Сегодня диагноз «рак» для многих звучит как приговор, причем – смертельный. Врачи же настроены более оптимистично и уверяют, что это не всегда так, хотя и не отрицают, что страшный диагноз становится все более распространенным. К сожалению, страдают от онкозаболеваний не только взрослые, но и дети. В Восточном Казахстане их становится все больше.

По словам онкологов области, каждый год стали фиксироваться маленькие больные, причем всевозможные образования выявляются все в более раннем возрасте.

– В 2003 году на диспансерном учете у нас состояли 35 детей, – говорит главный врач ВК областного онкодиспансера Жомарт Кенжалин, – пятеро из них умерли от различных онкозаболеваний. В 2004 году – уже 40 детей, а только в первом квартале 2005 года взято на учет еще трое: трехлетний мальчик с опухолью головного мозга, четырехлетняя девочка с острым лимфолейкозом и трехлетний мальчик с опухолью почки. Основной возраст наших маленьких пациентов – от года до 11-12 лет.

Уровень заболеваемости выше в промышленных городах и центрах, отмечает главный онколог области, среди которых лидируют Зыряновск, Глубокое, Риддер, Усть-Каменогорск. Однако в последние годы стали поступать больные и из районов. В городе, по мнению врачей, можно быстрее обследоваться, поставить диагноз, да и, честно говоря, просто попасть к специалисту. Хотя и эта проблема в областном центре разрешена совсем недавно. Всего несколько лет назад в поликлинике областного онкодиспансера стал вести прием детский онколог, принимая сразу и детей и взрослых.

В кабинет №10 на втором этаже поликлиники всегда очередь. На прием к Галие Кисановой сидят люди даже спустя 1,5-2 часа после того, как закончился прием. Многие приезжают издалека. Кто-то приходит на прием сам, кто-то ведет детей, последних принимают без очереди.

– Знаете, – делится Галия Кумаргазиевна, – раньше я жила на юге, так за 19 лет работы в педиатрии у меня был всего один случай выявления онкобольного ребенка, и это на участке, где 10 тысяч детей, да и тот оказался приезжим. А сюда приехала, села на прием – за день столько пришло! Шок был. Взрослые – ладно, но дети…

По словам врачей-онкологов, сравнивать с другими регионами и странами число заболевших трудно, потому что подобная статистика просто не известна, однако если в 2000 году таких детей в Восточном Казахстане насчитывалось всего 24, то через 5 лет их стало почти в два раза больше – уже 40. Причем установить частоту фиксирования добро– и злокачественных образований в зависимости от возраста, места проживания не имеет смысла – дети с онкозаболеваниями выявляются везде, в последнее время пациентами онкодиспансера становятся и новорожденные. Так совсем недавно в Республиканский онкоцентр в Алматы для подтверждения диагноза был направлен 15-дневный ребенок, чуть раньше – малыш, которому от рождения всего 7 дней.

Однако врачи уверяют, что все не так страшно, как может показаться. При своевременной диагностике, правильном лечении (возможности современной медицины велики) онкобольные, в том числе и дети, выживают и могут жить. Государством предусмотрено их бесплатное обследование, лечение, причем в Алматы оплачивается также проезд сопровождающего лица. Несмотря на это, не у каждой семьи есть возможности возить ребенка в онкоцентр. В областном же диспансере в Усть-Каменогорске детского отделения пока нет. Специалисты говорят, что открывать его, а значит, набирать соответственно штат медработников просто нецелесообразно. Тем не менее изыскивается возможность оказывать помощь в местном стационаре. В 2003 году там было пролечено 45, в 2004 – 48 детей, из них химиотерапию получили 10 человек, столько же было прооперировано.

Несколько лет назад здесь удалили правую почку 8-летнему мальчику, провели химиотерапию, сегодня ему уже 16, к врачу приходит регулярно на обследование, но чувствует себя хорошо. Другому ребенку не было еще и года, когда у него выявили онкологическое заболевание глаза. Глаз пришлось удалить, но было проведено лечение, протезирование, сейчас парнишке почти пять лет. Пять лет состоит на учете и девочка, у которой была выявлена саркома (рак кости) ноги, после ампутации ей установили протез. Ребенок не просто может передвигаться, девочка ходит в обычную школу и ничем не отличается от своих сверстников.

Однако не всегда исход лечения зависит только от врачей, как бы жестко это ни прозвучало, но бывают случаи, когда собственные родители приближают печальный исход для своего ребенка. Одному мальчику едва исполнилось 10 лет, но заболевание кости приняло уже достаточно запущенную форму, ампутация требовалась немедленно. Но мама …не согласилась.

Врачи говорят, что в их практике это был единственный случай, когда им пришлось долго и … безрезультатно уговаривать маму позволить сделать операцию сыну по удалению конечности. Но – тщетно. Она сводила ребенка к какому-то целителю, тот заверил их, что с мальчиком все в порядке, в результате они пропустили курс химиотерапии, прекратили лечение. Что ждет мальчика, сказать трудно. Врачи надеются, что мама одумается, потому что направление на лечение она все-таки взяла, и ребенку еще можно будет помочь.

Подобная реакция мамы больного ребенка – случай единичный, чаще родители, понимая важность и необходимость лечения, следуют советам врачей, тщательно проходят все этапы мучительной химиотерапии, лечения, спасая своих детей. И здесь, напоминают врачи, очень важно вовремя обратиться к специалистам, установить диагноз на раннем этапе заболевания и начать лечение.