У дольщиков «акауловского» комплекса «Премьера» мелькнул свет надежды: в ходе последнего совещания вице-премьера Умирзака Шукеева в Алматинском городском акимате по проблемам «незавершёнки» наконец-то прозвучало, что фонд «Самрук-Казына» готов выделить средства на эту стройку. Но между словами «готов» и «выделить» – дистанция существенная. И «премьеровцы» хорошо знают эту разницу, поскольку два года их потчевали обещаниями куда сильнее, чем это. Кстати, выяснилось, что для получения вожделенных денег корпорации «Ак ауыл» надо допереподписать ещё несколько документов. Но будет ли это сделано? Вот вам и очередной повод подозревать хозяина компании – экс-депутата мажилиса и члена партии «Нур Отан» Виктора Цоя – в новых «обещалках».

Два года пустых клятв дорого обошлись репутации корпорации: словам Виктора Евгеньевича дольщики уже не верят. В позапрошлую субботу он сказал, что на «Премьеру» уже подогнали краны и завезли людей. Ничего подобного! По словам дольщиков разворовывание заброшенной стройки продолжается. И сколько теперь потребуется денег для того, чтобы завершить её, похоже, г-н Цой сказать не сможет.

Чуть более недели назад я разговаривал с лидером инициативной группы дольщиков «Премьеры» Амангельды Шорманбаевым. Человеком, который верит в то, что государство сможет помочь ему и его коллегам по несчастью:

– Только благодаря акциям протеста нас признали пострадавшими. Только благодаря тому, что мы не успокоились, в завершение строительства правительство решилось вкачать 240 миллиардов тенге. Нас заверили, что деньги будут!

– Амангельды, а вы знаете номер документа, сроки, суммы?

– Пока нет. Нам никто ничего не сообщал.

– А какие активы ещё сохранились у корпорации – вы в курсе?

– Мы ещё год назад, когда создали инициативную группу, поняли, что у компании нет ни денег, ни имущества, чтобы покрыть затраты 800 дольщиков. А в августе прошлого года, когда финполиция открыла уголовное дело, узнали, что наши деньги просто расхищались… А то, что Цой начал скупать недвижимость за границей, мы узнали только в феврале этого года. Наверное, нужно было сразу действовать по этому направлению, но время было упущено, Цой понял, что мы всё знаем про его зарубежные активы. Так мы потеряли шансы «отбить» что-то своё на том этапе… Две недели назад мне сказали в корпорации, что деньги на завершение строительства вот-вот выделят.

– Это точно? Не враньё?

– Мы за два года к разным словам привыкли. А документальных подтверждений от неё никогда и не было. Самому Цою мы уже давно не верим – от него только «завтраки». Больше надеемся на государство. Зря, что ли, столько раз на площадь выходили? Только там и добились внимания властей к нашим проблемам.

– Год назад финпол возбудил уголовное дело против руководства корпорации. Озвучено было многое: и прямые хищения, и махинации, и работа с аффиилированными структурами – в частности, участок под «Премьеру» был выкуплен Виктором Цоем у друга и коллеги по бизнесу. Почему дело было приостановлено, вы знаете?

– Мы вообще не понимаем, почему всё это происходило и происходит. Дважды записывался на приём к заму Алматинского финпола Онгарбаеву. Один раз сказал, что сам приедет к нам – не приехал. А мы как раз хотели показать ему все документы по Чехии. Второй раз договорились о встрече в Астане. Приехал в аэропорт, а меня с билетом на руках из самолёта вытолкали!

– Случайность?

– Странные случайности…

Между тем другие дольщики настроены более агрессивно по отношению к корпорации и её руководителю:

– У нас одна задача: либо деньги вернуть, либо квартиру получить. В третьем случае мы за то, чтобы и Цоя, и его компанию упрятать за решётку. Если государство денег не даст, то всем им придёт конец. Пока вся эта бодяга тянулась, мы потратили свои деньги и время. И все эти годы от нас скрывали реальную информацию – а стройка всё стоит…

– Вы что-то собираетесь предпринимать?

– Неделю-две ещё подожду. Но потом пусть Цой никому не жалуется…

Три дня я честно набирал номера мобильных телефонов Виктора Цоя – точно знал, что он в Алматы. Но в ответ только гудки: человек просто не хотел отвечать…

Тем временем из Чехии, где у руководителя корпорации немало недвижимости, поступила новая информация: купленные и заложенные им участки могут вот-вот уйти в третьи руки. Учитывая количество родственников Виктора Евгеньевича, вполне вероятно. А учитывая ситуацию с «Премьерой» (пока деньги «Самрука-Казыны» выделены только на словах), никто не даст гарантию, что однажды и сам г-н Цой не покинет пределы отечества…

В этой ситуации настораживает только одно: имеется приостановленное финполицией уголовное дело по конкретным фактам – якобы существо их до сих пор устанавливается. Причины этой паузы не известны. Но мы уже знаем, что Цой и его люди начали скупать недвижимость за границей именно после того, как собрали «урожай» с дольщиков «Премьеры»…

А ещё нас интересует договор об ипотеке, который был подписан первыми директорами «Клич-инвеста» – конторы, которая благодаря тройке Цой-Син-Югай сумела стать в Чехии владельцем недвижимости. И даже успела заложить её под кредиты. В то время, когда дольщики «Ак ауыла» безуспешно пытались выяснить, куда делись их деньги. Почему наши силовики не пытаются даже выяснить, на каких условиях и на какой срок этот кредит был предоставлен чешским банком? Почему не попытались выяснить детали договора, в результате которого Цой-Син-Югай стали владельцами пражской конторы «Клич-инвест» – откуда они взяли средства, чтобы выкупить её? Если верить руководству «Ак ауыл», денег у них не было и нет. Тогда откуда они взялись на эту покупку? Из чьего кошелька их вытащили?.. Вопросов, как это обычно бывает с «аульной» компанией, больше, чем ответов. Сам г-н Цой полагает, что уже без пяти минут, как «Самрук-Казына» выделила ему средства. Допустим, ещё неделя-две. Чёрт с ним – месяц. Но если в сентябре строительство «Премьеры» не возобновится, то, возможно, речь можно вести о вполне реальном мошенничестве при полном попустительстве правоохранительных органов.

Примеры обманутых «партнёров» проворовавшихся строительных компаний показывают, что надежда дольщиков на справедливый исход дела умирает последней…

В четверг вечером Виктор Цой откликнулся на SMS-сообщение. Сразу пригрозил судом за клевету, но потом предложил созвониться в пятницу утром. Мол, поговорим – подумаем, что делать дальше. Утром его телефоны не отвечали. В обед оба оказались отключёнными. А я так ждал этой встречи! Побрился, надел костюм с новым галстуком… Но всё вышло, как в известной песне: так, значит, завтра, на том же месте и в тот же час…