Этот репортаж написан не по заданию редакции. Он – крик души и вопль возмущения. В нашей огромной стране дороги – только около крупных городов. Как радио FM – в радиусе 10 километров. На 11-м дорога Усть-Каменогорск – Алматы закончилась. Дальше до Талдыкоргана, а потом до Алматы – бездорожье. Государство ежегодно направляет в дорожную отрасль более 400 млрд тенге. Где эти деньги? Кто и как их тратит? Почему дорог нет?

ЗАСТРАХУЙСЯ И СПИ СПОКОЙНО

На обочине – ларёк с рекламой: «Оформление страховых полисов на Россию и Казахстан». Не хочется вылезать под дождь, хотя известно, что в Казахстане первый же дорожный полицейский, обнаруживший отсутствие страховки, может изъять документы на машину.

Очередь движется. На обочине ещё один ларёк с той же рекламой и тоже без обозначений. Беру документы, иду к ларьку. На внутренней двери приляпан лист с информацией: «Ушла в кафе. 15 дней – 400 рублей».

Иду к первому ларьку. Подаю документы. Спрашиваю, сколько стоит полис.

– 10 дней – 400 рублей, 15 – 500 руб­лей, – отвечает сидящая у окошечка девушка.

– Что-то дорого. У других 15 дней – 400 рублей.

– Они пишут «от фонаря», а мы работаем с базой, – выглядывает откуда-то сбоку мужчина.

– А вы от какой страховой компании?

– От «Номада» («Номад Иншуранс»).

– А они?

– Мы не интересовались.

Обнаруживается, что я не захватила паспорт. Ухожу, решив вернуться к той, что ушла в кафе. Туда действительно идёт девушка, которая может быть агентом. Спрашиваю:

– А через какое время вы работать начнёте?

– Страховщица всегда приходит после 14.00…

Тут из-за забора солдат разрешает въехать ещё нескольким машинам, и я вьезжаю на территорию. Все процедуры проходят на удивление быстро и примерно через 1,5 часа мы – на казахстанской земле.

Надо застраховаться, – напоминает мой спутник, водитель с 20-летним стажем. Однако ларёк с надписью «Казкоммерц-Полис» закрыт. Есть, вроде, ещё какая-то страховая компания внутри кафе. Оформляем полис, как оказалось, в компании Standard. Он обходится уже в 3600 тенге.

Уже в Алматы я полюбопытствовала: сколько будет сто`ить страховка машины из России на 10–15 дней в обеих компаниях?

– 700 тенге, ответили в «Номад Иншуранс».

– 500, – сказала девушка из Standard. – Не более 1000 тенге на 10 дней, – заверила она меня в ответ на моё удивление.

ДОРОГИ – НЕТ

Снова наматываем километры. Уже казахстанские. Лет 10 не ездила так далеко на машине. Ничего не изменилось. Такой была дорога Усть-Каменогорск – Алматы в 1993-м и в 2003-м. Её нет! Из 1100 километров не наберётся и сотни километров приличной дороги. Нет, даже просто дороги!

Это смертельно опасный для жизни человека и состояния автомобиля аттракцион. Машина либо бьётся на «стиральной доске», либо водитель и пассажир, хотя для пассажира – это бесполезная трата нервной энергии, но отвлечься, расслабиться на таком бездорожье – невозможно. Всматриваемся в полотно, пытаясь проскочить по тоненьким ниткам асфальта между бесконечных ям.

А по обочинам часто разбросаны маленькие и большие памятники, с оградками и без – напоминание о погибших в автокатастрофах людях.

Нет, кое-где ямы на дороге закрыты заплатками. Остальное полотно при этом не выравнивается. Зачем? Уже от фирменного храпуновского «ямочного ремонта» граждане должны быть счастливы.

Сейчас, по информации заместителя председателя Комитета автомобильных дорог Минтранскома Амангельды Бекова, в дорожную отрасль государство ежегодно направляет более 400 млрд тенге. При таких объёмах к 2020 году 80% из 23 тысяч километров республиканских дорог доведут до европейского уровня, – говорит г-н Беков.

Верите ли вы в это сами, Амангельды Ауезханович?

Ну да. Теперь за состояние республиканских дорог будет отвечать единый государственный оператор – компания «Казавтожол», которой передано управление, реконструкция и содержание дорог. А мы попали-таки за Учаралом левым колесом в ямищу…

ДОРОГА АЛМАТЫ – КАПШАГАЙ СТРОИТСЯ

806 километров дорог намечено построить в 2013 году в Казахстане. По одной из них мы и ехали. Уже на перевале в пять вечера увидели сначала десяток стоявших самосвалов. Видимо, смена закончилась. Дальше пошли разрытые эскаваторами горы. Видимо, дорогу собираются ещё и выпрямлять. Мне, дилетантке, вгрызаться в камни ради сокращения 2–3 километров пути показалось дорогим удовольствием.

За перевалом масштабы начинающегося строительства просто поражали. Дорогу поднимают на 3–4 метра. Это ж сколько грунта нужно отсыпать и утрамбовать?

Дорогу строят рядом с существующей, так что граждане ездят теперь не только по ямам и кочкам, но и в плотной завесе земли и пыли. Едущая навстречу машина, точнее свет её фар, появляется внезапно, как фантом.

Техники и строителей на дороге немного: вот один бредёт поверху, вот ещё двое сидят, разговаривают. Вот машина поливает, другая трамбует грунт, а третья разгружает щебёнку. И всё, пожалуй…

Наша Toyota Cresta сломалась-таки. Не выдержала бездорожья. Или «левого» бензина? Бензин не поступал в двигатель порциями. От Учарала тащились на третьей скорости, а в гору – на первой. Поменяли в Талдыкоргане фильтр, потом бензонасос – не помогло.

Дотащились до Алматы кое-как. На дорогу ушло 37 часов. На ремонт машины – весь следующий день…