Шолпан Абдреева: «Найти африканских авторов и защитить их права …»
Случай из жизни: член авторского общества, будучи гостем на тое, угощался бешбармаком, одновременно фиксировал исполняемые произведения на видеокамеру. Позже он обратился в суд, указав на нарушение закона об авторском праве. Закон этот размыт, а местами абсурден, считают некоторые бизнесмены. В Министерстве юстиции с этим не согласны: мол, закон критикует тот бизнес, который не желает его исполнять. В хитросплетениях авторского права «Мегаполис» попытался разобраться вместе с заместителем председателя Комитета по правам интеллектуальной собственности Шолпан АБДРЕЕВОЙ.
– Шолпан Токтаровна, скажите, если я брошу журналистику и, не жалея слуха посетителей, возьмусь исполнять песни в ресторанах, кому я должен буду платить вознаграждение?
– Есть два пути: заключить договор с авторским обществом по коллективному управлению, чтобы они брали с вас вознаграждение и отправляли его авторам, либо вы лично должны заключать договора напрямую с авторами. Хотя это может сделать само заведение, где вы намерены выступать.
– Вы действительно верите, что в шашлычной под Астаной какой-нибудь шансонье местного разлива будет выходить на связь с родственниками Михаила Круга, чтобы выплатить вознаграждение?
– Проблема заключается в том, что многие наши пользователи знают о необходимости заключения этого договора, но не делают этого. Насколько я помню, ещё в 2003 и 2004 годах мы собирали пользователей – хозяев кафе, баров, ресторанов и объясняли ситуацию. Они все прекрасно знают, что должны заключать договоры. Вопрос в желании работать законно. Почему-то большинство относится к защите авторских прав прохладно. Если у человека угоняют машину или вытаскивают из кармана сотовый телефон, все понимают, что эта кража. А когда речь идёт об объектах авторского права, то почему-то люди не думают, что это воровство. Однако на создание того или иного произведения нужно время, какие-то творческие идеи. Автор не может в течение одной минуты создать шедевр, хотя и такое тоже бывает, но чаще всего уходят годы, а иногда и десятки лет.
– Ещё один практический вопрос: если в автобусе играет музыка, то авторское общество, прокуратура или Минюст могут наказать водителя?
– Что касается выплаты вознаграждения перевозчиками – это касается авиа-перевозчиков, жд-перевозчиков и автотранспорт, то здесь всё должно быть урегулировано с головным предприятием. То есть не с конкретным водителем, а с предприятием, в котором он трудится. Насколько я помню, размер вознаграждения – 0,01% от стоимости билета.
– Скажите, а президент Казахстана Нурсултан Назарбаев получает авторское вознаграждение в качестве соавтора гимна?
– На государственные символы и знаки, судебные решения, постановления правительства и другие официальные документы требование об оплате вознаграждения не распространяется. Иными словами, с момента признания песни «Менін елім» государственным гимном вознаграждение по нему не выплачивается.
– … а за ежегодное Послание?
– Действительно, Послание президента – это объект авторского права. Если вы хотите использовать Послание главы государства в коммерческих целях, то однозначно вы должны получить соответствующее разрешение Администрации президента.
– Кому конкретно и сколько я должен буду выплачивать?
– Этот вопрос нужно задать Администрации президента. По поводу размера вознаграждения вопрос решается по согласованию сторон.
– Как вы себе это представляете? Я не думаю, что меня приведут к Нурсултану Абишевичу и мы будем обговаривать с ним цену?
– По закону об авторском праве каждый имеет право на получение вознаграждения, и наш президент не исключение. По данному вопросу необходимо обратиться в Администрацию президента либо в пресс-службу. Именно они должны дать разрешение на публикацию.
– А кто ведет мониторинг поступающих средств? На самом ли деле авторские общества перечисляют эти средства авторам?
– Контроль за деятельностью авторских обществ осуществляет непосредственно наш комитет. Данные организации обязаны предоставлять нам информацию о том, чьи интересы они представляют? Сколько было собрано авторского вознаграждения? Кому и сколько перечислено? Сколько осталось невостребованных средств и т. д.? Авторские общества обязаны представлять полный отчет по всем этим вопросам.
– Хозяева караоке-баров или кафе имеют право получать эту информацию?
– Согласно действующему законодательству, авторские общества обязаны представлять о себе информацию: полную и подробную, в том числе и то, каких конкретно авторов представляют. Около года назад в закон об авторских и смежных правах внесли изменения, согласно которым эти организации обязаны иметь свой интернет-ресурс, где они должны размещать упомянутую выше информацию.
– Среди авторов, кто получал вознаграждения от казахстанцев, есть какие-нибудь громкие имена?
– Точно могу сказать, что перечисляли деньги живому в то время Майклу Джексону, перечислялось вознаграждение Алле Пугачевой. Но вообще, если речь идёт о зарубежных авторах, то чаще всего казахстанское авторское сообщество не имеет отдельных соглашений, заключенных напрямую с зарубежными авторами или исполнителями. Они работают с аналогичными организациями по коллективному управлению, представляющими интересы зарубежных авторов.
– Шолпан Токтаровна, если я захочу открыть караоке-точку где-нибудь в парке, я должен буду платить?
– Да, по караоке тоже необходимо заключение договора, разрешающего публичное исполнение музыкальных произведений. Разрешение нужно брать либо у самих авторов, либо у организаций по коллективному управлению.
