сферой.
В целом итоги Парижского авиасалона весьма впечатляют. В общей сложности Airbus продал 326 различных самолётов, стоимость которых составляет 39,7 миллиардов долларов. Из этого количества твёрдые контракты заключены на поставку 144 самолётов на сумму 18,5 миллиарда долларов. Ещё 182 самолёта, каталожная стоимость которых составляет 21,1 млрд долларов, были оформлены в рамках меморандума о взаимопонимании.
Больше всего заключённых контрактов пришлось на среднемагистральные самолёты линейки A320. За несколько дней, когда проводился авиасалон, было продано 306 самолётов этого класса на сумму 33,8 миллиарда долларов. 20 заказов Airbus получил на широкофюзеляжные самолёты – A330 и A350 общей стоимостью 5,9 миллиарда долларов.
Любопытной тенденций можно считать активность иранских покупателей. Сразу две авиакомпании из этой страны, в недавнем прошлом находившейся под жёсткими международными санкциями, подписали с концерном Airbus меморандумы о взаимопонимании. Документы предполагают в ближайшем будущем покупку 73 самолётов европейской постройки. В частности, Zagros Airlines намеревается приобрести 20 самолётов A320neo и 8 самолётов A330neo. Iran Airtour Airlines желает купить 45 самолётов A320neo. Если всё пройдёт благополучно, в скором времени тяжёлые для коммерческой авиации Ирана времена – когда из-за санкций новой авиатехники в страну не поступало, и население с риском для жизни летало на морально и физически устаревших лайнерах – уйдут если не навсегда, то надолго.
Boeing получил заказы на 571 самолет на общую сумму 75 миллиардов долларов.
Новинки Le Bourget – 2017
На Парижском авиасалоне было представлено большое количество всевозможных новинок самолётостроения. Экспозиция условно делилась на гражданскую и военную (вторая была представлена в меньшей степени). Причём показаны были самолёты, которые ещё даже не получили сертификатов на коммерческую эксплуатацию. Это экспериментальные машины с исследовательским оборудованием на борту и в заводской ливрее (так называется внешняя окраска фюзеляжа воздушного судна, определяющая его принадлежность). Самое приятное впечатление осталось от того, что летающие образцы авиатехники после полётов демонстрировались на статике, то есть к ним можно было подойти и потрогать руками. В некоторых случаях можно было даже подняться на борт, правда, разрешалось это только специалистам и прессе.
A321neo
Именно такие самолёты планирует приобрести наша авиакомпания Air Astana в 2019-м году. Построены они будут в дальнемагистральной версии A321 LR, то есть с дополнительными баками, позволяющими самолёту совершать беспосадочные рейсы на расстояние более 7 тысяч километров. Как заверяет руководитель Air Astana Питер Фостер, это будет совершенно фантастический продукт от казахстанской авиакомпании. В частности, бизнес-класс воздушных судов будет оборудован креслами-трансформерами, превращающимися в кровати (обо всём этом чуть позже).
A321neo – самая вместительная модель семейства модернизированных A320 . В самолёте можно установить до 240 пассажирских сидений в одном классе. Представленный на Парижском авиасалоне А321neo оснащён двигателями CFM LEAP-1A, европейского производства. Любопытно, что два таких самолёта уже пополнили авиапарк компании Virgin America. Передача ещё одного самолёта с двигателями CFM LEAP-1A состоялась прямо на авиасалоне. Счастливым обладателей новейшего лайнера стала бюджетная компания Исландии Wow air.
Относительно первой поставки А321neo c двигателями американской компании Pratt&Whitney производитель пока молчит. Очевидно, это связано с технологическими проблемами, с которыми столкнулись многие авиакомпании, получив самолёты A320neo, оснащённые двигателями PW-1000G. Как известно, у этих двигателей в процессе эксплуатации стал разрушаться третий подшипник главного вала. Поставки новых самолётов были приостановлены, а уже полученные эксплуатируются с большой осторожностью.
Аir Astanа стала первым на постсоветском пространстве эксплуатантом A320neo. Как уже было сказано выше, на базе A321neo cоздана дальнемагистральная версия A321 LR (long range).
A321 LR
Максимальной взлётная масса A321 LR составляет 97 тонн. Самолёт может совершать полёты дальностью до 7 400 км. Первый заказ на эту версию (30 самолётов) был получен от лизинговой компании Air Lease Corporation (ALC).
