Специально к новогодним праздникам в Казахском государственном академическом театре оперы и балета имени Абая состоится премьера балета Чайковского "Щелкунчик". Спектакли будут идти 4 дня - 25, 26 , 27, 29 декабря.

По словам директора театра Аскара Бурибаева, билеты раскупают довольно активно, что не может не радовать.  "Но мне бы хотелось по-настоящему вернуть те времена, когда за новогодним настроением люди шли не куда-нибудь, а именно в оперу", - признался он журналистам в день сдачи спектакля.


Фото Юрия Выблова
Фрагмент спектакля "Щелкунчик" в ГАТОБ им. Абая

Сегодня "Щелкунчик" – один из самых востребованных балетов во всём мире, в каких только вариациях и в чьей только постановке его ни выпускали. Одна из самых популярных –  в интерпретации Василия Вайнонена, хореографа ещё сталинских времён. Его постановку балетмейстеры любят – ведь у него это выразительный, яркий и простой для понимания балет, который способен подарить настоящее новогоднее настроение и то самое волшебство, которого мы ждём из года в год. Куклы, сказочные персонажи, танцы, настоящая ёлка и победа добра над тёмными силами дарят атмосферу подлинного праздника.


Фото Юрия Выблова
Фрагмент спектакля "Щелкунчик" в ГАТОБ им. Абая

Для новой постановки "Щелкунчика" ГАТОБ им. Абая вновь выбрал версию Вайнонена. Спектакль обновили, насколько это было возможно, ведь по словам главного балетмейстера, известной балерины Гульжан Туткибаевой, время берёт своё: сценография устаревает, спектаклям необходима корректировка, в том числе и хореографическая. "Мы постарались сделать "Щелкунчика" более мобильным, убрали паузы и надеемся, что справились с задачей, и у зрителя останется приятное впечатление", - говорит она.


Фото Юрия Выблова
Фрагмент балета "Щелкунчик" на сцене ГАТОБ им. Абая

На обновлённую сценографию, над которой работал один из самых известных театральных художников СНГ – россиянин Вячеслав Окунев, в новом "Щелкунчике" особый акцент. Благодаря технологии 3D-маппинга на сцене "кружил" пушистый рождественский снег, красиво колыхалась занавеска "окна" дворца, горели огни на ёлке. И хотя сценография в спектакле скромна, новые приёмы в сочетании с гениальной музыкой Чайковского придают этой новогодней сказке живое дыхание. У зрителя возникает ощущение чуда.

Говорят, "Щелкунчик" – это самый прекрасный повод для первой встречи с  миром высокой хореографии. Бывший солист Большого театра Николай Цискаридзе не раз признавался, что сам всю жизнь танцевал "Щелкунчика" в хореографии Юрия Григоровича, но лучшей постановкой для детей считает именно версию Вайнонена,  которая присутствует в репертуаре Мариинского театра с тридцатых годов.  Действительно,  детям в ней есть где разгуляться: и начинающим звёздам балета, которые принимают участие в постановке, и маленьким зрителям. Поскольку либретто написано по мотивам знаменитой сказки Гофмана "Щелкунчик", и основные моменты истории оно отражает, объяснять юным ценителям высокого искусства ничего не нужно.


Фото Юрия Выблова
Фрагмент балета "Щелкунчик" на сцене ГАТОБ им. Абая

Интересно, что если смотреть на новую постановку "Щелкунчика" в ГАТОБ им. Абая глазами ребёнка, то она выглядит идеально. Особенно нам понравились костюмы кукол с национальным колоритом: испанской, китайской, арабской и русской пар. Мышиный король и его серая армия были великолепны – и костюмами, и  эффектными танцами.


Фото Юрия Выблова
Танец Мышиного короля

У нового спектакля, как и полагается, 4 состава, в одном из них главную женскую партию – Клары (именно Клары, а не Маши как это было принято в русском балете ранее), танцует балерина Алия Сапугова. "Для меня "Щелкунчик" – по-настоящему родной балет, он как будто у меня в крови, признаётся она. – И я думаю, что у многих моих коллег схожие ощущения, ведь мы растём вместе с этим спектаклем. Пока ты учишься в хореографическом училище 8 лет, он всё время у тебя перед глазами: сначала ты танцуешь солдатиков и детей на ёлке, а потом дорастаешь до роли Клары и Принца".  


Фото Юрия Выблова
Солисты балета "Щелкунчик, исполнители партий Клары и Принца

Считается, что именно через "Щелкунчика"  молодые танцовщики и танцовщицы  проходят "боевое крещение" Чайковским – ведь это один из тех спектаклей, где юные артисты или те, кто только вышел на большую сцену, задействованы максимально. Говорят, что именно по этому спектаклю  понятно, есть ли будущее у балета, есть ли в нём молодые дарования или нет. Вопрос остаётся открытым, поэтому – всем на спектакль.