Сбои в системе электронных госзакупок:
Предприниматели требуют вернуть прежнюю систему электронных госзакупок. За четыре года работы единый веб-портал госзакупок сэкономил казне более 110 млрд тенге и свёл коррупцию к минимуму. Однако после модернизации сайт даёт сбой за сбоем. Его некорректная работа серьёзно затрудняет работу госучреждений и может обернуться солидными убытками для бизнеса.
Недовольные работой сайта бизнесмены и госслужащие создали движение «Вместе мы – сила!». Они утверждают, что по госучреждениям прокатилась волна увольнений. Ответственных за организацию госзакупок сотрудников обвинили в том, что они не могут разместить заявки на новом веб-портале. С начала года в Казахстане запустили промышленную систему управления государственными закупками на базе Oracle. Все заказчики и поставщики в обязательном порядке должны разместить в новой системе годовые планы. Получилось не у всех. Пользователи жалуются, что система постоянно «зависает» и их запросы не обрабатываются. В итоге больницы остались без лекарств, детские сады – без продуктов, машины чиновников – без бензина…
– Под прямым ударом все пользователи портала, а это 117 тысяч человек. Косвенно пострадали госучреждения и работники поставщиков, а это около 1 млн человек, – сообщил директор ТОО «Direct Link» и организатор движения «Вместе – мы сила» Дос Ильяшев.
А сайт с одноимённым названием продолжает собирать жалобы на некорректную работу портала www.goszakup.gov.kz.
В 2011 году е-госзакупки проходили на сайте https://goszakup.gov.kz. По словам пользователей, этот портал работал без торможений. Регистрация была проще. Сегодня 179 предприятий и организаций, среди которых 32 школы и 14 районных акиматов, требуют вернуть старую систему закупок. Хотя бы на время, пока не будут устранены все технические проблемы новой.
В Центре электронной коммерции поясняют, что новая система должна заработать в нормальном режиме с начала февраля. Сегодня завершаются работы по отладке новой платформы. При этом возврат к старой системе сделает невозможным реализацию двух способов закупок – «электронного конкурса» и «электронного аукциона» на портале www.goszakup.gov.kz. А они должны работать по стране с 1 июля этого года. Казахстан договорился с Россией и Белоруссией – все закупки проводить только в электронном формате. А пока проектная команда из 40 человек и работники технической поддержки круглосуточно работают над устранением неполадок. Они ежедневно принимают до двух тысяч звонков и 500 письменных обращений.
– До 80% звонков поступают от пользователей, которые даже не прочитали инструкцию и за-гружают и без того горячую линию. Сегодня портал включает в себя две системы – старую и новую. Но, чтобы работать в системе, надо проходить по ссылкам в новую платформу. Возможно, поэтому у многих пользователей возникают вопросы. В целом же портал работает, – говорят сотрудники техподдержки.
Но раздосадованные пользователи уже готовят коллективные обращения в Администрацию президента, КНБ, прокуратуру и суд.
– Они определили дату – 1 февраля. С этого дня портал должен работать. Если не заработает, мы перейдём к фазе коллективных обращений в инстанции. Юристы у нас есть, – сообщил инициатор движения «Вместе – мы сила» Дос Ильяшев.
Алексей ГРИНЁВ, Астана
Как сайт госзакупок Вечный огонь погасил
В сквере Победы Семея ещё 18 января погас Вечный огонь. Это тот редкий случай, когда проблема упирается не в деньги. Причиной остановки работы мемориала стали технические неполадки на сайте госзакупок, куда городской отдел ЖКХ, как обычно, выставил объявление о конкурсе на поставку газа для Вечного огня.
Как оказалось, с 2012 года сайт госзакупок перешёл на новую промышленную программу управления. Казалось бы, новшества нужны для улучшения работы, однако установка этой системы обернулась лишь головной болью для специалистов, занимающихся оформлением госзакупок.
– Эта система какая-то недоработанная. Постоянно сайт перегружен. У них идут технические работы, а это отражается на нас, – сетует главный специалист по госзакупкам городского отдела ЖКХ Ольга Коробейникова. – По срокам мы сделали план, 4 января выставили его на сайт, но только 7-го смогли посмотреть, что он прикрепился. А без плана мы работать на портале не можем. 12 января мы начали выставлять первые закупки, но подрядчики в связи с такой работой сайта просто не могут на него попасть. Получается, они не смогли участвовать в конкурсе, и поэтому 19 января мы были вынуждены объявить повторные закупки...