– Извините, однако на караоке-диске бывает записано около трех тысяч «минусовок с текстом». Это ж нереально – со всеми договариваться, вы это понимаете?
– Я-то понимаю. Поэтому законодательством предусмотрена возможность создания таких обществ по коллективному управлению. Если у вас есть диск, на котором три тысячи песен, как вы говорите, то вы не обязаны искать каждого автора. Вы можете заключить договор с обществом по авторскому управлению.
– А вдруг я почитатель африканских ритмов, однако казахстанские авторские общества откажутся тратить средства на поиск авторов далёкого континента? Мне-то что делать?
– Я не думаю, что организации по коллективному управлению вам могут отказать. В соответствии с законодательством организации по коллективному управлению не имеют права отказывать пользователям в заключении договоров. То есть, если они аккредитованы государством, то они просто обязаны заключить с вами договор в случае, если вы к ним обратились. Хотят они или не хотят. Они обязаны найти этих африканских авторов и перечислить им вознаграждение. Если по истечении трех лет, с даты поступления вознаграждения на счет организации, оно осталось невостребованным, тогда они могут идти на оплату дополнительных расходов общества.
– Шолпан Токтаровна, скажу честно: кажется всё понятно в теории, но на практике мне трудно все это представить…
– … за практикой вам нужно обратиться к этим авторским обществам. Я могу вам сказать, что должно быть так и так по закону, а как на практике – это надо у них спрашивать…
– …меня, такой ответ руководства комитета, курирующего деятельность авторских обществ, мягко говоря, настораживает...
– Дело в том, что аккредитация этих обществ прошла буквально в апреле. Несколько обществ было аккредитовано в декабре прошлого года. Сегодня аккредитовано уже пять. Поймите, должно пройти некоторое время, организации должны поработать, представить нам отчеты и только спустя время мы сможем их проверить, обсудить практическую сторону. Ещё один важный момент – аккредитация дело добровольное. Никто не заставит организацию идти к нам за аккредитацией. Если вы такую организацию создадите, то имеете право работать и без аккредитации. Мы в любом случае будем вас контролировать, а различие в том, что вы будете представлять интересы только тех авторов, кто вам передал права на управление. Чтобы было понятно: представьте, что вы создали своё авторское сообщество. Не стали проходить процедуру аккредитации. Заключили договор с поэтами-песенниками Ивановым и Петровым. Приходит к вам владелец ресторана и говорит, хочу выплатить вознаграждение Иванову, Петрову и Сидорову. Вы разумеется, перечисляете двум авторам их вознаграждение, но говорите, что с Сидоровым вы не работаете, поэтому и перечислять ему вознаграждений не будете. А если бы вы были аккредитованы, то были бы обязаны это сделать. С другой стороны, если общество аккредитовано, значит, оно изначально прозрачно, значит, ему однозначно можно доверять.
– Насколько мне известно, радиостанции платят вознаграждение, и те, кто слушает радио публично, я имею в виду автобусы или кафе, могут слушать его сколько угодно. Почему же хозяин бара должен платить, если у него проигрывается диск, купленный у легального бизнесмена, и этот диск лицензионный?
– Согласно Закону «Об авторском праве и смежных правах» передача права собственности на объекты авторского права не влечёт за собой передачи имущественных прав. Поясняю: если мы покупаем какой-то аудио-диск в личных целях, мы приобретаем его для того, чтобы только слушать у себя дома или в кругу друзей. Но при этом мы не имеем права использовать его публично, то есть воспроизводить, исполнять. Право на публичное воспроизведение прописано в статье 16-й закона об авторских правах. Любое использование объекта авторского права допускается только с разрешения автора. Причем со статьей 32-й закона автор имеет право на получение вознаграждения за каждый вид использования его произведения…
– И что это значит?
– К примеру, есть право на распространение. То есть человек для того, чтобы распространять какие-либо произведения, первоначально должен получить право на распространение у правообладателя. Другой вопрос, если человек здесь купил и дальше перепродаёт эту продукцию, то разрешения авторов не требуется. Грубо говоря, тот, кто перепродает, должен доказать, что он законно её реализует путем представления накладных, чеков и т. д. И всё. Есть также право на копирование, есть право на исполнение, право на сообщение в эфир или по кабелю – это тоже права, которые должны быть получены от автора или правообладателя.
– Вот вам история из жизни: в 2004 или в 2005 году, точно не помню, один из бизнесменов Костаная выиграл суд у авторского общества. Судья учёл рекомендацию Верховного суда по рассмотрению таких дел, мол, если бизнесмен купил лицензионный диск у легального продавца, то он тем самым уже внёс вознаграждение и имеет право «крутить» его в кафе сколько пожелает?
– Действительно, такое постановление Верховного суда есть. Но я не могу сказать: прав суд или нет. Повторяю: закон чётко прописал, что даже если вы купили лицензионный диск, то, используя содержимое диска публично, вы обязаны оплатить вознаграждение.
– Ясно, что решение суда вы не можете комментировать, но, согласитесь, ситуация двоякая. Выходит, одному бизнесмену суд разрешил, а другому – штраф и всеобщее презрение?
– Если в 2004 году суд вынес такое решение, я не уверена, что сейчас он вынесет аналогичное: за последние несколько лет в законодательство в сфере защиты авторских прав были внесены изменения. К сожалению, отсутствие в Казахстане единой правоприменительной практики приводит иногда к различным решениям в одинаковых казалось бы ситуациях…