Учебная тревога
В Бостандыкском районе Алматы за последние два года сменилось более 20 директоров из имеющихся там 28 школ. Официальная версия: одни уволились, вторых перевели в другие школы, третьих отправили на пенсию, четвертых уволили из-за различных нарушений. Но в городе ходят упорные слухи, что на самом деле причина всех этих пертурбаций – конфликт между директором…В редакцию газеты с жалобами на гонения со стороны руководства департамента образования южной столицы обратились бывший директор алматинской школы № 68 Ирина Смирнова и директор информационно-образовательного центра «Евразия» Лариса Супрунчук. По их словам, они опасаются дальнейших преследований. Кроме того педагоги считают, что такая политика, по сути, главного учителя южной столицы может отразиться на качестве образования в городе. Но в начале – суть конфликта…
Ирина Владимировна Смирнова, бывший директор гимназии № 68, депутат маслихата г. Алматы, отличник образования РК, награждена орденом «Курмет»:
– Я десять лет проработала директором гимназии № 68, за это время она превратилась из обычной школы в гимназию международного уровня с углубленным изучением немецкого языка. Причем коллектив учителей сильный и стабильный. Все было нормально до тех пор, пока 21 июля этого года, кстати, в день моего рождения, меня не вызвала начальник отдела образования Бостандыкского района г-жа Нарбаева. Она сказала, что началась ротация директоров, то есть их смена. Когда я спросила о причинах, ответила: так хочет аким района.
Коллектив гимназии, по словам Ирины Смирновой, тут же написал письмо в районо с просьбой оставить директора: рейтинг у школы, как и результаты ЕНТ, хорошие, в отличие от других школ здесь каждый год увеличивается численность учеников. Через неделю из акимата пришел ответ: действительно, результаты у школы хорошие, но мы считаем, что опыт директора можно использовать в другом месте, то есть в другой школе. Ирине Владимировне было предложено перейти на должность директора 21-го лицея Алматы.
– Тогда я спросила у заместителя акима Бостандыкского района Жуманали Сакенова, почему бы тогда не провести ротацию самого директора департамента образования города? Она работает на этой должности уже больше десяти лет…
– Я решила увольняться, – продолжает Ирина Владимировна. – Опасалась, что иначе в гимназии начнутся различные проверки, а там 1800 учащихся, 150 учителей, найдут какую-нибудь закорючку и из мухи сделают слона…
– Ротировали не только меня, но и директоров других школ. К примеру, чтобы перевести меня в 21-й лицей, его директора решили перевести в лицей № 8, директора же этого лицея, очень уважаемую в кругу алматинских педагогов, – в 14-ю школу, на мое же место – Венеру Васильевну Цой из 65-й школы. Замечу, что данная школа по результатам ЕНТ этого года заняла последнее место в Бостандыкском районе и третье место с конца по городу, так что причины перевода этого директора в более успешную гимназию непонятны…
Ирина Смирнова считает нецелесообразной идею ротации директоров школы, которые трудились на этом участке по несколько лет, причем в сложные времена, когда у госорганизаций образования были финансовые трудности.
Лариса Геннадьевна Супрунчук, директор информационно-образовательного центра «Евразия»:
– Мой центр арендовал кабинеты в восьми школах Алматы (№№ 68, 70, 92, 10, 51, 63, 40, 13), где проводил дополнительные платные услуги – занятия по английскому и казахскому языкам, танцам, вокалу, музыке – по желанию учеников и их родителей. Бесплатно проводились уроки хора, кстати, наш инструментальный ансамбль был лауреатом на международном конкурсе в городе Обзор в Болгарии. У нас есть лицензия для ведения образовательной деятельности. Замечу, что мы работали в школах, которые не были перегружены, например, 70-я школа по проекту рассчитана на 1200 учащихся, а в ней обучаются 700 человек.
– В ноябре 2005 года госпожа Исимбаева посылает своего заместителя для проверки нашей деятельности, в ходе которой якобы были выявлены нарушения в нашей работе в школе, – продолжает Лариса Геннадьевна. – А нарушение какое? Что первоклассники приходят заниматься на дополнительные занятия к восьми утра, хотя должны учиться с девяти. Но это правило действует только для государственных школ, а образовательный центр «Евразия» является частным учреждением. И это личное дело родителей и детей – во сколько посылать своих детей на дополнительные занятия. И самое важное: во время проверки на уроке находились не первоклассники! Кроме того нас обвиняли в том, что наши часы были включены в расписание обязательных уроков, а не после них, в свободное время. Но есть свидетельства директоров и учителей этих школ, что таких нарушений не было. Мы отправили запрос в прокуратуру, спрашивая о причинах несанкционированной проверки со стороны департамента образования. Нам ответили, что никакой проверки не было.
