Айтбек Амангельды: хронология показаний в суде
29 марта 2024 года родной брат Салтанат Нукеновой дал под присягой показания в суде. Он рассказал свою версию событий, связанных с убийством сестры.В Астане продолжается судебный процесс по делу экс-министра национальной экономики Куандыка Бишимбаева, который обвиняется в истязании и убийстве своей супруги Салтанат Нукеновой с особой жестокостью. Подсудимый не признаёт свою вину.
29 марта в специализированном межрайонном суде по уголовным делам Астаны давал показания потерпевший, родной брат Нукеновой – Айтбек Амангельды. После произнесения клятвы в суде он рассказал о взаимоотношениях со своей сестрой и её знакомстве с Куандыком Бишимбаевым:
"Мы вместе выросли, и поэтому довольно-таки дружеские отношения у нас были, не было никаких секретов. В конце августа 2022 года она рассказала мне о том, что появился какой-то молодой человек на горизонте, пытается записаться к ней на консультацию. Салтанат при этом, проводя консультации по астрологии, не принимала мужчин, поэтому отказывала.
Там была история про то, что какая-то женщина пыталась записаться, чтобы на приём в итоге пришёл Куандык. То есть это были довольно-таки долгие навязчивые ухаживания. Каким-то образом Куандык получил телефон Салтанат, начал ей писать сообщения, которые она мне также показывала. Цитирую по памяти: "Не торопитесь принимать решение. Давайте познакомимся, поговорим. Не верьте всему тому, что написано. Сформируйте своё мнение. Давайте проведём консультацию. Это будет ровно консультация. Ничего более".
Будущие супруги начали встречаться. Поначалу, по словам Айтбека Амангельды, Салтанат Нукенова как жениха Куандыка Бишимбаева не рассматривала. Он пригласил её на концерт Константина Меладзе 29 сентября 2022 года, на который Нукенова отправилась со своей подругой. Спустя месяц, в октябре 2022 года, Салтанат поехала также к подруге в Баку (Азербайджан).
"Из Инстаграма я узнал, что она там с Куандыком, что они уже общаются как пара. До этого мы с Салтанат разговаривали, она объясняла, что этот молодой человек не в её вкусе. Вроде бы у них не было общих тем. И с точки зрения астрологии они вообще друг другу не подходят. После этой поездки Салтанат говорила о нём как о хорошем человеке, о том, как она в него влюблена, какой он образованный. Видимо, эта поездка сыграла какую-то роль. В конце октября я узнал о том, что он сделал предложение Салтанат".
Он добавил, что сестра приняла предложение Куандыка Бишимбаева, и что родители поддержали 31-летнюю дочь, которая давно самостоятельно устраивала свою жизнь.
"Конечно, мы ей давали какие-то советы в тот момент, но она была влюблена. Родители поддержали. На 17 ноября был назначен кудалык (знакомство родственников). При этом мы разговаривали о том, что по идее хорошо было бы познакомиться с Куандыком хотя бы мне, до знакомства родственников. Хотелось бы с ним поговорить с глазу на глаз. Но когда бы я ни спрашивал, она говорила, что у него нет времени: "Он занят, он занят, он занят". В итоге мы познакомились уже на кудалыке".
Брат Нукеновой сообщил также, что после всех обрядов 20 ноября Куандык Бишимбаев и его сестра уехали.
"26 ноября мы всей семьёй поехали в Астану, чтобы проведать Салтанат. Нас пригласила их сторона на ужин и всё прочее, посмотреть, как они живут. Это было такое семейное мероприятие".
Следующая встреча с Бишимбаевым и Нукеновой состоялась 1 декабря на открытии в "Гастроцентре" ресторана Bau, куда Айтбек Амангельды попал по приглашению будущих супругов. А 7 декабря он приехал в тот же ресторан для того, чтобы помочь им с подачей заявления на бракосочетание:
"Заявление они хотели подать онлайн через портал egov. Так как я работаю в IT, в компьютерах разбираюсь, они попросили меня приехать помочь. Я подал заявку от Куандыка на бракосочетание Салтанат, но не получилось с его стороны подписать. Почему-то потом я подал заявку от Салтанат на бракосочетание с Куандыком. То есть она пошла как инициатор, от неё заявка ушла, но опять-таки со своей стороны он (Куандык. – Ред.) не смог подписать".
