Как вы отнесётесь к тому, если ваших детей начнут обучать религиоведению как научной дисциплине? Не спешите с ответом, если вы – убежденный атеист, ведь это вовсе не означает, что через несколько уроков девочки наденут хиджаб, а мальчики начнут ходить в мечеть чаще, чем в школу. Если старшеклассники и студенты станут подкованными в вопросах, касающихся религий, лидеры всевозможных течений просто-напросто не смогут «запудрить им мозги», трактуя, к примеру, суры Корана так, как им вздумается.

Казбек Казкенов

Так считает ряд астанинских экспертов, для начала изучивших уже существующую систему преподавания школьного предмета «Религиоведение» в девятых классах. Пока он ведётся, что называется, в произвольной форме, говорят аналитики, и результаты такого учения будут соответствующими. Главный научный сотрудник Комитета по делам религии Минкультуры РК Есбосын Смагулов приводит пример: в одной из столичных школ учитель приглашала детей к себе домой, чтобы всем вместе читать намаз. На этом, собственно, обучение и заканчивалось. Есть и другие примеры, добавляет директор Центра анализа, прогноза и социальных инициатив НДП «Нур Отан» Казбек Казкенов, когда за неимением религиоведа уроки по предмету вели географы. Между тем преподаватель должен не только разложить по полочкам азы дисциплины, но и помочь разобраться с тем, о чём говорится в Коране или Библии. Ведь зная священное писание, легко вычислить тех, кто только прикрывается им, лоббируя свои узкие интересы, считает эксперт.

– Есть некоторые данные о том, что за последние десять лет в колонии Казахстана было отправлено около двух тысяч ваххабитов, – приводит пример Казбек Казкенов. – Чтобы вовлечь заключённых в свои ряды, они говорили: вас осудили незаслуженно, будьте с нами, и мы исправим эту несправедливость, ведь так велит Коран. И заключённые шли за ними. В Актауской колонии строгого режима задумавшие побег ваххабиты не только подкупили тех, кто их охранял, но и провели среди них похожую «идейную» обработку. И побег бы удался, если бы один из охранников, который не пошёл на поводу у заключенных, не поднял тревогу.

У Казбека Казкенова есть еще один пример из жизни: пятеро молодых актаусцев, прихожан местной мечети, после нескольких месяцев чтения Корана вдруг бежали в Понтийское ущелье, где находится известная на весь мир террористическая база. Конец у этой истории был печальным: троих расстреляли войска ФСБ за подготовку терактов, двоих экстрадировали на родину, где впоследствии судили.

По словам аналитика, молодые люди не всегда могут познать истину с помощью духовных наставников, ведь в их числе немало бывших комсомольских и партийных вожаков, которые в недавнем прошлом «проповедовали» совсем другие ценности. Другая крайность – муллы, получившие образование в Сирии, Пакистане, Турции в 90-е годы, когда обучение в зарубежных медресе было доступным.

– Мы не знаем, где и чему они учились, – говорит Казбек Казкенов. – Ведь в исламе много направлений, и далеко не все из них могут прижиться в Казахстане. К примеру, сейчас много говорят о суфизме, но большинство тезисов этого учения противоречат жизненному укладу в нашей стране. Достаточно сказать, что суфисты пропагандируют бедность, отшельничество и абсолютное упование на волю Аллаха. Но если всё в твоей жизни зависит только от него, зачем молодому человеку жить и ставить перед собой какие-то цели?

Конечно, в таком сложном вопросе, как воздействие религиозных учений на сознание человека, нельзя делать ставку лишь на рассудительность каждого отдельно взятого парня или девушки, говорит Казбек Казкенов. Безусловно, контролирующую роль в этом вопросе берёт на себя государство: через исполнительную власть, парламент, органы КНБ, МВД, которые напрямую сотрудничают с представителями гражданского общества.

– Проблемы религиозного экстремизма и вовлечения молодежи в террористические группировки мы обсуждаем на многочисленных «круглых столах», – говорит Казбек Казкенов. – Но никакими усилиями не можем посадить за них ваххабитов, сторонников «Аль-Каиды», «Хизб ут-тахрира» и прочих, им подобных. Но если этот день настанет, мы, в первую очередь, должны быть готовыми к разговору, знать «от и до» все идеи, которые они пропагандируют, чтобы при необходимости уложить на лопатки своих оппонентов. Иными словами, вопрос нашей религиозной грамотности остаётся таким же актуальным.

На одной из последних встреч, инициированной общественным фондом «Сенат молодежной политики», Казбек Казкенов отметил, что статус-кво недавно созданного Агентства по делам религий может быть усилен, если его возглавит «теологически, философски и исторически грамотный руководитель». А ещё нужны полный анализ ситуации в стране, выработка собственной доктрины противодействия терроризму и «доведение до ума» идеи с преподаванием религиоведения на достойном уровне. Ведь понадобятся программы, методические пособия и грамотные педагоги. Все это, по мнению эксперта и поддержавших его участников встречи, требует времени и определённых усилий. К слову, идеи, высказанные на встрече, будут учтены при составлении сборника рекомендаций по повышению религиозной грамотности молодёжи, который планируется выпустить в ближайшее время.