Алматы для людей, а не для машин: почему в Парке 28 панфиловцев убрали ограду
Тревожный пост блогера под ником Scyfall "Руки прочь от Парка 28 панфиловцев" на блог-платформе yvision о сносе раритетной чугунной ограды в Парке 28 гвардейцев-панфиловцев набрал более 900 тысяч просмотров.
"Акимат сносит ограды где надо и не надо. Теперь он взялся и за чугунное ограждение Парка панфиловцев. Чугунная ограда парка панфиловцев является важной его эстетической составляющей уже много лет. Ограда – свидетель многих тысяч ветеранов ВОВ, посетивших парк, и сносить её будет кощунством для исторической части города", – пишет блогер.
Однако архитектор Роман Шнайдер в интервью изданию Sputnik Kazakhstan объяснил, что на улице Гоголя строится пешеходная зона в соответствии с концепцией небезызвестного Яна Гейла. В Европе стремятся сделать парки более открытыми. Роман Шнайдер утверждает, что та самая чугунная оградка не является раритетом, и без неё переход с ухоженной дорожки для пешеходов на Гоголя в парковую зону будет более плавным.
Это не первый случай, когда то, как увидел новый Алматы знаменитый датский урбанист, не нашло понимания у алматинцев. Поэтому его помощник, директор компании Gehl Architects урбанист Рикардо Марини прилетел в южную столицу, чтобы ещё раз объяснить, почему алматинцам надо довериться иностранным специалистам.
Что будет с улицей Панфилова
Стоя на краю проезжей части на Кабанбай батыра – Фурманова, под шум машин Рикардо Марини мечтательно и увлечённо рассказывает нам, как он видит Алматы. Рикардо Марини с жаром говорит о гуманизме и городе для людей, а не для машин. По концепции Яна Гейла, автомобили в Алматы должны уступить место пешеходам, прогулочные территории появятся на Панфилова, Жибек жолы, площади "Астана". Полупешеходными станут Гоголя и Кабанбай батыра. Однако идиллия на эскизах может столкнуться с непониманием горожан на ментальном уровне: не каждого алматинца заставишь выйти из машины и наслаждаться природой. Рикардо Марини считает, что для этого нужен переворот сознания.
"Я люблю ваш город – чем больше я его понимаю, тем больше люблю. Фантастические горы, прекрасные деревья и... сумасшедшие водители, – показывает он на проезжую часть. – Перемены в вашем городе происходят. Если я приеду года через два, вам не надо будет уже так сильно напрягаться, чтобы услышать меня. Я стою здесь, и мне хочется отсюда уйти, потому что это создаёт стресс. Загрязнение от машин меня убивает, оно всех убивает, дети болеют от этого. Сегодня такой прекрасный, солнечный день, в такой день люди хотят гулять по улицам города. Находясь здесь, нельзя оценить красоту Алматы. Но изменения происходят, они физические, но должны произойти и культурные. Многие люди предпочитают сегодня ездить на машинах, но реальность такова, что они могли бы ходить пешком, и мир стал бы прекраснее".
Loading...
На Панфилова перед театром оперы и балета вместо асфальтированной дороги будет пешеходная зона. Парковаться здесь будет нельзя, для автомобилей выделят отдельные кармашки. Движение на Панфилова станет односторонним, и останется лишь одна автомобильная полоса.
"Сейчас нам нужно разрешение, чтобы перейти здесь дорогу, – мы заступили на территорию машин. Что предлагается сделать? Тротуар так и пройдёт через эту улицу, чтобы теперь уже машины заезжали на территорию пешеходов. Это замедлит движение автомобилей и изменит всю динамику города", – говорит Рикардо Марини.
Итальянский урбанист понимает, что то, как сейчас выглядит улица Панфилова, может вызывать раздражение у людей: раскопки посреди бывшей дороги, шум строительных работ. Однако Рикардо Марини убеждает нас, что если немного потерпеть, всё будет ослепительно хорошо.
"Сейчас это стройка, и люди, естественно, будут говорить: "Зачем вы тут раскапываете нашу улицу?" В любом городе мира это всегда создаёт подобную реакцию. Мы все требуем прогресса, а меняться не любим, – считает Рикардо Марини. – Прогресс всегда идёт рука об руку с изменениями. Я понимаю, что люди сейчас смотрят на эту стройку и думают: что происходит, они уничтожают наш город... Но даже при всех этих разрушениях чувствуется, что это место уже стало лучше. Даже сквозь шум стройки я могу слышать пение птиц. Я уже представляю, как здесь всё будет выглядеть. Это будет место, где люди будут идти, держась за руки, здесь будет очень красиво. Здесь, конечно, есть культурные сложности, люди в Казахстане такие же, как в Италии, в этом плане: везде хотят ездить, везде парковаться. Но я знаю, что благодаря технологиям, которые есть, чтобы контролировать светофоры, можно принять такие меры, чтобы это было пространство для людей. И через полгода, год, когда люди поймут, насколько это прекрасно, они уже не захотят тут ездить".