Ольга Коробейникова работает в сфере госзакупок уже много лет. Но с такой капризной системой ей довелось столкнуться впервые. Говорит, что вынуждена была установить эту программу дома, чтобы работать по ночам, когда спадает нагрузка на сервере. По мнению Коробейниковой, ситуация, сложившаяся не злополучном сайте, оборачивается «полнейшим срывом госзакупок».
Тем временем сайт продолжает тормозить, а администрация лишь успевает выкладывать очередные извинения за причинённые неудобства.
– Они пишут, что система должна заработать в нормальном режиме с февраля. Но они даже не дают гарантии, что она и в феврале будет работать, – недоумевает Ольга...
Погасший Вечный огонь – далеко не единственное последствие технической неразберихи на сайте госзакупок. Если говорить о сфере ЖКХ, то приостановлены пока работы по откачке в городе жидких нечистот, отлову бродячих собак, освещению и многим другим направлениям.
Амина ГАЛЕЕВА, Семей
На закон не «забьёшь», но кому от этого легче?
Только законодательная лазейка позволяет больницам и детсадам не закрыться по причине отсутствия лекарств и еды для пациентов и малышей.
– Так крупно и напишите: портал госзакупок работает «ХР…ВО», – сразу эмоционально ответила нам сотрудница администрации больницы Костаная, когда мы спросили её о том, как идёт размещение объявлений в этом году на покупку лекарств и еды.
Директор ясли-сада № 8 Костаная Татьяна Голубицкая была менее эмоциональна, но не менее обеспокоена:
– Пока поставщики относятся к ситуации с пониманием, хотя, конечно, недовольны. Мы расплачиваемся с предпринимателями за продукты из тех денег, которые сдают родители за питание. А вот с бытовыми средствами уже проблема. Пока вопрос о закрытии детсадов не стоит и вряд ли это будет допущено.
Дело в том, что по закону эти госучреждения могут продлить договоры с поставщиками, выигравшими конкурсы в минувшем году. Но пролонгировать договор можно только на первый квартал. А бизнесменов между тем такая ситуация мало устраивает – цены-то выросли, а поставки приходится осуществлять по ценникам минувшего года. Пока терпят, но надолго ли?
Но это лишь штрихи к общей ситуации, которую лучше всего характеризуют две цифры. Они отражают безрадостные перспективы – опять будет аврал, круглосуточная работа на стройках с привлечением школьных работников и сдача объектов позже срока. 22 миллиарда тенге и 2 миллиарда тенге. Первая цифра – планируемая сумма на приобретение регионом товаров и услуг в 2012 году через портал госзакупок, вторая цифра – на какую сумму удалось разместить объявления.
– В январе по плану в основном идёт размещение объявлений на товары и услуги, в том числе Интернет, телефонную связь, – рассказывает начальник областного управления финансов Сауле Аймухамбетова. – В феврале уже должны разместить объявления по конкурсам на проектные, строительные работы. Пока я не могу сказать, что ситуация критическая.
Тем не менее если сравнить с минувшим годом, то к этому периоду уже больше половины объявлений на конкурсы было размещено на портале. А сейчас – едва 10%. Чиновники, работники больниц и детсадов, ответственные за это дело, уже которую неделю работают в «режиме совы». Днём начальство отпускает их поспать, а ночью – на вахту. Мышь в руку – и пробиваться на портал.
Интересное мнение нам высказал редактор и по совместительству системный администратор одной из костанайских радиостанций Константин Должанский:
– Мы тоже пользуемся этим порталом. И я уже не вижу никаких проблем. Просто изменился алгоритм работы сайта. Да, в начале года он перегружен, потому что туда идёт массовый вброс документов. Но проблема видится в другом – те люди, которые в госучреждениях занимаются размещением объявлений на портале, а также многие бизнесмены ещё недостаточно хорошо владеют навыками общения с компьютером. Они допускают ошибки при размещении документов, одну и ту же операцию повторяют многократно. И это тоже одна из причин перегруженности сайта. В общем, как только работа на сайте немного усложнилась, оказалось, что граждане к этому не готовы. Вот в чём проблема.
