Шумит камыш – шуршат купюры
В Кызылорде снова начнут переработку местного природного богатства – камыша, добыча которого наипростейшее дело. Завод по изготовлению из камыша древесно-стружечных плит строится в Шиелийском районе области.В Кызылорде снова начнут переработку местного природного богатства – камыша, добыча которого наипростейшее дело. Завод по изготовлению из камыша древесно-стружечных плит строится в Шиелийском районе области.
Что-что, а камыш приаральцы всегда воспринимали серьезно. Его, за неимением другой сенной альтернативы, заготавливают на зиму на корм скоту, из него изготавливают строительные маты, используют народные умельцы, создавая произведения искусства, на нём зарабатывают деньги. Есть даже устойчивое выражение «камышовые миллионеры». Это сельские семьи, которые в больших объемах заготавливают на продажу подсушенные снопы камыша.
Серьезные производства, для которых камыш являлся базовым сырьем, были на территории области до начала девяностых годов. В эпоху бурного довоенного строительства, в войну и несколько десятилетий после неё артели и колхозы занимались изготовлением камышовых стенных блоков. Деревянных каркасов, набитых туго связанными фашинами. Треть жилья в области вплоть до конца семидесятых годов в скоростном режиме возводилась из камышовых стенных блоков. Десятки тысяч семей жили в теплых, дешевых, собранных строителями за несколько недель домах.
В 1947 году в Кызылорде открылся завод сухой перегонки камыша на ацетон, анилиновую кислоту и прочие химпродукты. На продукцию предприятия стояла очередь. Работал завод целых двадцать лет, давая ежегодную прибыль в десять миллионов рублей. После его сменил промышленный гигант – целлюлозно-картонный комбинат. Который, как множество предприятий на постсоветском пространстве, благополучно почил в бозе, потеряв в начале девяностых межрегиональные связи.
То, что спустя много лет переработку камыша регион возобновляет именно в Шиелийском районе, совсем не случайность. Во времена развитого социализма здесь работали два «камышзавода», на которых изготавливались камышовые маты. Применялись те маты широко. К примеру, южные дыни уходили в Воркуту в вагонах, обложенных матами изнутри, теплицы весной ими укрывали, использовали в строительстве. Кстати, большая часть продукции «камышзаводов» почему-то уходила по заказам в союзные республики. И люди удивлялись, мол, есть, оказывается, места, где в дефиците камыш.
– Сейчас, конечно, уже время не тех технологий, что были в восьмидесятые годы, но камыш снова обеспечит нас дешевым и прочным строительным материалом, а на его жатве и непосредственно на перерабатывающем предприятии товарищества «Алтын бала» будут заняты сотни человек, – рассказывает Нуржан Макулбеков, начальник шиелийского районного отдела предпринимательства. – Хороший сноп камыша, сжатый, кстати, не только летом, производство строительных материалов как раз и не нуждается в молодом и сочном камыше, это не фермерство, селяне смогут сдать переработчику по 50 тенге. Миллион тенге в год любой трудолюбивый косарь заработает запросто, а не везде на селе есть примеры таких заработков. Что касается продукции предприятия, которое вот-вот начнет свою работу, то древесно-стружечные плиты из камыша немного прочнее, чем широко представленные на строительном рынке Азии ДСП из бамбука. Камыш легко дробится на более мелкие фракции, чем бамбук, а значит, плотность плиты будет выше. В Шиели станут производить легкий, прочный и недорогой стройматериал, и спрос на него будет.
Что интересно, завод еще не открыли, а население уже готово заготавливать снопы камыша для сдачи предприятию. В сырье у ТОО «Алтын бала» уж точно нужды не будет: уже сейчас селяне готовы продать предприятию товарищества полмиллиона снопов.