Предполагается, что скоростная дорога Алматы - Чолпон-Ата пройдёт через посёлки Кемин и Михайловка. Премьер-министр Кыргызстана Темир Сариев сообщил, что после строительства дороги расстояние до озера будет всего 250 км. Казахстанцы смогут доехать до Иссык-Куля за 2,5 часа. Карим Масимов прошёлся пешком по этой тропе в соседнюю страну и надеется, что казахстанцы последуют его примеру, когда откроются границы. Но, увы, дорога эта может оказаться опасной для жизни путников.   

Опасные хвосты советского прошлого

Именно в том месте, на границе Кыргызстана с Казахстаном, в советское время располагалось так называемое хвостохранилище №2. Попросту - это склад жидких радиоактивных отходов кыргызского уранового рудника Ак-Тюз. В декабре 1964 года из-за землетрясения произошло разрушение и прорыв дамбы, ограждающей хвостохранилище. При этом по реке Кичи-Кемин на расстояние до 40 км и более были выброшены около 680 тысяч кубов опасных отходов. Они накрыли землю, сады, огороды, попали в жилые дома и осели в виде селевых наносов толщиной от 5 до 60 см. Опасная ситуация до сих пор не ликвидирована. Отходы по-прежнему представляют угрозу здоровью населения, проживающего в низовьях реки, в кыргызских поселках Ильичёвское, Джаны-Джол, Кичи-Кемин, Боролдой, Михайловка и Енбек (Казахстан).

Об этом свидетельствуют результаты экологических исследований в долине реки Кичи-Кемин, выполненных в 2004-2006 годах чешской фирмой GeoMin.

Результаты анализов показали, что загрязнения воды, донных отложений, почвы и растительности в долине отличаются пестротой содержания различных элементов (тория, бериллия, свинца, цинка, кадмия, молибдена, сурьмы, мышьяка, редких металлов), половина из которых являются экотоксикантами.

В 2009 году эти информационные материалы подготовил страновой офис ПРООН в Кыргызской Республике  в рамках  проекта "Обзор оценки возможностей управления радиоактивными отходами в Кыргызской Республике в трансграничном контексте". В 2007 году  опасения по поводу возможных последствий строительства здесь дороги высказали представители экологического общества "Зелёное спасение" в обращении к Европейскому банку реконструкции и развития (ЕБРР оказывал кыргызской стороне техническую помощь в разработке ТЭО проекта). 


Хвостохранилища Кыргызстана

Из обращения Экологического общества "Зелёное спасение" к ЕБРР: "Несомненно, любой большой дорожный проект в этом районе отрицательно скажется на экологии и вызовет непредсказуемые последствия. Статус запретной зоны должен быть сохранён для этой опасной и отдаленной местности в течение столетий".

Попытка номер два

Между тем вопрос о строительстве автодороги, которая может связать южную столицу РК с кыргызстанской "жемчужиной", поднимался неоднократно. Короткий путь на Иссык-Куль принес бы массу выгод. По этой дороге могли бы курсировать не только наши туристы, но и кыргызстанские фуры с огурцами и помидорами. Да и соотечественники приезжали бы на озеро чаще. Но строительство дороги по разным причинам замораживалось.

В 2006 году представители ТОО "Еркiн Транс Сервис" (аффилированного с ТОО "Еркiн Моторс") готовы были влить в проект собственные 30 млн долларов. Даже договорились с правительством Кыргызстана и получили разрешение на строительство автодороги Чырпыкты – Чон-Кемин – Каскелен с "листа" (то есть с параллельным выполнением проектно-изыскательских и строительных работ). Об этом мы писали ранее в газете «Мегаполис». В 2008 году посол Казахстана в Кыргызстане Бакыт Оспанов объявил, что строительство трассы на территории Казахстана осуществлено на 70%. Но три года спустя выяснилось, что эту дорогу никто ещё и не начинал строить. Исчезло и само ТОО. На сайте Налогового комитета есть лишь информация, что ТОО "Еркiн Моторс" и его аффилированные компании были признаны бездействующими в 2011 году.

За два года до этого, в 2009-м, стало известно, что деньги, выделенные из нашего бюджета на строительство дороги, ушли на другие проекты: строительство автобана Западная Европа – Западный Китай и развитие международных транзитных коридоров. Минтранском пообещал, что вопрос строительства дороги Алматы – Иссык-Куль рассмотрит в 2015 году.

Теперь возобновляются межправительственные договорённости. Премьер министр Кыргызстана Темир Сариев поднял вопрос о строительстве трассы, а Карим Масимов дал задание соответствующим госорганам Казахстана. Но найдутся ли смельчаки, которые развернут строительство в этой опасной зоне? Впрочем, в этих обстоятельствах не правильнее ли было бы назвать их  безумцами?