Алматы – элегантный город
Раскапывая Панфилова, рабочие, как уже известно, совершили историческую находку – откопали каменную брусчатку 30-х годов. Аким Бауыржан Байбек распорядился сохранить древнее покрытие на новой мостовой на Панфилова, чтобы подчеркнуть уникальность города. Основная же часть тротуара будет выложена гранитом.
"Представьте себе амнезию, когда вы проснулись утром и не помните, кто вы и где ваша семья. И города по всему миру сейчас страдают амнезией, они забывают свою культуру, всюду запускают машины, которые везде одинаковы: BMW, Scoda, Bentley... Всюду "Макдональдсы" – местная культура, уникальность пропадают. Культура важна для горожан. Здесь не должно быть много всего. Это не Лас-Вегас. Это Алматы. Алматы на самом деле элегантный город", – говорит Рикардо Марини.
Что будет на Арбате
Культовое место Алматы – "Арбат" и так создано для пешеходов, но теперь они будут чувствовать себя здесь ещё свободнее. По плану "Арбат" растянется до Желтоксана. Идея в том, чтобы в будущем пешеходы могли спокойно переходить проспект Абылай хана, не спускаясь в подземку. Для этого сделают широкий пешеходный переход, а движение на дороге ограничат до 40 км в час.
Что касается торгового дома "Пассаж", о сносе которого ходили упорные слухи, то тут у Рикардо Марини чёткая позиция: здание надо оставить, но видоизменить.
"Пассаж" – это здание, которое забирает жизнь у улицы и заталкивает её внутрь здания. Когда вы идёте по бокам "Пассажа", то это мёртвое пространство. Были разговоры о том, чтобы его снести. Это очень экстремальная мера. Мой взгляд на это очень простой. Здание должно "приподнять юбку", у него должен быть открытый фасад", – уверен Рикардо Марини.
Фонтаны перед ЦУМом будут реконструированы, количество скамеек увеличено.
"Дело в том, чтобы сделать пространство интересным без использования какой-то мегаграфики, – говорит Рикардо Марини. – Главное, чтобы там были качественные сидячие места. Некоторые относят это к кафе и ресторанам, но они платные. Должны быть бесплатные качественные скамейки. Чтобы тот, кто не может себе позволить кафе, мог просто посидеть, послушать музыку".
Что будет на Старой площади
Старая площадь или площадь "Астана" тоже будет ориентироваться на пешеходов. Сейчас здесь есть свободное пространство перед КБТУ и за ним. Эти зоны и перепрофилируют под общественные.
Здесь обещают установить фонтаны, озеленить территорию и оснастить её мобильными скамейками и малыми архитектурыми формами.
Рикардо Марини также отмечает, что важна даже не столько стоимость брусчатки, которая будет на пешеходной зоне, а способ её укладки. Поверхность должна быть гладкой и комфортной для передвижения.
"Важно, чтобы поверхность, по которой вы ходите, была комфортна. Здесь должен быть такой удобный "ковёр", по которому будет легко ходить и пятилетнему ребёнку, и 90-летнему старику. Так, чтобы они не споткнулись, не боялись машин, чувствовали запахи, слышали музыку, всё видели, – прокомментировал Рикардо Марини. – Желательно, чтобы материал здесь был пористым и позволял воде проходить сквозь себя, чтобы питать деревья и минимизировать количество воды в арыке, чтобы избежать затоплений".
Гоголя, Кабанбай батыра, Аль-Фараби
На Гоголя планируется полупешеходная зона, которая протянется от Калдаякова до проспекта Желтоксан. На Кабанбай батыра под пешеходную зону отдадут бывшую парковку, все автомобильные полосы сохранят.
Что будет с Аль-Фараби, пока не совсем понятно. Рикардо Марини мечтательно говорит о том, чтобы и по главному проспекту Алматы со временем свободно гуляли люди, а не неслись автомобили.
"Аль-Фараби – сложное и несложное одновременно пространство, – говорит Рикардо Марини. – Это такая дорога, которая идёт из никуда в никуда. Там просто стоят машины в пробках. Я уже многим говорил, что Аль-Фараби должен быть цивилизованным. Этот проспект создан для машин. Я прошёл от Парка Первого Президента до Essentai Towers. Это было нелегко. Нужно разрешить людям переходить этот проспект. Но это, может быть, мечта. Самая главная идея, что центр города должен стремиться к комфорту для людей, к счастливой жизни".