На прошлой неделе жизнь подбросила участникам учений «Степной орёл-2011» такую «вводную», от которой у американцев, должно быть, «закипела кровь». Упавшего в обморок резервиста армии США военный врач довольно долго пытался отправить из полевого госпиталя в город. Больного, у которого случился приступ и было затруднено дыхание, нельзя было транспортировать на санитарном автомобиле. Американцы требовали вертолёт...

Резервисту стало плохо сразу после церемонии открытия миротворческих учений «Степной орёл-2011». Он упал на землю, корчился от боли, стонал и хрипел, пока медики оказывали ему первую помощь. Из лагеря больного сначала в багажнике командирского джипа, а затем уже на носилках доставили в палатку полевого госпиталя. Здесь прямо на полу американский военврач вонзил иглу в область сердца и начал «колдовать» над его телом. Минут через пять рядом с медицинской палаткой сосредоточилось человек десять. Территория полевого госпиталя стала напоминать разворошенный муравейник. Американские миротворцы суетились и что-то кричали, наши ребята в ответ только пожимали плечами и как-то виновато отводили в сторону глаза: мол, рады бы помочь вам «орлы наши степные», но языка вашего заморского не понимаем, переводчика рядом нет, а посему делайте со своим пациентом сами что хотите...

Американцы хотели вертолёт. Хотели, чтобы санитарная «вертушка» прилетела срочнее срочного и забрала их боевого товарища в городскую больницу для оказания «надлежащей медицинской помощи».

Чтобы нашим ребятам было легче понять, чего же хотят их коллеги-миротворцы, американский военврач нервно тыкал пальцем в циферблат своих дорогих часов, хлопал себя по груди, а затем неистово крутил рукой над своей головой, изображая ход вертолётных лопастей.

Эти жесты должны были показать нашим, что ситуация сложная, время уходит, и что для транспортировки «больного орла» позарез нужна санитарная «вертушка». Пока военврач откачивал пациента, рядом с санитарной палаткой резервисты выкладывали крест из материи красного цвета, куда по их представлению и должен был вот-вот приземлиться вертолёт. Но вертолёта не было ни через пять минут, ни через десять, ни через полчаса. Начмеда нашего так же никто не мог разыскать. По словам его подчинённых, офицер «куда-то ещё с утра отлучился по нужде и до сих пор в медроте не объявился».

Генерал-майор Мукан Дюсекеев

В отсутствии хоть какого-нибудь переводчика нашим медикам, включая реаниматолога из Талдыкоргана и санитаров-срочников, оставалось только стоять, глазеть, чертыхаться и разводить руками. А мне так и хотелось спросить наше военное руководство: ну где она, эта хвалёная «совместимость» с войсками НАТО, разрекламированных в отечественных СМИ «Казбата» и «Казбрига»?! Может, в теории она, конечно, имеется, эта «языковая совместимость на 99,9%» и в различных отчётах присутствует, но на практике-то где она?! Почему, когда очень надо, эту «совместимость с войсками НАТО» днём с огнём не сыскать?

ДРУЖБА ДРУЖБОЙ, А КАБАЧОК – ВРОЗЬ

Международные миротворческие учения «Степной орёл», стартовавшие на территории Казахстана, уже девятый раз, как обычно, проходят по одному и тому же сценарию: на охраняемый блокпост нападают террористы, миротворцы ведут с ними ожесточённый бой, затем показательно освобождают заложников и проводят «фильтрационные мероприятия». Иностранные инструкторы обучают – наши мотают на ус. А после занятий все расходятся по своим палаткам. Кстати, в полевой лагерь к американцам нашим военнослужащим «дорога заказана». Там у них свои порядки, свои инструкции и даже «эксклюзивные» биотуалеты для «мальчиков» и «девочек». Оправлять естественные надобности американские военнослужащие ходят исключительно с оружием в руках. Питаются резервисты армии США тоже отдельно. И меню у них существенно отличается от нашего. Американцам предлагают на выбор куринные крылышки, стейк, брокколи, горошек и кукурузу, поджаренные сосиски и морепродукты. Наших же «степных орлов» устрицами и кальмарами не балуют. Обходятся обыкновенной кашей, кислыми щами, икрой из кабачков да компотом. И фирмы, готовящие завтраки, обеды и ужины, у всех участников учений разные. Американцев, к примеру, кормят турецкие повара, для наших ребят готовят свои, доморощенные. Где же здесь совместимость?