Для чиновников проблема в другом – нет возможности, как раньше, «забивать» на закон ради дела. То есть фирма уже месяц как ремонтирует дорогу, а конкурс только что провели и – вот совпадение! – именно эта компания его выиграла. Такие случаи в Костанае были. Вот только тогда конкурсная комиссия состояла не из системного блока, а из живых людей, которые вскрывали конверты. Теперь всё решает машина, точная, но безучастная к ситуации гора микросхем. И проблем будет ещё больше, когда будет запущена планируемая единая электронная база госзакупок Таможенного союза.
Владимир НАГОРНЫЙ, Костанай
Ключ к порталу – после 24.00
Карагандинские госслужащие подобрали ключик к новой системе электронных госзакупок. На сайт goszakup.gov.kz они выходят по ночам.
Специалисту по госзакупкам управления по мобилизационной подготовке, гражданской обороне, организации предупреждения и ликвидации аварий и стихийных бедствий рабочий компьютер отвезли на дом. Женщина «сражалась» с порталом до пяти утра, и план закупок ей вывесить удалось. Ответственному работнику дали отоспаться и разрешили прийти в офис после обеда. Ей ещё придётся поработать в таком режиме, чтобы вывесить объявления. Пока ко всем этим трудностям руководство управления относится с пониманием, не торопит и не делает выговоров. Наслышаны, что с такой проблемой сталкиваются во многих госучреждениях Караганды.
– Днём система, как правило, виснет и часто выдаёт сообщения об ошибках, – говорит бухгалтер предприятия Раиса Самигулина. – План закупок мы начали вывешивать после 20 декабря. Еле вывесили. Как будет с объявлениями, не знаю. Хорошо ещё, что мы жизненно важных вещей не закупаем: ни питания, ни медикаментов. Пока ситуация терпимая.
В сельхозуправлении методика работы с капризной системой всё та же – в нерабочее время. Специалист Асель Кусан рассказывает, что план закупок, хоть и с трудом, ей разместить удалось. Начала в 5 утра, закончила в 11 дня. Данные приходилось вводить по несколько раз: система то висла, но попросту «выбрасывала».
– Не может быть, что проведение госзакупок сорвётся, – говорит специалист. – Стараемся, делаем. Сейчас уже надо заключать договоры на обслуживание мини-АТС, вывоз мусора, а мы только объявления вывешиваем. В техподдержку звонить бесполезно, всё время короткие гудки. Я набирала их номер в пять утра – было занято.
Специалист ещё одного карагандинского управления говорит, что тоже работал глубокой ночью, чтобы вывесить информацию о закупках. Сейчас он просматривает заявки каждый день, но ни одного ценового предложения, которые он запросил для закупки товаров и услуг, так и не поступило.
– Старая система электронных госзакупок, с которой мы работали, была гораздо удобней и для нас, и для поставщиков, – поясняет специалист. – С нового года ввели новую систему, которая намного сложней в пользовании, и к тому же всё время сбоит. Я думаю, что поставщики блуждают в ней, как в лабиринте, и наших объявлений о закупе просто не видят. А ещё вероятней ищут их в системе ЭГЗ 2011 года.
Своего имени специалист просит не называть. Если скажет лишнее в порыве эмоций, это повлияет на его отношения с руководством. В течение января, рассказывает он, на портале периодически появлялось сообщение, что из-за технических неполадок он временно не будет работать. «Временный» промежуток иногда растягивался на весь рабочий день. Сбои в системе электронных госзакупок значительно осложнили его работу. К примеру, закуп бензина для машин в январе не состоялся. Сотрудники учреждения остались «без колёс» до следующего закупа, то есть до февраля. Сейчас специалист ломает голову над тем, что делать с неосвоенными за январь деньгами: вернуть обратно в бюджет или пустить на другие цели?
Наталья ПРОНЧАТОВА, Караганда
Султан АХМЕТОВ: «Ну станут госзакупки бумажными, кто выиграет?»
Председатель правления Центра электронной коммерции Султан Ахметов сегодня вспоминает, с каким ожесточённым сопротивлением в 2010 году столкнулись разработчики первой для Казахстана системы электронных госзакупок. Тогда в стране запустили обязательные электронные торги методом ценовых предложений.
– Пользователи жалуются на многочисленные сбои в работе портала goszakup.gov.kz. С чем они связаны?