A350-1000
Airbus позиционирует своё детище на рынке как самый современный и технологический продвинутый в мире пассажирский авиалайнер. Принципиально новое здесь всё. Достаточно сказать, что самолёт более чем наполовину состоит из композитных материалов. A350-1000 cчитается самой крупной и вместительной моделью семейства A350 XWB. Длина самолёта составляет 74 метра. Это на 7 метров больше, чем у модели A350-900. В самолёте можно разместить на 40 пассажирских кресел больше.
А350-1000 также отличается от младших моделей модифицированной задней кромкой крыла, шестиколёсной тележкой шасси и более мощными двигателями Rolls-Royce Trent XWB-97. В целом, как утверждают в Airbus, A350-1000 cоставляет конкуренцию сразу двум моделям Boeing 777 и 787 Dreamliner.
Представленный на Парижском авиашоу самолёт оснащён пассажирским салоном. В настоящий момент он используется в испытаниях на проверку работы систем самолёта и выполняет полёты с пассажирами на борту. Предполагается, что именно этот лайнер в скором времени примет участие в испытаниях на проверку совместимости воздушного судна с инфраструктурой различных аэропортов.
К настоящему времени Airbus получил 211 заказов на A350-1000 от 12 авиакомпаний. Сертификация А350-1000 должна завершиться к концу года, тогда же и состоится поставка первого борта в Qatar Airways. Примечательно, что именно катарская авиакомпания на сегодняшний день является наиболее крупным заказчиком этой модели. Именно Qatar Airways первым получил А350-900. Всего в испытаниях участвуют три A350-1000.
A380plus
На Ле Бурже была представлена прокачанная модель самого крупного на сегодняшний день пассажирского самолёта в мире. Изменения коснулись крыла, на котором установлены новые законцовки. По заявлению Airbus, модифицированное крыло позволит сократить расход топлива на 4%. Изменено пространство пассажирского салона, а также оптимизировано периодическое техобслуживание лайнера. В результате, как утверждает производитель, в A380plus будут сокращены расходы "на кресло" до 13% по сравнению с нынешним А380.
Итогом модернизации стала увеличенная максимальная взлётная масса A380plus. Теперь она составляет 578 тонн, что позволит взять на борт дополнительно 80 пассажиров либо обеспечит увеличение дальности полёта на 555 км. Авиакомпании смогут проводить техническое обслуживание через более длительные временные интервалы. Сократится и время простоя самолёта при проведении шестилетнего техобслуживания.
В настоящее время компоновка салона для заказываемых А380 составляет 497 пассажиров. Благодаря изменениям, можно будет увеличить количество кресел до 575 при четырёх классах обслуживания. В настоящее время A380 эксплуатируют 13 авиакомпаний, в которых летают 317 самолётов этого класса. Самым крупным эксплуатантом считается компания Emirates. В её парке 97 бортов.
Boeing 737 MAX
Новейший продукт американский авиационной промышленности. Это семейство самолётов разработано компанией Boeing для замены семейства Boeing 737 Next Generation. Основное изменением станет использование более мощных двигателей CFM International LEAP-1B. Некоторым изменениям подвергся и планер. В частности, новый лайнер оснащён очень красивой законцовкой крыла, позволяющей снижать индуктивное сопротивление и экономить топливо. Поставка первого 737 MAX заказчику запланирована на 2017 год.
Новый американский авиалайнер позиционируется как главный конкурент европейского A320neo. Boeing заявляет, что 737 MAX будет расходовать на 16% меньше топлива, чем нынешний Airbus A320, и на 4% меньше, чем Airbus A320neo. Всего планируется выпускать три модификации авиалайнера – 737 MAX 7, 737 MAX 8 и 737 MAX 9. Они будут разрабатываться на основе моделей 737 – 700, 800 и 900ER, соответственно.
На Boeing 737 MAX будет устанавливаться внутренняя отделка салона Boeing Sky Interior с багажниками и светодиодной подсветкой, разработанными для Boeing 787 Dreamliner. На новый самолёт уже поступило более 2 200 заказов от 47 различных покупателей, 100 из которых оформила авиакомпания American Airlines, 201 индонезийская Lion Air, 35 американские Aviation Capital Group и Southwest Airlines с заказом на 200 самолётов. Norwegian Air Shuttle стала первым европейским заказчиком нового 737, с заказом на 100 бортов.
