На наш запрос относительно планов местной власти по реализации правительственной программы развития моногородов, каковых в области два – Жанатас и Каратау, получили, как это нередко бывает, типичные отписки. Хотя в письме была просьба как можно подробнее рассказать о перспективах, с соответствующими цифрами, сроками и этапами. Получилось, как всегда. Поэтому мы и отправились в первый из них – Жанатас, чтобы своими глазами увидеть, чем и как живут его люди.

Первые километры трассы Тараз-Жанатас произвели приятное впечатление: дорога ровная, с небольшой транспортной нагрузкой. Ну и ландшафт: широкая степь и горы Каратау, радующие душу. Как жители областного центра, мы позавидовали качеству дороги и, признаёмся, не раз нарушили скоростной режим. Однако через полчаса езды романтика сменилась досадой: нашу «тойоту» стало бешено трясти: видимо, сглазили. Близ озера Бийликоль по всему полотну глубокие ямы – не объехать. Бог с ним, с ремонтом. Пока составят смету, подпишут бумаги, отправят бригаду – это время, которого обычно не бывает у дорожного начальства. Но можно же было в этом месте хотя бы знак «Неровная дорога» установить? Потом дорога стала опять гладкой, если не считать пятикилометровый участок при подъезде к Жанатасу…

ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ

В 12 км от Жанатаса подсадили голосовавшего на дороге парня. Даурен родился, учился и женился в этих местах. Он и стал нашим первым гидом. Рассказал нам, что в городе 9 микрорайонов, два из которых мы увидели при въезде в город – 9-й и 8-й, а также жилые массивы частного сектора. Увидели – стало не по себе: пятиэтажные дома, абсолютно пустые, с зияющими дырами окон и дверей. Впрочем, местные жители уже не обращают на это внимания. Называют их «пустышками»…

СПРАВКА "МЕГАПОЛИСА"

Город Жанатас – административный центр Сарысуского района в 180 км от Тараза. Население составляет 21 тыс. человек. В 1939 году название Жанатас впервые появилось на карте геологов. Тогда и были обнаружены залежи фосфоритных пластов, освоение которых началось в 1964 году. В том же году был построен рабочий посёлок, который в 1969 году обрёл статус города. Здесь расположено более 60% балансовых запасов фосфоритов республики. На территории района находятся крупнейшие месторождения фосфоритов.

Первое отличие от благополучного Тараза – в воде: в Жанатасе она подаётся всего два раза в сутки – утром с 7 до 10 часов и вечером с 18 до 22-х. В это время все жанатасцы набирают влагу кто во что горазд: в пластиковые бутылки, пластмассовую тару, а для смыва канализации – в ванны. Жильцы многих домов частного сектора пользуются водой из колодцев. Даурен говорит, что не помнит, чтобы когда-либо вода текла из кранов круглые сутки:

– В прошлом году власти обещали давать воду круглосуточно. Твердят: «Дадим, дадим воду», но всё так и остаётся на словах. Со времени распада СССР не помню, чтобы вода была. В Актогае есть водокачка, там насосов – штук 10, из них сейчас работает всего 2 или 3. И не потому, что воды мало, просто насосы не работают. Не знаю, может, что-то и делается для решения этого водного вопроса...

Попросили его показать свою квартиру и убедились: семья Даурена во время подачи воды набирает её во все имеющиеся ёмкости…

По словам жанатасцев, даже местной райбольнице вода подаётся только по часам. Горячая – только во время отопительного сезона.

АКИМАТ ПООБЕЩАЛ ОКАЗАТЬ ПОМОЩЬ, ДО СИХ ПОР ЕЁ НЕТ

Природный газ в трубах отсутствует вообще. Справедливости ради надо сказать, что его не было и в советские годы, когда Жанатас обеспечивался «по-московски». Но тогда газовые предприятия заполняли голубым топливом большие ёмкости для его хранения, располагавшиеся во дворах под землёй – газгольдеры. А сейчас в каждой квартире имеется газовый баллон – людям  ведь надо как-то пищу готовить?

