Самые харизматичные спикеры Go Viral U. S. Reporting Tour: будущие и настоящие миллионеры
В начале октября Генеральное консульство США в Алматы организовало пресс-тур для журналистов из Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, Армении и Грузии. Go Viral U. S. Reporting Tour был посвящён влиянию интернета на современную журналистику. Но список спикеров не ограничивался лишь медиатренерами и специалистами, которые разбираются в сетевых трендах, были в программе выступления и бизнесменов, и чиновников, и аналитиков, и просто творческих личностей.
История музыкального фестиваля South by Southwest
Выступление одного из топ-менджеров грандиозного музыкального фестиваля South by Southwest Хью Форреста, входящего в число крупнейших в Америке, было вдохновляющим. Фестиваль, начавшийся в далёком 1987 году, теперь ежегодно приносит в казну Остина 325 миллионов долларов. Это доходы и от самого мероприятия, и от инфраструктуры вокруг него, включая прибыль местных гостиниц, ресторанов и ночных клубов.
Это сейчас дни проведения South by Southwest (примерно середина марта) в Остине горячий туристический сезон, а в конце 80-х город в эти дни пустел, ведь это время каникул, когда студенты Техасского университета разъезжаются по домам. Когда отцы-основатели South by Southwest обходили местные клубы в поисках поддержки, владельцы предложили им проводить фестиваль в марте – риски были минимальные.
Но мероприятие не провалилось, а, наоборот, стало настолько популярным, что все маркетологи мечтают о старте на South by Southwest. Например, такие социальные сети, как Twitter и Foursquare, запустились впервые именно там. Для музыкантов выступить на South by Southwest – честь, поэтому участникам даже не оплачивают расходов на проезд и проживание во время мероприятия, они приезжают за свой счёт. Формат фестиваля гибкий – на сцене можно увидеть не только выдающихся рокеров, но и таких звёзд шоу-бизнеса, как Snoop Dogg и Lady Gaga.
Поскольку фестиваль не ограничивается лишь музыкой, здесь проходят и дискуссионные панели (обсуждают всё – от вечного интернета и искусственного интеллекта до будущего генетики как науки), организовывают киносмотры (не зря ведь название фестиваля – это парафраз фильма Хичкока North by Northwest). Говорят, американская премьера фильма "Повелитель бури" Кэтрин Бигелоу, сумевшего обойти по "Оскарам" даже шумевший тогда "Аватар", состоялась именно там. В числе завсегдатаев South by Southwest много голливудских знаменитостей: режиссёры Квентин Тарантино и Роберт Родригес, весь актёрский состав "Игры престолов", Мэттью Макконахи, Райан Гослинг, Тильда Суинтон, наш любимый Николас Кейдж и сотни других.
Среди гостей и спикеров фестиваля – не только топовые актеры, музыканты, спортсмены, но и популярные бизнесмены (Марк Цукерберг, Илон Маск), а также политики самого высокого ранга. К примеру, среди гостей в разные годы были Мишель и Барак Обама (уже находясь в статусе главной пары Америки), 47-й вице-президент США Джозеф Байден, а также 45-й вице-президент Америки Альберт Гор.
Одним из самых больших достижений фестиваля г-н Форрест считает выступление на South by Southwest бывшего сотрудника Агентства национальной безопасности США Эдварда Сноудена – скандальный программист, которого давно разыскивают американские спецслужбы, выступил в режиме видеоконференции. Был в гостях и основатель WikiLeaks Джулиан Ассанж. После всего этого отношения с Белым домом у фестиваля испортились. Однако Америка на то и Америка, что прохладные отношения с администрацией президента США у South by Soutwest были временными. В прошлом году фестиваль (точнее, его выездное мероприятие) даже прошёл на газоне у Белого дома.
Проблема South by Southwest одна – мероприятие растёт с каждым годом, и для города Остин оно уже слишком большое. Что будет с фестивалем дальше: разделят ли его на отдельные сегменты, перенесут ли частично на другие площадки, или будут проводить два раза или больше в год, вопрос всё ещё открытый. Так или иначе, в 2018 South by Southwest пройдёт с 9 по 18 марта.
Как потерять работу и получить 20 "Каннских львов"
С Питером Корбеттом – 35-летним self-made миллионером поколения Цукерберга мы встретились в Нью-Йорке. Питер выглядит так же, как все те, сделал себе состояние на новых технологиях: одет скромно, общается предельно просто, зато в голове у него много идей и важной информации. Он даже был в Казахстане и признался, что впечатлён потенциалом как творческим, так и географическим.
"Быть главным хабом Центральной Азии, по-моему, – отличная перспектива, – отметил Питер. – Ребята, я вас тут не буду мучить презентацией, давайте просто отвечу на ваши вопросы", – сказал он, и вопросы посыпались. Его история успеха, как начало какого-нибудь американского фильма: десять лет назад, оставшись без работы, Питер Корбетт не пошёл на поводу у обстоятельств, а взял и основал цифровое рекламное агентство полного цикла iStrategyLabs.
Они производят не только рекламные ролики и короткометражные фильмы, но и проектируют и создают сайты, мобильные приложения, всевозможные девайсы. Сегодня среди клиентов iStrategyLabs сплошь гранды: Facebook, Disney, NBC Universal, Volkswagen, Microsoft, Red Bull, Coca-Cola, Deloitte, McKinsey, Hilton. Правда, чем их агентство отличается от тысяч рекламных агентств по всему миру, сказать довольно сложно. Если в двух словах, то в своих кампаниях они пытаются задействовать оффлайн и онлайн, виртуальный и реальный мир. Причём команда iStrategyLabs разрабатывает не только сами кампании, но и изобретает оборудование, благодаря которому у потребителя рекламы и достигается полнота ощущений.