Военные
F-35 Lightning II
Безусловно, настоящей звездой 52-го Ле Бурже стал новейший американский истребитель-бомбардировщик 5-го поколения F-35. Что любопытно, самолёт этот тщательно прятали от глаз посетителей – он располагался на самой дальней стоянке аэродрома. На статике "Молнии" также не было. Истребитель можно было увидеть только во время показательных полётов.
Американский концерн Lockheed Martin разрабатывает самолёт в трёх модификациях: наземный истребитель (CTOL) для нужд ВВС США, истребитель с укороченным взлётом и вертикальной посадкой (STOVL) для Корпуса морской пехоты США и ВМС Великобритании, и палубный истребитель (CV) для нужд ВМС США. В консорциум во главе с Lockheed Martin вошли также Northrop Grumman Corporation, Pratt & Whitney, Rolls-Royce plc, Allison и British Aerospace. В общей сложности, на разработку самолёта было затрачено 56 миллиардов долларов. Согласно заявлению президента Трампа, полная стоимость проекта составила 400 миллиардов (вместо 380 в 2013 г.), стоимость одной машины в среднем превысила 150 миллионов без вооружения и обслуживания.
Первоначальные планы поставок F-35 для нужд американских Вооружённых сил составляли 179 единиц в 2011 году. Планы были пересмотрены в 2014. Сумма сделки составила 4,7 миллиарда долларов. Всего закуплено 43 самолёта, 29 из которых для американских ВВС. Остальные будут поставлены Израилю, Японии, Норвегии, Великобритании и Италии. После того как в конце 2016 года Дональд Трамп подверг критике программу создания новейшего боевого самолёта из-за её стоимости, корпорация Lockheed Martin объявила о снижении стоимости истребителей F-35 до 85 миллионов долларов в 2019 году.
В этом году F-35 планируется вооружить тактической ядерной бомбой B-61. Самолёт будет иметь возможность нести два боеприпаса мощностью от 0,3 до 340 кТ в тротиловом эквиваленте на внутренней подвеске. F-35A заменит истребитель F-16 в качестве основного носителя тактического ядерного оружия НАТО.
Dassault Rafale
Французский многоцелевой истребитель 4-го поколения, разработанный компанией Dassault Аviation. Принят на вооружение BBC и ВМС Франции в 2004 и 2006 годах, соответственно. С тех пор истребитель постоянно модифицируется. Компания предлагает следующие версии самолёта: Rafale C (одноместный наземного базирования), Rafale M (одноместный корабельного базирования) и Rafale B (двухместный корабельного базирования). Флотская модификация Rafale B/M способна нести ядерное оружие.
В настоящее время на вооружении французской армии стоят 142 борта. Заказано ещё 180. Из них 52 Rafale B и 48 Rafale С находятся в частях ВВС и 42 Rafale М на флоте.
Девять истребителей продано в Египет, при общем заказе в 36 бортов. Также планируются поставки в Катар – 24 борта, и в Индию – 36 бортов. 31 января 2012 стало известно, что компания Dassault Aviation стала победителем индийского тендера MRCA на поставку 126 многофункциональных истребителей для ВВС Индии. Французская компания Dassault Aviation настаивала на 10,5 миллиарда евро. В мае цена была снижена до 7,8 миллиарда. Согласно условиям тендера, победитель должен будет впоследствии реинвестировать в индийскую промышленность 50% от стоимости контракта.
Rafale принимал участие в боевых действиях в Афганистане, в Ливии, а также применяется в настоящее время в операциях против группировки "Исламское государство".
А400М
Четырёхмоторный турбовинтовой военно-транспортный самолёт, разработанный военным подразделением компании Airbus (Airbus Military). Серийно производится на авиазаводе в испанской Севилье. Принят на вооружение в 2010 году. В общей сложности к настоящему времени заказано 192 самолёта, поставлено 38. В перспективе планируется построить до 400 бортов. Самолёт стоит на вооружении ВВС Франции, Германии. Великобритании, Испании, Малайзии, Турции, Бельгии и Люксембурга.
Грузоподъёмность A400М составляет 37 тонн (120 десантников). Самолёт обеспечивает переброску войск и грузов, их десантирование парашютным или посадочным способом в любых метеоусловиях и ночью с использованием неподготовленных ВПП, в том числе грунтовых, имеет относительно низкую стоимость жизненного цикла.