– Представляю, если взорвётся такой баллон в наших панельках. Насколько я знаю, по требованиям пожарной безопасности такие баллоны в этажных домах эксплуатировать запрещено. Но у нас выхода нет, не на костре же еду варить, – говорит Даурен.

Наш гид повёз нас к одному из пустовавших ранее домов – №16 шестого микрорайона, квартиры которого были выделены нуждающимся в жилье. Впрочем, этот панельный дом уже обжит людьми, однако проблем по его благоустройству ещё очень много, о чём и рассказал один из жильцов Иван:

– Я стоял в очереди как отец-одиночка. В акимате мне предложили жильё в этом восстановленном доме, сказав, что хорошей квартиры я буду ждать долго: «Внутреннюю коммуникацию сами сделайте, окна поставьте, трубы проведите, а в подвале сами сделаем всё». Но всё так и стоит на месте, хотя мы постоянно просим, чтобы крышу залили, в подвалах порядок навели. При восстановлении, чтобы перейти на обслугу КСК, акимат, думаю, первоначально должен сначала восстановить и передать дом на баланс КСК, а потом мы сами будем за обслугу платить. Ну как крышу мы сами закроем?..

Их двор окружён четырьмя домами, из которых три – пустые. Для детей они представляют реальную угрозу. Люки – без крышек, у подъезда из земли торчит кабель, по которому в дом поступает электричество. По совету Ивана заглянули в соседний двор. Для его жильцов там создан, по жанатасским меркам, маленький рай: по краям заасфальтированных дорожек металлические заборчики, новые бордюры, имеется детская площадка. Причиной этого, по словам Вани, явилось то, что именно там проживает председатель местного КСК.

«ПОЧЕМУ САМЫЙ БОГАТЫЙ ДОРОГИМИ ФОСФОРИТАМИ РЕГИОН НЕ МОЖЕТ ЗАЦВЕСТИ, КАК В БЫЛЫЕ СОВЕТСКИЕ ВРЕМЕНА?»

В городе общественного транспорта вообще нет. По словам Даурена, раньше был автобус 20-го маршрута, который начинал движение с вокзала и объезжал весь город. А сейчас по Жанатасу – или пешком, или на частных извозчиках. Ставка – от 50 до 200 тенге, в зависимости от расстояния. А ещё конечную остановку автобусов, прибывающих из Тараза, сделали на краю Жанатаса – у автовокзала. Хотя раньше людям было очень удобно добираться до своих домов от конечной остановки, которая была у ж/д вокзала…

Несколько лет назад в самом центре Жанатаса китайцы начали строить завод. По словам жителей, тогдашний райаким г-н Мадикенов заверил людей, что вреда от предприятия не будет. Однако с момента открытия этот завод стал выпускать цемент.

– Когда завод начинал работать, у меня от их отходов в горле постоянно першило. Жители стали жаловаться, устраивали пикеты, забастовки, требовали прекратить производство. Сейчас завод по предписанию СЭС закрыт: необходимо увеличить высоту труб и поменять на них фильтры. Но разве это поможет? Сколько земли вокруг, не могли там построить? – сетует Арунай-апке, живущая здесь с 1983 года. Несмотря на все эти трудности, люди не теряют надежду на хорошее будущее, воспитывают детей, трудятся кто где может. Многие проблемы Жанатаса, по отчётам властей, остаются нерешёнными по причине нехватки финансирования. Правда, Арунай-апке не может взять в толк: «Почему самый богатый дорогими фосфоритами регион не может зацвести, как в былые советские времена?»

Кстати, кожуру купленного в Таразе перед поездкой в Жанатас банана пришлось привезти обратно в областной центр: за почти 8 часов пребывания в городе мы так и не нашли ни одной урны. Наверное, её надо было искать у рай­акимата…

P. S. Жанатасцы, не имеющие спутниковых тарелок, смотрят только 4 телеканала: «Хабар», «Ел-Арна», «Первый канал Евразия» и «Казахстан». Раньше областной телеканал «Казахстан-Тараз» транслировался в эфире целый день, а теперь всего один час в сутки – не позволяют технические возможности.