– То, что происходит сейчас, – цикл отладки. Его, к сожалению, невозможно избежать. Тем более что у веб-портала госзакупок 117 тысяч пользователей. Каждому необходимо пройти регистрацию и научиться работать с новой системой. Для корректной работы платформы, по нашим расчётам, достаточно обеспечить одновременную работу на сервере четырёх тысяч пользователей. Мы сейчас на пике нагрузок доходим до 2,5 тысячи. После этого система начинает «подвисать», мы исправляем ошибки и запускаем портал снова.
– Значит, сайт продолжает работать?
– Годовой план государственных закупок в Казахстане в среднем составляет 4 млн пунктов. В новую систему в данный момент уже загружено 1 млн 200 тысяч пунктов. С середины января количество загрузивших годовые планы организаций выросло с 2 до 7 тысяч, количество зарегистрированных участников удвоилось и сейчас превышает 21 тысячу. Безусловно, есть трудности с доступом к порталу. У многих, наверное, не получается. Но всё не так плачевно. Ресурс работает, и статистика это подтверждает. Обратите внимание, что госзакупки в нашей стране всегда стартовали летом, а потом все бешеными темпами пытались освоить выделенные средства до конца года. Но за два года работы с электронными госзакупками люди научились вовремя утверждать планы и структурно работать. Во многом этим и объясняется нетипичный для января ажиотаж вокруг веб-портала.
– Как вы относитесь к предложению пользователей вернуть электронные госзакупки 2011 года на время, пока не устранят проблемы в новой системе?
– Планы госзакупок утверждаются в конце года и один раз. Поэтому было крайне сложно обеспечить постепенный переход со старой системы на новую. Если бы мы начали загружать годовые планы закупок в старую систему, то пришлось бы ждать ещё один год. Я ни в коем случае не отрицаю, что сейчас система в определённые промежутки времени недоступна. Но без этой реальной нагрузки было бы невозможно выявить все слабые места. Таким образом, пользователи помогают улучшать работу портала и повысить потенциал системы госзакупок. На самом деле люди, которые сегодня нас критикуют, хотят того же, что и мы. Они говорят, что если их лишат электронных госзакупок, страна откатится в экономическом плане на 5 лет назад. Начнёт процветать коррупция. Раньше ИП и мечтать не могли об участии в конкурсах и получении заказов. А сейчас они воспринимают это как своё конституционное право и отстаивают его. Это право будет обеспечено. Но систему необходимо совершенствовать.
– Когда по вашим расчётам веб-портал госзакупок начнёт полноценно работать?
– Проблема перегрузки системы будет решена до конца января. Для этого будет запущен дополнительный серверный кластер. Система «электронных конкурсов» останется на действующем сервере, а «ценовые предложения» уйдут на новый. Эта временная мера позволит снять напряжение и даст нам время на то, чтобы окончательно отладить этот сектор.
Алексей ГРИНЁВ, Астана
Работайте по ночам!
В Актобе признают, что работать с веб-порталом для госзакупок в начале года – сущее наказание. Из-за наплыва размещаемой информации он то и дело зависает. «Это дело времени, а пока можно работать по ночам», – успокаивают в местном финансовом управлении.
Высказывать недовольство открыто никто не решился. Однако в
приватных беседах в тех же госорганах признают, что сбои на портале
действительно случаются. Особенно это было заметно до 15 января. Но и сейчас
работать в системе свободно не получается. Дело в том, что портал перегружен
прежде всего из-за того, что идёт активное размещение годовых планов. А тут ещё
необходимо делать заявки, дать объявления, чтобы произвести закупки. Только в
Актобе, например, имеется 1000 заказчиков, по республике их
20 000. Такое количество вбиваемой информации не может не сказаться на работе
портала. Зависания и сбои стали чуть ли не обычным явлением.
В местном управлении финансов успокаивают, что это временные трудности. Здесь советуют повышать профессионализм и работать по ночам.
– Надо размещать необходимую информацию либо ночью, либо когда более свободно, меньше нагрузки, – говорит замначальника управления финансов Актюбинской области Достан Бимагамбетов. – Но это временное явление, такое бывает в любой работе. Всё наладится. Зато этот портал позволил экономить средства и обеспечивает гласность и открытость.
Алиса МАРИНЕЦ, Актобе