Алматы во тьме: почему в городе такое плохое освещение и будет ли что-то меняться
"Пробираемся домой в кромешной тьме", – жалуются алматинцы в социальных сетях. Осенью проблема освещения в Алматы стала ощущаться ещё острее: не только во дворах, но и на широких центральных улицах ночью стоит мрак.
Уличные фонари либо вовсе не горят, либо горят слишком тускло. В итоге свет исходит только от фар автомобилей и бизнес-точек вдоль улиц. А когда город окутывает туман, то мегаполис превращается в Сайлент-Хилл из фильмов ужасов.
"С июля подаю заявку на подключение освещения по улице Гёте. Утром и вечером темнота по тротуару, а в дождь ещё и огромные лужи, которых не видно. Получаю одни отписки, четыре месяца ответ стандартный – не хватает рабочего персонала, ваша заявка перенесена на две недели вперёд, или заявка опять на рассмотрении… Сколько можно рассматривать? Пора, наверное, уже работать", – пишет в социальных сетях алматинка Натали Янис.
И таких сообщений немало. На все жалобы Open Almaty отвечает по одной и той же схеме: "Ваше обращение зарегистрировано, его статус можно уточнить в мессенджере Open Almaty или в колл-центре 1308".
Почему город так плохо освещён? Аким Алматы Ерболат Досаев не раз подчёркивал, что проблема – в недобросовестном подрядчике, с которым в 2018 году заключил договор бывший глава городской администрации Бауыржан Байбек.
Речь о консорциуме, в который входили компании "ABM-Вuilding 2007", ТОО "Электроремонт" и ТОО "ABM-Project". Они должны были заменить 44 тысячи светоточек по городу, но по факту модернизировали только 13,5 тысячи. Работы были выполнены лишь на 35%. Из-за этого акимат города в сентябре этого года подал на консорциум в суд и выиграл его.
Что же теперь? После того как акимат прекратил сотрудничество с АВМ, ведомство передало все обязанности по освещению города районным акиматам. Те в свою очередь стали подписывать договоры с "Алматы Қала Жарық" (АҚЖ). Это подведомственное акимату предприятие, которое занимается освещением города.
Первым договор с АҚЖ в рамках пилотного проекта подписал акимат Алмалинского района. И результатами там, по-видимому, довольны.
"В прошлом году к нам ежедневно приходило 100 обращений. Из них 80 касалось проблем с освещением. Заявки могли лежать с октября по декабрь, а затем переходили на следующий год. Жильцам говорили: "Ваша заявка принята в работу", но по факту они не отрабатывались. Теперь с 1 августа мы первыми начали работать с "Алматы Қала Жарық". За это время к нам поступило 758 обращений, из них сегодня отработано уже 694, то есть 82% заявок. Мы заменили более 3000 светильников и до конца года отработаем оставшиеся", – рассказал Толеген Акимхан, заместитель акима Алмалинского района Алматы.
По его словам, если раньше в Алмалинском районе работала одна автовышка, то сегодня ежедневно на работу заступают семь автовышек и три оперативные бригады. Это позволило сократить время обработки обращений до пяти дней.
"У нас работают мессенджер WhatsApp и соцсети Instagram и Facebook, где мы принимаем заявки от жителей района. В течение пяти дней мы даём ответ. На место выезжает оперативная бригада АҚЖ, которая выясняет причину замыкания. После этого, через день, туда заходит ремонтная бригада, которая устраняет все неполадки", – заметил Толеген Акимхан.
Кроме ремонта светоточек АҚЖ с августа начало заменять старые светильники на новые, энергосберегающие по улицам Толе би, Гоголя, Макатаева, Казыбек би, Айтеке би, Карасай батыра и Жамбыла. В декабре эта работа продолжится и на других улицах.
А что же другие районы? Оставшиеся семь районов заключили договор с АҚЖ только в ноябре, поэтому о результатах работы говорить с ними пока рано. Но акимат Алматы строит большие планы. Как рассказал Нурбакыт Серикбай, заместитель руководителя управления энергетики и водоснабжения города, в 2024 году ведомство планирует осветить 80-85% Алматы, а к 2025 году и вовсе весь город.
Работа идёт полным ходом. 16 декабря, когда все отдыхали и праздновали День Независимости, в Алмалинском районе на службу заступили три ремонтные бригады. Корреспонденты Informburo.kz понаблюдали за работой двух из них.
Первая бригада работала по улице Мауленова, вторая – по улице Молдагуловой. Ставилась задача заменить старые светильники на новые, энергосберегающие.
"Сегодня мы проверили линию и заменили 17 негорящих и аварийных светильников по улицам Курмангазы, Клочкова и по Шевченко. Сейчас работаем по улице Молдагуловой от Абылай хана до Панфилова. Здесь планируем заменить семь светильников. Основная причина неисправностей – это уже истекший срок эксплуатации. Также выезжаем в случае обрыва провода, короткого замыкания, замены кабельных линий, поэтому работа не прекращается", – рассказал Ербол Осербай, мастер эксплуатационной службы "Алматы Қала Жарық".
Каждая бригада состоит из водителя, двух электомонтёров и одного руководителя участка, который следит за техникой безопасности. Бригады работают сменами: два дня – в дневную, два дня – в ночную и два дня отдыхают.
"Сегодня на выездах работает от трёх до семи машин. В коллективе у нас 30 человек технического персонала, в скором времени планируем увеличить их число до 50. Уже приобрели 26 единиц техники, из них 22 скоро выйдут на линию. Ежедневно обрабатываем 15-20 заявок по Алмалинскому району. Прогресс очевиден, мы это видим по поступающим заявкам. Они уже не повторяются. Если раньше бригадам снова приходилось выезжать на то же место, где они раньше устраняли неполадки, то сегодня такого нет", – рассказал Игорь Мысик, руководитель "Алматы Қала Жарық".
Игорь Мысик добавил, что специалисты АҚЖ обходят все районы, изучают, где и какие существуют неполадки, и прописывают дефектные акты. На основе этих дефектных актов будет создаваться план восстановления городского освещения.
С ноября АҚЖ несёт ответственность уже не только за Алмалинский район, но и за весь город. Предприятие своими силами справиться со всей нагрузкой не может, поэтому нанимает субподрядные организации.
У нас возник вопрос: а в чём тогда отличие "Алматы Қала Жарық" от ABM? Ведь АВМ тоже была подрядной организацией, и АҚЖ сейчас нанимает подрядчиков. На это Игорь Мысик ответил нам так:
"Договор ГЧП (государственно-частного партнёрства) перспективен и интересен при правильном и добросовестном отношении подрядчика. В нашем случае подрядчик оказался не таким хозяйственным. Что я наблюдаю сейчас: городскому освещению нужен хозяин. И хозяин – это государственная компания, которая имеет больше ответственности и обязательств перед гражданами, чем частная. Она контролирует весь процесс и выстраивает планы на будущее. И государство держит всё это под контролем".
Если сейчас акимат Алматы ссылается на то, что проблемы с освещением из-за АВМ, то уже в 2024-2025 годах заявить так не получится: отвечать за освещение города придётся непосредственно районным акиматам и АҚЖ. Именно на них лежит теперь вся ответственность.