Он предположил, что в государственной базе данных РАГС имеются проблемы с данными тех, кто был женат до этого и развёлся. Бишимбаев и Нукенова, со слов Амангельды, решили заняться этим вопросом позже, потому что до свадьбы оставалась всего неделя. Она была запланирована на 14 декабря.
По его словам, первая ссора между подсудимым и убитой произошла сразу после свадьбы.
"Был инцидент, когда Куандык в очень грубой форме разговаривал с персоналом ресторана Bau. Салтанат это не понравилось, она посчитала это несправедливым и там же на месте выступила, чтобы он не разговаривал в такой форме. Для неё подобное поведение с людьми неприемлемо, поэтому она сделала ему замечание. Из-за этого началась ссора".
Следующая ссора, свидетелем которой стал Айтбек Амангельды, произошла в новогоднюю ночь. В доме Бишимбаевых присутствовали родители и трое детей от предыдущего брака Куандыка Бишимбаева и гости.
Потерпевший сообщил, что первая стычка между молодыми супругами произошла, когда Салтанат подарила гостям духи, которые ей собирался вручить в качестве новогоднего подарка Куандык Бишимбаев.
"Куандык закатил скандал по поводу того, какое право имеют распоряжаться его подарками. "Это я их купил. Я их буду дарить". /.../ Он также в очень грубой форме ответил своим родителям, чтобы они не вмешивались. В частности, отцу. Он сказал, что это он во всём виноват. "Ты испортил мне всю жизнь, испортил жизнь моей матери". Мама тоже пыталась там его успокоить. Он и на неё наехал в очень грубой форме".
Вторым поводом для ссоры стало вручение подарков детям опять-таки в отсутствии Бишимбаева (он вышел из комнаты после скандала, объяснил Айтбек Амангельды):
"Он (Куандык Бишимбаев. – Ред.) видит, что его подарки, которые он подарил, были без его разрешения детьми взяты, и у него начинается второй инцидент. Истерика: "Это мои подарки! Я вам их купил. Вы вообще о моих словах, чувствах не думаете? Вы обо мне подумали, почему вы так делаете, какое вы имеете право?" И вот этот шквал негатива на детей, на родителей, на всех вокруг пошёл".
Потерпевший сообщил подробности, о которых ему рассказала сестра на следующий день:
"Салтанат сказала, что Куандык в итоге перевернул стол – со всей посудой, едой, с людьми, которые сидели за столом, он просто взял и опрокинул стол. Конечно, для меня это было прям таким первым триггером. Я говорю, что случилось-то? Неужели из за каких-то несчастных подарков, которые открыли без его присутствия, она говорит: "Да, у него бывает такое".
В суде Амангельды вспомнил и о другой встрече с сестрой – 8 марта.
"У неё был очень уставший вид. Прям такие вот мешки под глазами. Я спросил у Салтанат: "Почему ты так выглядишь? Такая уставшая". Она говорит: "Ты знаешь, мне Куандык всю ночь не давал спать. Он всю ночь со мной разговаривал, а потом с утра ещё заставил меня ехать к какой-то гадалке".
Наконец, потерпевший перешёл к описанию событий, произошедших в марте 2023 года. Он отметил, что 20 марта был выезд сотрудников компании, в которой он работал на тимбилдинг. В обеденное время в тот день, по признанию Айтбека Амангельды, он выпил две банки пива.
Лишь около полуночи он обнаружил на своём телефоне несколько пропущенных звонков и сообщений. Среди последних оказались фото, отправленные Салтанат Нукеновой, которые он предоставил участникам судебного заседания.
"Я получил эти две фотографии, на которых явно видны синяки от избиений. Причём, по моему мнению, это множественные удары в лицо, целенаправленные, кулаком. Конечно, я испугался за Салтанат, за её состояние, она мне их отправила, что-то написала. Моя первая реакция была ей позвонить".
Он рассказал в суде, что сестра не ответила, зато перезвонил подсудимый, который предложил подъехать к дому и обсудить инцидент. Однако у подъезда Бишимбаева не оказалось. Немного подождав, Айтбек Амангельды сам подошёл к квартире. Дверь открыла дочь Куандыка Бишимбаева.
Не обнаружив Салтанат Нукенову, потерпевший вновь позвонил Бишимбаеву. Последний пришёл в квартиру, где находился Амангельды, между ними завязалась ссора. Бишимбаев утверждал во время разговора, что не знает, где находится супруга, что пришедшего не касаются дела чужой семьи.