Кроме того, A400М способен выполнять полёты на высокой дозвуковой скорости на малых высотах в составе группы, имеет бронированную кабину экипажа и жизненно важных систем. На A400M cмонтированы четыре подкрыльевых пилона для установки на них подвесных агрегатов заправки или контейнеров системы РЭБ. По оценке его создателей, срок службы новой машины составляет не менее 30 лет, а диапазон эксплуатационных температур ± 50°C. Также А400М может выполнять функции воздушного танкера.
Премия Skytrax
Национальный авиаперевозчик Казахстана – Air Astana подтвердила свой статус лучшей авиакомпании Центральной Азии и Индии. Произошло это в шестой раз подряд во время вручения премии Skytrax World Airline Awards. Премию ежегодно вручает консалтинговое агентство Skytrax – ведущий глобальный оценщик качества услуг авиакомпаний и аэропортов.
Наша авиакомпания также получила приз в номинации "Лучшее бортовое обслуживание в странах Центральной Азии и Индии" пятый раз подряд. Торжественная церемония проходила в музее истории авиации, расположенном в Ле Бурже. Рейтинг формируется на основе результатов исследования удовлетворённости пассажиров, которое считается самым масштабным в мире. С августа 2016 года по май 2017-го проходило онлайн-голосование на русском, английском, испанском, китайском и других языках. Авиапассажиры из 100 стран подали около 20 миллионов анкет.
Во время опроса изучалось отношение авиапассажиров к таким аспектам как регистрация, посадка на рейс, комфорт на борту, чистота внутри лайнера, еда, напитки развлекательная программа и т.п. Опрос охватил 200 авиалиний от крупных международных авиакомпаний до локальных авиаперевозчиков.
Эдвард Плайстед, главный исполнительный директор Skytrax:
- По результатам наших опросов, "Эйр Астана" по-прежнему пользуется популярностью, получая поддержку как от казахстанских, так и международных пассажиров. Компания сохранила своё место в топ-50 лучших авиакомпаний мира наряду с гораздо более известными национальными авиаперевозчиками. И это по сути является блестящим достижением.
"В ближайшие 10 лет авиакомпания будет расширять свою международную маршрутную сеть, используя развивающий авиатранспортный хаб в Астане и делая ставку на стратегическое расположение Казахстана между Северной Азией, Европой, Россией и Южной Азией, – говорится в пресс-релизе Air Astana по случаю знаменательного события. – Особое внимание уделяется развитию транзитных перевозок через новый международный терминал, открытый к началу EXPO. Он обладает пропускной способностью 8 млн пассажиров в год, что позволит закрепить аэропорт Астаны в качестве ведущего транзитного хаба Центральной Азии. Это даст "Эйр Астане" зону покрытия в 235 миллионов человек".
Loading...
– Мы очень гордимся тем, что получили награду, и гордимся, что у нас есть замечательная команда, которая помогла нам добиться успеха, – заявил президент Air Astana Питер Фостер. – Сейчас мы являемся лучшей компанией Центральной Азии и Индии. Очень много конкурентов на этом рынке: Пакистан, Индия, Шри-Ланка, вся Центральная Азия. У нас более чем 30 конкурентов на сегодняшний день. Эту премию вообще заработать не так легко. К примеру, Lufthansa победила в номинации "Лучшая авиакомпания Европы" впервые за последние годы. Её главным конкурентом была Turkish Airlines, которая побеждала в течение шести лет.
– Самая главная наша цель – это, конечно же, расти и развиваться. Сейчас наш флот состоит из 32 самолётов, через 9 лет, к 2026 году, он увеличится вдвое и составит 64 воздушных судна. У нас также есть ещё одна важная цель – сделать столицу Казахстана настоящим транспортным хабом. Мы будем соединять столицу Казахстана с другими городами мира. Мы также будем расти и в плане улучшения сервиса.
- Какие новые рейсы будут открыты в ближайшее время?
- Мы планируем новый рейс из Астаны в Дели, и только недавно вновь запустили рейс из Астаны в Киев. Этот рейс был возобновлён.
- Расширение маршрутной сети потребует дополнительных затрат. Как вы намерены расширять капитализацию авиакомпании?
- У нас очень амбициозные планы, и для этого необходимо иметь выход на рынок капитала. Мы надеемся, что сможем поднять капитализацию нашей авиакомпании через IPO.
