Американская киноакадемия пересмотрит номинацию Андреа Райзборо на "Оскар" за лучшую женскую роль. Включение британской актрисы в список претендентов на одну из самых престижных наград в кинематографе вызвало немалое удивление – главным образом потому, что малобюджетная кинодрама "Ради Лесли" (To Leslie), в которой она снялась, осталась практически незамеченной. Теперь киноакадемикам предстоит изучить, не была ли нарушением правил кампания в пользу её выдвижения, которую активно вели в Голливуде перед "оскаровским" сезоном.

При этом эксперты не ставят под сомнение актёрские достоинства Райзборо и соответствие её мастерства необходимому уровню.

В фильме "Ради Лесли" Райзборо сыграла мать-алкоголичку, которая растранжиривала лотерейный выигрыш. Лента получила хорошие отзывы критиков, но не имела широкого проката и собрала, как сообщается, всего 27 тысяч долларов. Её премьера состоялась в марте прошлого года на фестивале South By Southwest, который, в отличие от Торонто Венеции или Канн, не считается ключевым в гонке за наградами.

В прошлом Райзборо была известна ролями в таких фильмах как "Обливион" (Oblivion), "Бёрдмэн" (Birdman) и "Смерть Сталина" (The Death of Stalin), в котором она сыграла дочь диктатора Светлану Аллилуеву.

Выдвижение Райзборо на получение "Оскара" активно поддерживали многие звезды Голливуда, в том числе Кортни Кокс, Сьюзан Сарандон, Шарлиз Терон и Гвинет Пэлтроу. Конкуренцию в этой номинации ей в числе прочих составляют Кейт Бланшетт – за психологическую драму "Тар" (Tar), где она сыграла дирижёра Берлинского филармонического оркестра, а также Ана де Армас, звезда байопика о Мэрилин Монро "Блондинка" (Blonde).

Андреа Райзборо / Фото Reuters

У Совета управляющих Американской академии киноискусства возникли вопросы по поводу легитимности кампании в поддержку Райзборо. После многочисленных звонков и электронных писем с требованиями разобраться в ситуации на вторник назначено заседание, на котором и будет рассмотрен вопрос о спорной номинации.

В опубликованном академией ещё в пятницу заявлении говорилось, что её первостепенная цель – "проводить состязание честно и этично" и управляющие хотят удостовериться в том, что "правила не были нарушены". Они также намерены выяснить, "не нужно ли как-либо поменять эти правила в новую эпоху соцсетей и цифровой коммуникации".

Главные претензии критиков к выдвижению Райзборо связаны с несколькими постами в соцсетях, где не только превозносится британская актриса, но упоминаются и её соперницы, что строго запрещено. Академики подчёркивают, что попытки любых негативных или уничижительных отзывов о конкурентах, а также нелестного сравнения таких конкурентов со своими протеже будут жестоко караться.

Один из критиков сравнил Райзборо с Бланшетт, и сравнение было не в пользу последней / Фото Reuters

При этом многие ссылаются на уже удалённый пост в Instagram критика Ричарда Ропера, написавшего: "Как бы мне ни нравилась работа Бланшетт в фильме "Тар", моей любимой исполнительницей этого года стала похожая на хамелеона Андреа Райзборо".

И если в желании критика поделиться своим личным мнением не было ничего предосудительного, его нелестное сравнение и противопоставление Бланшетт и Райзборо можно расценить как нарушение правил.

Впрочем, нарушения могли быть совершены совершенно неумышленно и безо всяких задних мыслей. Поэтому лишение Райзборо номинации, как говорят специалисты, представляется маловероятным, хотя и возможным.

В прошлом бывали случаи, когда претендентов лишали номинации, правда, не в актёрских категориях. Главной причиной таких решений было именно нарушение правил лоббирования. К примеру, вы можете как угодно рекламировать себя и свой фильм, но ни в коем случае нельзя лично звонить участникам голосования.

Некоторые другие громкие скандалы с отзывом номинаций

Фото Getty Images
  • В 2012 году норвежский фильм "Туба Атлантик" (Tuba Atlantic) был номинирован на "Оскар" в категории "Лучший игровой короткометражный фильм", но когда выяснилось, что до официального показа в кинотеатрах его успели показать по норвежскому телевидению, номинацию пришлось отозвать, поскольку это нарушало правила академии.
  • В 2013 году Американская академия киноискусств решила исключить из номинантов на "Оскар" в категории "Лучшая песня к фильму" композитора Брюса Броутона, автора песни "Один ещё не одинок" (Alone Yet Not Alone) к одноимённому фильму. В процессе голосования он писал коллегам письма с напоминанием о своём участии в номинации. Броутон в прошлом входил в совет управляющих академией, и его действия были  расценены как злоупотребление служебным положением.
  • В 2017 году киноакадемия всего за день до церемонии вручения премии "Оскар" отменила номинацию Грега Расселла в категории "Лучшее сведение звука" за драму Майкла Бэя "13 часов: Тайные солдаты Бенгази" (13 Hours: The Secret Soldiers of Benghazi). Как выяснилось, Грег Расселл тоже звонил членам оскаровского комитета, чтобы узнать, не пропустили ли они его работу, что было расценено как грубое нарушение правил.