И места для планирования миротворческих операций у всех участников учений оборудованы по-разному. У иностранцев в бункерах сплошь компьютеры, спутниковые тарелки, мощные радиостанции, Интернет... Спросите, а как же у наших офицеров на рабочих столах дела обстоят? Да никак. То есть, как обычно: топо­графические карты, курвиметры, фломастеры да карандаши цветные. На вопрос «где же ваши ноутбуки, господа хорошие?» наши военные пространно отвечают: «они у нас есть, но в другом месте. Вот учения начнутся, тогда всё и у нас будет». И слава богу, что «всё будет».

– На этот раз мы отказались от того, чтобы инструкторы из Великобритании проводили занятия с нашими миротворцами, – говорит командующий Аэромобильными войсками генерал-майор Адильбек Алдабергенов. – Зачем? Трудности двойного перевода. Обучение проводят свои инструкторы. Ино­странцы только наблюдают. Никаких претензий не высказывают. Всё отлично.

Наши «степные орлы» оказались лучше других и «по праву занимают ведущие позиции среди коллег из Ближнего Востока и Центральной Азии». Такую высокую оценку дал заместитель начальника отдела по организации учений Центрального командования Сухопутных войск США Стенли Риди.

– На моём опыте уже семь учений, в которых я принимал участие, в частности, со странами Ближнего Востока и Центральной Азии, и должен отметить, что «Казбриг» в этом списке находится на самых ведущих позициях, – сказал Стенли Риди журналистам после церемонии открытия учений «Степной орёл-2011» на учебном центре «Илийский».

С нашей стороны с ответным словом выступил заместитель председателя Комитета начальников штабов генерал-майор Мукан Дюсекеев.

– Рад приветствовать всех участников учения, в том числе и наших боевых коллег на просторах солнечного Казахстана, – начал свою речь генерал-майор Мукан Дюсекеев – Мы разделяем общие цели, и нас роднит дух братства, и эта связь сквозь поколения укрепляется каждый раз, когда нам предоставляется возможность участвовать в совместных учениях...

По словам генерал-майора Дюсекеева, в 2012 году, когда уровень совместимости наших миротворцев с членами НАТО будет проверен вновь, в Казахстан на учения «Степной орёл» приедут уже не пять стран, а, как минимум, сорок...

– Мы надеемся, что следующий год будет кульминационным, – продолжает Мукан Дюсекеев. – Наш «Казбат» должен пройти оценку международных экспертов.

После торжественных речей и парадных шествий обычно наступают «суровые армейские будни». Вот и на этот раз, когда фанфары «Спепного орла-2011» умолкли, музыканты зачехлили свои трубы, «степные орлы» с гордостью разошлись по своим палаткам, а журналистов на специальном автобусе вывезли с территории Илийского полигона, случилось ЧП. Благо американский солдат выжил. За ним таки прилетел вертолёт «Хьюи». Через час, но всё же прилетел. И «рядового Райна» спасли, не дали погибнуть в казахстанских степях.

Командир десантно-штурмовой бригады полковник Убеков потом скажет «Мегаполису»: «Да, всё нормально тогда закончилось. Зря волновались. Американцы просто как всегда перестраховались. Никакой опасности не существовало. Можно было и на «санитарке» того парня довезти до городской больницы или нашего госпиталя и ничего бы с ним не случилось».

А если бы случилось?! Может быть, уже пора ломать стереотипы и нашим руководителям? А командирам у санитарных носилок с больными (считай ранеными) бойцами на американский манер надо настойчиво везде и всюду требовать санитарную «вертушку», а не довольствоваться по старинке бригадной «таблеткой» (машиной «скорой военной помощи»)? Наверняка гораздо больше было бы тогда спасённых солдатских жизней. Ну ведь не требуют пока наши командиры, не бьют тревогу, не перестраховываются, как это делают американцы. Почему? Менталитет не тот или жизнь солдатская не так дорога?! Если бы и тому пареньку из Сары-Озека, у которого фурункул образовался в носу и заражение пошло в мозг, наши военные «перестраховались» и вовремя подогнали вертолёт для доставки его в алматинский госпиталь, возможно бы, паренёк выжил. Но перестраховываться мы пока не научились. Или не хотим? Может быть, «Степной орёл-2011» чему-нибудь полезному научит наших стратегов в лампасах? А не просто пройдёт в девятый раз на территории Казахстана для очередной «международной галочки» и доказательства «бумажной совместимости» с войсками НАТО...