"Я ему ответил, что независимо от того, вышла она замуж или нет, она продолжает оставаться моей младшей сестрёнкой, и меня это в любом случае касается. Он попытался вывести меня из квартиры за руку, вытолкать. В этот момент я его оттолкнул. У нас началась драка".
Затем Амангельды позвонил матери Куандыка Бишимбаева, сказав, что её сын избил его сестру – Салтанат Нукенову. Согласно его показаниям, мать Бишимбаева не казалась удивлённой тем, что сообщил потерпевший, и предположила, что Нукенова могла находиться в другой квартире Бишимбаевых в этом же подъезде.
"Я стучал в дверь, звонил, она трубку не брала, причём там хорошие двери, глухие. И в этот момент я начал переживать за Салтанат, и у меня в голове уже разные картинки пролетали. Я думал, что, возможно, там она от этих же ударов могла и умереть".
В итоге Айтбек Амангельды позвонил в полицию и сообщил, что муж избил младшую сестру. Ему удалось выломать ручку двери. В этот момент его услышала Нукенова и открыла дверь.
"Все те синяки, которые есть на этих фотографиях, они были, но они были уже немного коричневатые, то есть фотографии были сняты где-то за неделю, наверное. До того момента, как были отправлены мне", – рассказал об увиденном брат убитой.
Он предложил женщине покинуть этот дом. Но сестра отказалась, заявив, что сама разберётся, что "это её жизнь, её брак, да, не идеальный, но она постарается его сохранить и она любит Куандыка".
Потерпевший постарался уговорить женщину, сказав, что "такими ударами чуть сильнее" он может убить её. Но Салтанат Нукенова решила остаться, а Айтбек Амангельды уехал.
По приезде домой потерпевший начал переписываться с сестрой. Эту переписку за 20–25 марта 2023 года, приобщённую к уголовному делу, он зачитал в суде. В одном из сообщений Амангельды вновь уговаривал Салтанат Нукенову уйти от мужа.
"Ты кормить меня будешь?" – ответила сестра. Этот момент пояснил потерпевший:
"В период брака Салтанат не работала, так как Куандык ей не позволял. Она перестала давать консультации, встречаться с кем-либо и, соответственно, финансово была ограничена. /.../ В декабре 2022 года она завела второй аккаунт в Инстаграме, в котором были только фотографии её с Куандыком. Она практически ничего не публиковала, связанного с работой, у неё не было возможности работать. И она переживала о том, что если она уйдёт, как дальше будет обеспечивать свою жизнь".
Он сообщил во время опроса адвокатом Бишимбаева подробности его приезда в квартиру Бишимбаевых в ночь с 20 на 21 марта с целью забрать сестру, подвергавшуюся насилию со стороны супруга. Он рассказал, что произошла драка с подсудимым, которую инициировал последний, пытаясь вытолкать из квартиры Айтбека Амангельды. Позже он встретился с сестрой, которая отказалась покинуть дом Бишимбаева.
"Я ей говорил: "Ты понимаешь, что такими ударами вот ещё чуть-чуть сильнее и он тебя просто убьёт?" Я говорил ей, что этот брак ей не нужен. Что если она не чувствует себя в безопасности, подобные отношения не стоит продолжать. И это была моя основная мысль. Я уговаривал её обратиться к психологу, потому что чувствовалось состояние, в котором оказываются жертвы абьюза, когда не могут уйти, потому что они боятся, боятся даже что-то против сказать либо дёрнуться. Это постоянный страх, который она испытывала".
Далее Айтбек Амангельды сообщил, что вскоре "все уже начали узнавать о том, что что-то произошло в ночь с 20 на 21:
"Никто не знал, что есть фотографии, что меня повело туда. Почему я туда пришёл. Я эти детали не рассказывал родителям, потому что переживал за них, за их состояние, когда они это увидят. И, конечно, это всё начало расходиться волной, что я пришёл, устроил какую-то драку. Все говорили о том, что мы подрались с Куандыком. У меня у самого на теле были синяки. /.../ В тот момент я был в стрессе".
В одном из сообщений, зачитанных в суде, Амангельды написал:
"Неважно, что там у вас было. Его поведение неприемлемо. Пусть радуется, что дышит. Моя злость только на него направлена. Я не сожалею, не буду оправдываться и объяснять в следующий раз. Убью его. Даже не думай, что он легко отделается. /.../ Он слабак. Если поднимает на тебя руку".
