Почему казахстанских шофёров не пускают в Китай?
Привлечь к ответственности сотрудников Министерства иностранных дел требуют представители ассоциации международных перевозчиков «КазАТО». С начала июля им не удалось получить ни одной шоферской визы в Китай. Из-за этого автоперевозка грузов затормозилась.
Максат Сактаганов
Целую систему откатов создали сотрудники паспортно-визовой службы Казахстана в Урумчи в начале года, утверждает глава ассоциации Максат Сактаганов. Он считает, что инициатором этого стал экс-руководитель паспортно-визовой службы Аскар Кусаинов, который установил собственные правила игры.
– Раньше китайские водители могли оформить шоферскую визу за 200 долларов в различных турфирмах, но с приходом Кусаинова виза стала стоить 2 тысячи долларов. Там целая система откатов. Кусаинов сразу сказал: китайцы никуда не денутся, будут платить, виза-то нужна.
Как утверждает Максат Сактаганов, казахстанский МИД утвердил только две фирмы, которые имеют право доступа на получение виз, и за обеими стоят очень громкие фамилии.
– Официальная стоимость получения визы там 36 тенге, это в кассу идет, а для того, чтобы документы приняли, в виде откатов 500–600 долларов приходится платить, – говорит он.
Именно при Аскаре Кусаинове было принято новое положение, согласно которому в визах стали указывать номер автомобиля и конкретного водителя. Как утверждают перевозчики, такой практики нет ни в одной стране мира, так как водитель всегда может заболеть, уволиться или, в конце концов, умереть.
– В связи с новым постановлением для китайских водителей стало проблемным ездить в Казахстан. В ответ на это они ввели паритет, то есть мы им 100 виз, они нам 100 виз, равное количество. Но им нужно, максимум, 200 виз, а нам – пять тысяч. Кому визы нужнее? Это же казахстанцы в основном возят товар из Китая, а не наоборот, – поясняет глава ассоциации.
И приводит пример: в 2010 году МИД РК открыл китайским водителям 155 годовых виз, а МИД КНР открыл казахстанским водителям 4000 годовых виз. Если с начала этого года нашим водителям удавалось получить хоть какое-то количество виз, то с 1 июля их выдача вообще прекратилась, говорят перевозчики. На самом деле китай-ская сторона готова выдавать казахстанцам въездные документы, но для этого казахстанский МИД должен отменить данное постановление, высказывается Максат Сактаганов.
– Это все коррупционные действия экс-руководителя паспортно-визовой службы Аскара Кусаинова, экс-директора департамента консульской службы Самата Жанабая, их уже убрали с должностей. Но остался ответсекретарь МИДа Рапиль Жошибаев, с его ведома творился весь этот беспредел, – уверен глава ассоциации. – Мы требуем привлечь их к ответственности. И вообще, как Кусаинов, бизнесмен, который на границе занимался черными делами, попал в консульство? Вот странная история. Он же жулик просто, как он прошел проверку КНБ?
На сегодняшний день паспортно-визовую службу Казахстана в Урумчи возглавляет Кайыржан Сарсебаев, он был назначен на эту должность около четырех месяцев назад. Новый руководитель, как отмечают перевозчики, был бы и рад выдавать визы Китаю, но самовольно отменить проблемное постановление он не может, для этого необходимо распоряжение из МИДа.
От редакции:
Мы попытались получить комментарий в Министерстве иностранных дел. Однако пока МИД не торопится опровергать изложенные Максатом Сактагановым факты, напротив, недоумевает: зачем вообще газете поднимать эту щепетильную тему? Видимо, в слишком неудобной ситуации оказались и ответсек министерства Рапиль Жошибаев, и пресс-служба МИДа. Ведь на этот раз речь идёт не только о подмоченном имидже внешнеполитического ведомства страны, но и о возможных коррупционных схемах.