– В августе этого года госпожа Исимбаева издает приказ о том, чтобы директора школ как можно быстрее расторгли договоры аренды с любыми организациями. Без указания причин. Департамент финансов г. Алматы, с которым мы заключали договоры, не уведомил наш центр об этом приказе и не расторг с нами соглашения. И по четырем школам центр «Евразия» до сих пор официально находится в аренде. Несмотря на это, мне препятствовали в ведении моего бизнеса, директора школ запретили нам работать у них. Нас просто выселили. Но, что интересно, после этого и после увольнения Ирины Владимировны Смирновой, к примеру, в 68-й школе тут же ввели факультативы наподобие моих, а преподавать их пригласили трех учителей моего центра. Причем факультативы вставили в расписание обязательных уроков. Нам известно, что за дополнительные часы английского и математики учителя собирали более четырех тысяч тенге с каждого родителя, говоря, что их перечисляют на спонсорский счет. Я знаю случай, когда из-за неуплаты учитель не пускал ученицу на занятия английского языка. Но спонсорский счет не предполагает регулярную оплату работы учителей! Родители могут сдавать туда средства только в добровольном порядке, через банк, а не через учителей. Я знаю, что родители обращались в департамент образования, спрашивая, куда перечисляются их деньги, но адекватной реакции не последовало.
Наш центр работал на законных основаниях, при этом мы платили налоги, делали пенсионные перечисления. Я считаю, что таким образом у меня просто забрали бизнес.
Вместе с инспектором департамента финансов акимата города я разговаривала с новым директором 68-й школы Венерой Цой. Она отрицала наличие платных факультативов в их школе, но я в присутствии инспектора назвала фамилии учителей, собирающих деньги, размеры сумм, сказала, что это незаконно и что я буду обращаться в соответствующие госорганы. Через несколько дней после разговора с директором школы в сентябре мне стало известно, что в прокуратуру Бостандыкского района поступила жалоба от госпожи Исимбаевой на то, что наш центр в течение всех семи лет незаконно находился на территории школ, что они и так перегруженные. Началась проверка, помощник прокурора Бостандыкского района объехал все восемь школ, но в итоге не нашел никаких нарушений.
А недавно мне звонили из финансовой полиции, спрашивали, работаю я в этих школах или нет…
С чего все началось?
– Я предполагаю, что причиной таких изменений является то, что в 2004 году я была начальником штаба кандидата в депутаты мажилиса парламента РК Агатаевой Куляш Абдибековны, – говорит Ирина Владимировна Смирнова. – До выборов она работала заместителем директора департамента образования Алматы Гульмиры Исимбаевой. В предвыборной кампании Агатаевой помогала и Лариса Геннадьевна. После того как Куляш Агатаева выиграла выборы и ушла в мажилис, директор департамента образования по не понятной для нас причине начинает нас «есть». Заметим, что из 28 директоров школ Бостандыкского района, а именно по этому району баллотировалась Агатаева, 25 человек или перевели в другие места, или уволили по какой-либо причине, причем это были прекрасные люди, известные и уважаемые в педагогических кругах. Троих оставшихся: меня, директора 65-й школы Цой Венеру Васильевну и директора 21-го лицея Малыгину Наталью Ивановну – решили ротировать официально. Малыгину перевели в 8-й лицей, Цой – в 68-ю школу, а я уволилась и сейчас нигде не работаю.
Подобное преследование я ощущаю на себе уже больше года, с тех пор, как состоялись выборы, – добавляет директор информационно-образовательного центра «Евразия» Лариса Геннадьевна. – Причем в школах и сейчас работают центры, подобные моему: к примеру, центр «Олимп» в 21-м лицее, хор «Елимай» в 35-й гимназии, существуют частные школы на территории государственных детсадов. Почему одним разрешают, а другим – нет?
P. S. К сожалению, попытки «Мегаполиса» получить комментарии у директора департамента образования г.Алматы г-жи Исимбаевой по телефону не увенчались успехом. Поэтому редакция газеты обратилась с официальным запросом на ее имя, ответ на который надеется получить на этой неделе. Куляш Агатаева, депутат мажилиса парламента РК:
– У меня с госпожой Исимбаевой нет никаких отношений. Но я хотела бы рассказать о ситуации со школами в Бостандыкском районе. Сказать о том, что сейчас она стабильная, не могу. Всего в Бостандыкском районе было 29 школ, позже одна была передана под детский сад. Из директоров 28 школ на своих местах остались только четыре человека: из 51-й, 73-й, 94-й, 140-й. В 2005 году на пенсию отправлены 7 директоров школ, в 2006 году уволились по разным мотивам 8 директоров, переведены в другие районы города два директора, переведены в школы внутри района пять руководителей. Получается, в течение двух лет в 19 организациях образования произошла смена руководителей. Это ведь болезненно сказывается в целом на самом процессе образования в этих школах. То есть ротацию можно производить, но в этом должна быть необходимость. А если посмотреть со стороны, то получается, что в Бостандыкском районе произошла ротация ради ротации, без объяснения причин. В этой ситуации некоторые директора были вынуждены уволиться, в том числе директор 68-й школы.
Дала ли ротация положительный эффект, не знаю. Я лишь могу сказать, что система школ Бостандыкского района ослаблена. На смену сильным директорам, которых отправили на пенсию, пришли неопытные. Так что, прежде чем производить такую рокировку, необходимо подготовить кадры.
Ходят разговоры, что Исимбаева плохо относится к моему депутатству и так далее. Но я не могу на основании слухов утверждать, что они (директора школ. – Ред.) преследуются по этим мотивам. Я официальное лицо и могу вам говорить только официальную точку зрения: официально все они уволились по собственному желанию, по переводу, в связи с несогласием ротации и так далее…А кухонные разговоры есть, я не отрицаю…