- Какой процент акций будет выпущен на биржу, и не опасаетесь ли вы, что акции купят другие авиакомпании?
- Об этом пока рано говорить.
- А если вашими инвесторами будут другие авиакомпании?
- Мы считаем, что это не обязательно, так как есть другие достойные авиакомпании, которые могут зайти на рынок. Дело в том, что инвестиции других авиакомпаний в нашу могут повлиять на политику нашего развития, что нежелательно. Air Astana – это авиакомпания Казахстана, и очень важно, что мы учитываем в первую очередь стратегические нужды Казахстана.
- Фонд "Cамрук-Казына" должен защитить вас каким-то образом от подобных сценариев?
- Все решения будут приниматься совместно авиационным менеджментом "Cамрук-Казына" и BAE Systems. В коллективном решение в первую очередь отразятся интересы авиакомпании.
- Вы активно развиваете хаб в Астане. А что будет с Алматинским аэропортом? Есть ли смысл строить здесь новый терминал?
- Первая причина, почему мы перемещаем все международные рейсы в Астану – это завершение строительства нового терминала. Пока в Алматы не будет нового терминала и соответствующих условий для авиакомпании, мы будем выполнять все главные рейсы из Астаны. Но при этом Алматы остаётся для нас очень важным рынком. На сегодняшний день это самый крупный город в Казахстане. Мы очень надеемся, что в Алматы рано или поздно будет построен новый терминал.
- Однако руководство аэропорта Алматы утверждает обратное: они не расширяются потому, что Air Astana ушла.
- Авиакомпания идёт туда, где есть инфраструктура.
- Каковы планы по расширению авиапарка? Известно, что у вас возникли серьёзные проблемы с недавно приобретённым А320neo.
- Да, у нашего нового самолёта A320neo есть проблемы с двигателями PW-1000 G американской компании Pratt&Whitney. Но эти проблемы должны быть решены, так как компания глобальная, и на кону сейчас её репутация. В последнее время Pratt&Whitney очень активно работает с Airbus и с огромным количеством авиакомпаний. Крупнейшим эксплуатантом самолётов с двигателями PW-1000 G является Lufthansa, которая также испытывает аналогичные затруднения. Пока мы приостановили поставки. Мы не приобретём ни один самолёт, пока двигатели PW-1000 G не доведут.
- Сроки поставок изменились?
- Два A320neo должны были прийти в мае текущего года. Теперь поставка отложена до 2018 года. На сегодняшний день заключены контракты на поставку 14 самолётов. Это будут A320neo и A321LR. Мы пока в процессе переговоров, и точное количество бортов той или иной модификации окончательно не утверждено. В A321LR будет 166 мест. Cамолёт предназначен для дальних рейсов. В бизнес-классе разместят 16 раскладывающихся кресел и 150 обычных кресел в эконом-классе. Эта версия придёт в 2019 году. Также хочу сообщить, что в следующем году мы планируем приобрести региональные самолёты. Однако пока не могу сказать, что это будут за самолёты и какая компания является их производителем. Региональные самолёты, который мы планируем закупить, рассчитаны на чуть более 100 мест в эконом-классе. Они будут выполнять местные рейсы внутри Казахстана и в страны Центральной Азии, а также совершать относительно короткие перелёты в города России и на Кавказ. Это будут турбовинтовые самолёты.
Loading...
- А что с Boeing 787?
- Поставка "Дримлайнеров" в планах авиакомпании. Они придут, но пока неизвестно, в каком году это будет. Эти самолёты требуют больших инвестиций. Необходимо быть уверенным, что такие инвестиции будут оправданы. Ключ к этому – транзитный бизнес, соединение не только двух точек на карте, но и трёх-четырёх, участие в рейсах других авиакомпаний. Например, Индия – Казахстан – Великобритания или Индия – Казахстан – США. Или Китай – Казахстан – США. Вариантов может быть много. Сейчас, думаю, самый ранний возможный срок поставки этих самолётов – 2020 год.
- Как проведение EXPO отразилось на работе вашей авиакомпании? Известно, что на время проведения выставки была объявлена политика "открытого неба" для других авиакомпаний.
- Я считаю, что это было очень хорошим решением. Чем больше авиакомпаний придут в Астану, тем лучше и быстрее будет развиваться авиационный хаб. Мы полностью поддержали это решение. Мы надеемся, что эти авиакомпании останутся. В целом пассажиропоток вырос на 20%.