О проблемах и перспективах внедрения системы «Е-нотариат» мы побеседовали с заместителем председателя АО «Национальные информационные технологии» оператором программы Русланом Енсебаевым

– Какие гарантии, что база конфиденциальных данных, аккумулируемая сегодня в системе «Е-нотариата», не станет достоянием злоумышленников, может дать НИТ?

– Хотелось бы сразу отметить, что в процессе разработки системы было создано несколько её версий, каждая из которых детально обсуждалась с нотариальным сообществом, с депутатами и с IT-специалистами. Первая версия предполагала полноценную работу системы: от нотариуса требовалось вести и журнал нотариальных актов, и непосредственно архив нотариально заверяемых документов. Но именно ведение архивов вызывало очень много вопросов. В результате было принято решение пока использовать систему только в части ведения журнала регистрации нотариальных актов без хранения ни у себя в компьютере, ни на сервере заверяемых документов. А информация, вносимая в журнал регистрации нотариальных актов, не относится к категории секретных.

– Когда же планируется перейти на передачу полных данных?

– Сегодня мы изучаем мировой опыт, проводим консультации со специалистами нотариальной сферы. Пока ещё нет видения, когда будет запускаться полноценный функционал. Возможно, его и не будет, потому что на самом деле есть поводы для опасения. Напомню, что система «Е-нотариат» внедрялась в первую очередь для того, чтобы Министерство юстиции имело полноценную статистику нотариальных актов как в разрезе регионов, так и в разрезе конкретных нотариусов. Очевидно, что на нынешнем этапе мы решили эту задачу. Конечно, в будущем было бы хорошо, чтобы все нотариально заверяемые документы имели электронную версию и могли передаваться по электронным каналам передачи данных. Но пока точных сроков запуска подобной версии системы нет.

– Надежность и безопасность серверов НИТ в принципе больших сомнений не вызывает, однако существует ли риск, что информация может быть перехвачена по пути от компьютера нотариуса до сервера?

– Для передачи данных система «Е-нотариат» использует Интернет. Конечно, технически такая возможность есть. Однако использование электронной цифровой подписи, благодаря которой информация зашифровывается, служит страховкой. И ещё раз повторюсь, что данные, циркулирующие сегодня в системе «Е-нотариат», не носят конфиденциальный характер. Всё, что смогут узнать злоумышленники, это то, что совершилась некая нотариальная сделка, но они не будут знать её деталей.

– А, скажем, если преступники узнают о совершении сделки по продаже недвижимости, что, как правило, сопряжено с передачей крупной суммы денег, и будут поджидать продавца у подъезда...

– Чтобы получить эту информацию, нужна очень большая квалификация.

– Но ведь есть умельцы, которые и банковские системы взламывают.

– Ну такие риски, конечно, есть. Если бы их не было, никто эти вопросы не поднимал бы. Но если взять пример из того же финансового сектора, то сегодня коммерческие банки давно уже перешли на электронный формат. С помощью ЭЦП, к примеру, можно перегонять большие суммы денег с одного счёта на другой. Если придерживаться вашей теории, то куда проще злоумышленникам было бы взломать эти каналы передачи данных, взять готовые деньги и перевести на свой счет.

– В частных беседах нотариусы говорят, что далеко не все из них умеют работать с программой «Е-нотариат»: дескать, они не на системных администраторов учились, а на нотариусов, и им приходится нанимать специалистов. Как вы считаете, не может ли произойти утечка информации от системных администраторов? Как вообще обстоят дела с обучением нотариусов работе с лицензионной программой?

– Сегодня почти 90 процентов всех нотариусов подключены к системе «Е-нотариат». Что касается обучения… Да, были нарекания. Мы проводили совещание с участием всех нотариальных палат и пообещали провести повторное обучение. Своё обещание мы сдержали. От себя хотелось бы сказать, что никаких сложных действий в системе нет. Буквально 3-4 окошка открыл, заполнил поля, нажал кнопку о’кей, подписал ЭЦП – вот и вся работа в системе. Повторюсь, пока сложного функционала в системе нет. Я не понимаю, зачем люди привлекают какие-то посторонние компании? Для чего? Для того, чтобы четыре-пять кнопок нажать? Определенные сложности с ЭЦП возникают при первичной установке: для разрешения этих вопросов существует call-центр и специалисты в каждом регионе, которые консультируют по поводу установки ЭЦП.

– Кому платят нотариусы за пользование системой
«Е-нотариат»? Ходят слухи, что посредниками между НИТ и нотариусами выступают некие частные компании, которые и взимают прибыль.

– Разработчиком системы является НИТ, причём создавалась она за счёт собственных средств компании. Работа непростая, понадобились исследования, изучение мирового опыта. Требуются средства и на внедрение системы, и на обучение персонала, и на оплату каналов связи, и работу серверов. Все это не бесплатно. И поэтому нам нужно, чтобы деньги возвращались. Конечно, как и для любой другой коммерческой компании, желательно, чтобы эти деньги возвращались с определенной прибылью. Мы примерно рассчитали, что стоимость пользования системой не будет превышать 4000 тенге в месяц, причём она будет взиматься по принципу арендной платы.

– Получается, нотариусы платят напрямую НИТ. А субподрядчиков у НИТ нет?

– Никаких субподрядчиков у нас нет. Есть филиалы в каждом регионе. Мы работаем централизованно, посредников мы не создаем и не собираемся создавать.

– Какую ответственность несут сотрудники НИТ за разглашение информации?

– В структуре НИТ есть специальная служба информационной безопасности, которая проводит постоянный аудит работы с секретными данными. И все сотрудники, которые работают с конфиденциальной информацией, подписывают определённые регламенты и инструкции. Если офицер по безопасности, как мы его называем, обнаружит, что кто-то из специалистов нарушает положения инструкции, то, конечно, в его отношении будут применены меры дисциплинарного воздействия вплоть до увольнения.

– Неужели за всем можно уследить?

– Есть разные способы, к примеру, видеонаблюдение – серверный центр оснащён десятками камер. Установлены они в тех местах, где сидят специалисты, работающие с секретными данными. А так как согласно закону «Об электронном документе и о ЭЦП» электронный документ, содержащий ЭЦП, приравнивается к традиционному бумажному документу, то, соответственно, сотрудник, использовавший его содержание в корыстных целях, может подвергаться и административной, и уголовной ответственности…