Сага об ОСАГО
Существующие более 7 лет системы автострахования ОСАГО в России и ОСГПО ВТС в Казахстане ставят в неравные условия граждан, пересекающих границу на своих машинах и страхующих их по законам другой страны. Причём и те и другие возмущены уровнем страхового «сервиса». Автострахование россиян неэффективно и для страховщиков Казахстана. Разница в стоимости тарифа по обязательной автостраховке для нерезидентов в Казахстане и России лишает их почти $40 млн премий. Они предлагают выровнять тарифы, подняв их для въезжающих в Казахстан россиян до уровня, действующего в России.
Точное число въезжающих в Россию из Казахстана машин знает лишь Комитет таможенного контроля. Страховщики полагают, что речь идёт о 100 000 автомобилистов, преимущественно из приграничных областей Казахстана, часто бывающих в России по делам или у родственников. И вынужденных платить за страховку на 15 дней больше, чем за казахстанский полис на год. Штраф за езду по России без ОСАГО – от 500 до 800 рублей.
КАЗАХСТАНЦАМ – ПЛОХО, РОССИЯНАМ – НЕ ЛУЧШЕ
«Могли бы хотя бы разделить на дни сумму страховки, чтобы легче было нам. Ведь и так недёшево съездить из Астаны!» – возмущается астанчанка стоимостью ОСАГО.
«Почему стоимость страховки авто на 5 дней пребывания в Республике Башкортостан стоит столько же, сколько я плачу в Казахстане на целый год? И где гарантия, что эта страховка будет действовать в случае ДТП?» – задаёт вопрос ещё один автовладелец.
«При въезде в Казахстан россияне платят дешевле в семь раз! Почему бы и для казахстанцев не сделать так же? Для нас вопрос стоит остро. Периодически ездим в Россию проведать родителей и родственников и накладно каждый раз платить такую дорогую страховку», – говорят жители Семея.
По неофициальной информации количество машин, въезжающих в Казахстан, превышает 100000. И с каждым годом оно растёт. Как видно из таблицы, в 2012 году в Казахстан въехало более 700 тысяч авто.
«Не всегда мы платим так дёшево. На границе берут лишнее: 2,5, а то и 10 тысяч тенге. Агент при этом может ссылаться на собственные расходы по оформлению страховки или просто рассчитывает на незнание россиянина», – говорит барнаулец Василий.
Он раскрывает и другие негативные факты. Страховые агенты на границе часто не квалифицированные и совсем не те, что в Алматы. Они небрежно заполняют страховку: могут неправильно указать номер двигателя или кузова. «И, если случится ДТП, надо будет ещё доказать, что у тебя – именно то авто, что указано в страховке. Постепенно эти проблемы решаются, но не искоренены пока», – сетует автовладелец.
ИСТОРИЧЕСКАЯ РАЗНИЦА
Стоимость полисов ОСАГО (обязательное страхование автогражданской ответственности) в России и ОСГПО ВТС (обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств) в Казахстане для их граждан, страхующих свои авто внутри страны, – очень разная. Так исторически сложилось.
«Разница в стоимости полисов базируется на разнице в тарифах и коэффициентах, которые их формируют. В России и Казахстане они устанавливаются законом и изменяются постановлениями правительства. Госорганы регулируют тарифы в обязательных видах страхования, исходя из статистики аварийности, платёжеспособности населения и других факторов», – объясняет заместитель председателя правления страховой компании «НСК» Александр Тулешов.
К примеру, для москвича полис ОСАГО стоит 10000 рублей в год (50000 тенге), а ОСГПО для алматинца – 20000 тенге (4000 рублей). Поэтому коэффициент для временно въезжающих на территорию России казахстанцев намного выше, чем для россиян в Казахстане, – объясняет г-н Тулешов.
Стоимость полиса на 15 дней при въезде на территорию Российской Федерации можно определить на сайте www.samsebeagent.ru по страховому калькулятору ОСАГО. Полис обойдётся автовладельцу в среднем в 1454 рублях (около 7000 тенге).
РОССИИ ВТО НЕ ПОЗВОЛЯЕТ
Казахстанские страховщики пробовали изменить ситуацию. В 2006 году страховая компания «НСК» предлагала через Ассоциацию финансистов Казахстана и АФН рассмотреть вопрос выравнивания существующих тарифов: повышения казахстанских коэффициентов по ОСГПО для нерезидентов либо снижения стоимости страхования для въезжающих на территорию России казахстанцев. В 2011 году «НСК» примерно то же предложила межправительственной комиссии Таможенного союза. Было решено подготовить проект Соглашения о признании государствами-членами ЕврАзЭС страховых полисов ОСГПО и внесении изменений в законодательства стран-участниц, разрешающих продажу полисов ОСГПО страховщиками на территории любого государства ЕврАзЭС. Тем не менее в 2012 году по этой теме в рамках обсуждения Единого экономического пространства и ТС министр иностранных дел России сказал, что методика расчёта страховых тарифов для казахстанских водителей, временно въезжающих в РФ, останется без изменений, – рассказывает г-н Тулешов.
Из-за обязательств в рамках ВТО Россия не может предоставить Казахстану эксклюзивное право на специальный тариф. Однако казахстанские страховщики инициировали проект изменений о выравнивании тарифов для въезжающих в Казахстан россиян до уровня, действующего в России. Сейчас этот проект обсуждается в АФК. После согласования со всеми участниками страхового рынка и Комитетом финансового надзора Нацбанка его вынесут на обсуждение в парламент и примут в виде поправки к закону об ОСГПО ВТС. При выравнивании тарифов между странами прирост премий по ОСГПО ВТС въезжающих мог бы вырасти по тарифам 2012 года с 560 млн до 6,5 млрд тенге.