Амангельды уговаривал сестру обратиться за помощью к психологу. Он прокомментировал в суде свои слова из переписки об уходе Салтанат Нукеновой от мужа месяцем ранее:
"В феврале Салтанат приходила, говорила, что она чувствует себя там как в тюрьме. Ей там неспокойно, и что она пришла ко мне домой из чувства безопасности и просила её не отпускать. Но в итоге она решила вернуться. И я здесь напоминаю её же слова, что ты уже приходила в прошлый раз и молила, чтобы я тебя туда не отпускал. Это был твой крик о помощи".
Айтбек Амангельды пояснил в суде, что в последующие месяцы, вплоть до смерти Салтанат, он не встречался с Куандыком Бишимбаевым, поскольку об этом попросила его сестра.
Далее потерпевший рассказал, что сестра вместе с гражданским мужем отправилась в конце июня в Шымкент, где жили родители Бишимбаева. В середине июля Салтанат Нукенова написала брату, что решила уйти от мужа и попросила за неё пройти онлайн-регистрацию на рейс в Астану. Она вернулась в столицу 15 июля:
"Мы встретились, проговорили три-четыре часа обо всём, что происходит. Она рассказала, что он постоянно её контролирует, никуда не пускает, не даёт работать, не даёт ей развиваться. Запретил вести Инстаграм, и она хочет уйти. Также Салтанат у меня спросила, как проверить телефон на прослушку. Оказалось, что Куандык читает её WhatsАpp".
Салтанат ушла от супруга, но в августе неожиданно для брата вернулась обратно. Нукенова, по признанию брата, уходила и возвращалась к Куандыку Бишимбаеву несколько раз, по его подсчётам, не меньше восьми раз. При этом сестра старалась в эти дни не встречаться с братом. Он предположил, чтобы не показывать следы побоев.
В середине октября Нукенова сняла квартиру и перевезла туда свои вещи. В гости приехали из Павлодара родители, которые обрадовались решению дочери. В тот вечер, 15 октября, Айтбек Амангельды в последний раз видел сестру живой.
Но Салтанат Нукенова не объяснила родителям и брату причины расставания с Куандыком Бишимбаевым, ссылаясь лишь на то, "что с ним тяжело, что не даёт спать, что она устала от всего этого, что она не чувствует себя в безопасности, что она просто вымотана и не хочет быть с ним уже никак". Однако спустя несколько дней она помирилась с гражданским мужем в очередной раз.
"26 октября мне мама скинула фотографии никах (обряд бракосочетания. – Ред.) Салтанат в главной мечети Астаны. Я удивился, и мама удивилась. Мы прям были в шоке от этой новости, что Салтанат снова пошла и второй раз сделала никах с Куандыком".
В начале ноября в ресторане Бишимбаевых Bau состоялся семейный ужин, на который Куандык позвал родителей Салтанат. А в ночь с 8 на 9 ноября брат с сестрой переписывались в последний раз:
"Она мне позвонила в 00.40 ночи, уже девятое наступило. Я проснулся. Она спросила, дома ли я. Говорю: "Да, я дома". Она говорит: "Я сейчас приеду. Я ухожу от Куандыка. Я устала". Я сказал: "Всё хорошо, давай, я дома". Спустя 24 минуты – в 01.04 я ей написал сообщение, спросил, она едет или нет".
Ещё через час потерпевший увидел, что сестра сообщение прочла, и позвонил сам. Он ночью позвонил ещё раз, но сестра не отвечала. Он смог определить местоположение телефона, он находился в отеле. Амангельды решил, что Салтанат Нукенова решила переночевать в отеле.
Лишь вечером до потерпевшего дозвонилась подруга Салтанат с печальным известием, которому он поначалу не поверил. Амангельды доехал до дома, где жили Бишимбаевы и где в тот вечер никто не отзывался, и оттуда набрал экстренный номер 102. Ему подтвердили смерть Нукеновой и предложили проехать в ресторан Bau, где произошли трагические события.
Его не допустили на верхний этаж здания, где работали криминалисты:
"Я спрашиваю: "Он (Бишимбаев. – Ред.) тоже там?" Они говорят: "Нет, его уже увезли". И в этот момент я понимаю, что мне нужно позвонить отцу, потому что он ждёт. Я присел, мне дали воды, пару минут собрался с мыслями, позвонил папе. Сказал: "Да, папа, это правда. Салтанат убили". Видимо, я на громкой связи был, я услышал, как мама кричит, просто орёт... И дальше уже следователь забрал меня в Есильское РОВД для дачи показаний".