Spongebob Skill Crane from ISL on Vimeo.
Попробуем объяснить на примере Facebook, с которым у агентства много успешных кампаний. Пару лет назад канал Niсkelodeon решил отметить очередной юбилей мультфильма "Спанчбоб". Акцию должны были увидеть и взрослые, ведь, как выяснилось, средний возраст фанатов мультика про смешную губку – 34 года. В итоге придумали игровой автомат наподобие тех, что стоят обычно в супермаркетах, – в него закидываешь монетки, а он даёт вам возможность вытащить при помощи искусственной руки приз. В агентстве разработали такой аппарат, синхронизировали его с Facebook-страницей (разработали специальное приложение, благодаря которому при помощи виртуального рычага можно было воздействовать на реальную машину). Люди играли сидя дома, при этом они видели, что происходит с автоматом, а если выигрывали, то призы высылались им по почте.
Или вот ещё одна разработка для Facebook – The mentions box. Её целью было показать демократичный мир fb, в котором уживаются и звёзды, и обычные пользователи. Была разработана коробка, которая "уменьшала" расстояние между знаменитостями и их фанами. Стоило актёру её потрясти, как случайная выборка предлагала ему познакомиться с одним из фанатов и ответить на его видеовопрос. На самом деле внутри коробки был планшет, который после тряски мог сделать случайную подборку из видеовопросов от фанатов.
The Facebook Mentions Box from ISL on Vimeo.
Одна из самых крутых кампаний, которую отметил сам Корбетт на встрече, было продвижение каналом NBC Universal первых двух сезонов американского сериала о финансовом хакере "Мистер Робот". Для рекламы первого сезона команда агентства устроила якобы кибератаку крупнейшей международной конференции геймеров. Группа актёров, изображающая хакеров, транслировала происходящее в интернет и даже для пущей убедительности по запросу "стирала" информацию о реальных кредитах американцев, которые обращались к ним за помощью (всего якобы уничтожили, а на самом деле погасили кредитов на 100 тысяч долларов). Акция взорвала интернет: полтора миллиона человек целых 17 часов наблюдали за происходящим,
USA Network: Mr. Robot Live Debt Deletion from ISL on Vimeo.
Сейчас у агентства со штатом чуть меньше 100 человек в копилке уже 20 "Каннских львов" – призов лучшего в мире фестиваля рекламы, годовой доход в размере 15 миллионов долларов и контракты с крупнейшими компаниями. Жаль только, компанию Корбетт в 2016 году продал. "Мне нужна была подушка безопасности – некий финансовый тыл, а успешную компанию я ещё сделаю", – сказал он. Похоже, так оно и будет.
От документалок про соус до фильмов о кандидатах в президенты США
Такими, как Гриффин Хаммонд, должны быть офицеры в службе визового и таможенного контроля – улыбчивые, милые и располагающие к себе с первой же минуты. Таким людям хочется выложить всё о себе, начиная от детских прививок и штрафов за ПДД и заканчивая информацией обо всем движимом и недвижимом имуществе. Улыбка и обаяние – вот, кажется, главный секрет его успеха.
Четыре года назад документалист Гриффин Хаммонд решил снять фильм про свой любимый соус под названием"Сирача". Для съёмок требовалось что-то около пяти тысяч долларов, в итоге на платформе Kickstarter обаятельный Хаммонд собрал 21 тысячу. Надежды зрителей он оправдал и снял фильм, который попал в официальную программу больше 20 фестивалей, причём критики его хвалили на все лады.
Более того, фильм про соус так подкупил аудиторию, что не устоял даже Bloomberg – они приняли неординарное решение, пригласив Хаммонда освещать кампании кандидатов в президенты США. По словам самого режиссёра, кандидаты ни разу не вмешались в рабочий процесс – просьб вырезать, перемонтировать или не снимать что-либо никогда не поступало. "Но я и сам не хочу строить свой фильм вокруг конфликта или разоблачений, мои фильмы о другом", – говорит Хаммонд. Действительно, глядя на кадры из его картин, снятых в мажорной тональности, понимаешь, что такой подход к будущим президентам тоже оправдан. Почему бы не познакомиться с кандидатами ещё раз, с чистого листа?
Документалист отмечает, что те политики, кто дошёл до таких вершин, и сами не дают поводов для журналистов – они всегда предельно собранны и готовы ко всему. При это каждый из них общался с аудиторией и прессой по-своему, к примеру, Хиллари Клинтон не допускала никаких импровизаций. "После её выступления в зале обычно громко включали музыку, так что задавать вопросы не имело смысла – всё равно ничего не было слышно. Непредсказуемый Трамп, наоборот, бывало, выходил за рамки конференций, но это ему шло только на пользу. Наверное, благодаря этому он выглядел естественнее", – говорит сам Хаммонд.
И хотя скандальных фильмов Питер Хаммонд не снимает, пошутить он тоже может, к примеру, в перерывах между своими поездками по стране он монтирует забавные видео. Например, в одном Трамп десятки раз использует слово "кибер-угроза", при этом все знают, что с компьютером американский президент на вы.
Впрочем, такие шутки допустимы. Во-первых, они не злые, а во-вторых, помимо обезоруживающего обаяния Хаммонда он ещё и высококлассный профессионал и человек – ходячая кинокомпания: он сам снимает (причём на две камеры), монтирует, если нужно, озвучивает, подбирает музыку и делает один фильм в рекордные 20 часов. Кстати, у него есть и мини-фильм об Алматы, где он был в июне в рамках фестиваля Go Viral.
Автор благодарит Генеральное консульство США в Алматы за встречи в рамках Go Viral U. S. Reporting Tour.