Менеджеры БТА Банка Саида Абуова и Алтай Кушербаев были арестованы почти два года назад. Идейный вдохновитель группы, в которую они входили, Тимур Сабырбаев и ещё один соучастник, г-н Мустафаев, обвиняются, но не арестованы. Адвокаты арестованных молчат. Летом 2012 года Абуову вроде освободили. Как следует из ответа руководителя следственной группы Генеральной прокуратуры Армана Сарманова в марте прошлого года, «в связи с изменением квалификации дела с «мошенничества» и «присвоения либо растраты вверенного имущества» на «получение незаконного денежного вознаграждения сотрудниками коммерческой организации». Новая квалификация должна была упростить дело. Тем не менее дальнейшая судьба фигурантов дел не известна. А прокуратура снова связывает их с хищениями. Пошли по второму кругу?

«Следственной группой Генпрокуратуры расследуется ряд уголовных дел, возбуждённых по фактам хищений денежных средств АО «БТА Банк». Однако, поскольку данные предварительного следствия не подлежат разглашению, предоставить какую-либо информацию прокуратура не может, – ответил на официальный запрос «Мегаполиса» начальник управления прокуратуры Алматы Мендешев.

Запрос касался возбуждения целого ряда уголовных дел в отношении менеджеров БТА Банка: фигурантки громкого скандала, экс-управляющего директора БТА Банка Саиды Абуовой и её четырёх бывших коллег. В нашем письме была просьба – сообщить основания освобождения или продления сроков ареста г-же Абуовой и другим фигурантам дела или завершения расследования и передачи дела в суд, назвать субъекта, вынесшего постановление об освобождении Саиды Абуовой и имущественный ущерб, нанесённый фигурантами банку, уточнить: объявлены ли в розыск г-да Сабырбаев и Мустафаев.

Во время ареста менеджера БТА Банка Саиды Абуовой в банковской ячейке обнаружено около $1,5 млн.

В Алматы и за его пределами бывшие менеджеры БТА Банка Абуова, Мустафаев, Кушербаев и Сабырбаев – личности известные. Саида Абуова и Алтай Кушербаев были арестованы ещё в 2011 году. Во время ареста г-жи Абуовой в банковской ячейке обнаружили около $1,5 млн. Гораздо большая сумма была найдена на её банковских счетах. Тимур Сабырбаев «заработал», по данным нашего осведомлённого, но не назвавшегося источника, $2 млн. Официально об обысках в офисах банка в связи с делом не сообщалось.

Проведя в предпочтение одних иностранных кредиторов другим и с разрешения Кредитного комитета в лице Николая Варенко (бывший первый зампред правления ушёл «по собственному желанию» в апреле) и управляющего директора Тулеу Ашляева, сделку БТА по Tur­ku­az, пять участников преступной группы в 2009–2010 годах «заработали» миллионы долларов.

Идея появилась, видимо, на почве кризиса и реструктуризации задолженности банка. При этом другие иностранные кредиторы, оказавшиеся вне этой финансовой цепочки, были фактически ущемлены в правах. Эти пострадавшие и общая сумма ущерба не названы.

Звенья финансовой цепочки: Turkuaz – БТА – иностранный банк. Заёмщик БТА – Turkuaz, а БТА – заёмщик иностранного банка. Turkuaz вернул иностранному банку не весь долг – $46,6 млн, а $26 млн. Иностранный банк подтвердил возвращение долга БТА полностью.

Летом 2012 года г-жу Абуову освободили. В связи с чем – точно неизвестно. Эксперты не исключают, что на подозреваемых оказывали давление либо они заключили некую сделку, чтобы не разматывать коррупционную схему хищений. Если исходить из ответа руководителя следственной группы Генеральной прокуратуры Армана Сарманова, данного ранее, в марте 2012 года, в связи с изменением квалификации дела с «мошенничества» и «присвоения либо растраты вверенного имущества» на «получение незаконного денежного вознаграждения сотрудниками коммерческой организации». Переквалификация, видимо, основывалась на выводе экспертов АФН о том, что ущерба банку нет, «один к одному закрыто». А ущерба «не было» благодаря тому, что иностранный банк подтвердил возвращение долга БТА полностью, несмотря на то, что заёмщик БТА – Turkuaz – вернул не все $46,6 млн, которые был должен БТА, а $26 млн.

Два участника банкирской группы Тимур Сабырбаев и г-н Мустафаев вскоре после возбуждения дела выехали из Казахстана. Сбежали…

Почему расследование резонансных уголовных дел, начавшееся около трёх лет назад, всё ещё не завершено – непонятно. В них есть интересы участвовавших в расследовании лиц? Прокуратура от комментариев отказалась.