Обзор казахской прессы
Сказать, что казахская пресса переживает свое второе рождение, – значило бы не сказать ничего. Сегодня появилось много казахских газет, нацеленных на самую разнообразную читательскую аудиторию. А вместе с тем появляются новые интересные имена, появляется новая школа казахской журналистики, ориентированная на работу в рыночных условиях существования. Чего еще не было…Так о чем же писала казахская пресса на этой неделе?
Журналистка Макпал Каратайкызы из еженедельной газеты-толстушки «Айкын» берет интервью у известной и любимой народом артистки Жанар Айжановой, из которого мы узнаем, как эстрадная артистка борется с полнотой.
Чтобы похудеть, Жанар как-то раз соблюдала диету, в продолжении тринадцати дней отказываясь от употребления сахара, соли, молока, хлеба.
Занимается Жанар и физкультурой, бегает, плавает, делает массаж лица, чтобы сохранить свою внешность и фигуру. Правда, такого рода занятиям постоянно мешают гастрольные концерты, но тут уж приходится выбирать, и тогда занятиям физкультурой приходит закономерный конец.
Наша Жанар, по ее собственному признанию, собравшись в тесном кругу подруг, любит иногда и посплетничать, перемывая косточки своим близким и знакомым. Но вот только интриг за ней никогда не водилось. Может быть, и оттого, что Жанар Айжанова в любой ситуации предпочитает всегда говорить правду в лицо, ломая всякие там возводимые за ее спиной хитрые конструкции.
Впрочем, доставалалось в этом мире от сплетников и ей самой. Бывало, если кто-то из артистов в ее молодые годы терял на гастролях какую-то вещь или деньги, как вся труппа тут же начинала подозревать ее.
Случались в ее жизни и курьезы. Так на гастролях в Монголии Жанар Айжанова провалилась в оркестровую яму. Дело в том, что эту яму монголы устлали ковром. А Жанар подумала, что это просто продолжение подмостков и наступила на предательский ковер, тут же сыграв вниз головой. Слава Богу, что не в ящик.
И еще был аналогичный случай. Давали выездной концерт в ауле Макпал Жунусовой. На бортовой машине распустили борта и кузов накрыли ковром. Получилась импровизированная сцена. Пришло время петь Жанар Айжановой. Жанар поднялась на эти «театральные» подмостки, и в эту самую минуту кузов грузовика начал крениться куда-то в бок. Хорошо хоть зрители не дали ей упасть. Подхватили летящую вниз певицу на руки.
Вообще это отдельная тема разговора – сценические подмостки. Столько лет на них доски не менялись, что в некоторых провинциальных концертных залах пол попросту прогнил. И стоит теперь только эстрадной артистке на такой сцене «неправильно» наступить на доску, как тут же ее каблук проваливается вниз и напрочь застревает в полу. А в итоге получается странная картина. Певица пытается, дергая ногой, выдернуть каблук из западни, а зрителям в зале в это время кажется, что это она так оригинально танцует.
Еще Жанар не нравятся «казахские» платья для певиц, которые сегодня шьют современные театральные дизайнеры, подбивающие их толстым-толстым слоем поролона в плечах. Так что артистка, надевшая такое платье, на концерте чувствует себя в нем, как хрупкая женщина, навесившая на себя по ошибке тяжелые мужские доспехи.
Сегодня Жанар выступает на различных торжествах и юбилеях и каждый раз ждет с нетерпением наступления Нового года. У артистов в это время начинается концертная страда. Кроме того, Жанар Айжанова сама убирает у себя дома, стирает, готовит, не прибегая к услугам домработницы. А когда в ее доме кончается мясо, она просто едет на базар и покупает там живого барана.
Самое главное в таком деле, чтобы было кому этого барана зарезать, а уж разделает его Жанар сама. Недаром ведь она – дочь чабана. И вообще она – конченый трудоголик. Может с утра заниматься разделкой бараньей туши, а уже к вечеру, надев концертное платье, мчаться на концерт.
Сразу две газеты на этой неделе – «Туркістан» и «Ана Тілі» – разместили на своих титульных обложках фотографии президента Назарбаева. При этом журналисты газеты «Ана Тілі» сопроводили фотографию президента текстом из его же речи, произнесенной Назарбаевым на XII Ассамблее народов Казахстана. Где особо подчеркивается мысль о необходимости материального поощрения представителей нетитульной нации, изучающих казахский язык. В то время как для самих казахов изучение родного языка – это их долг. И здесь никто никому никаких поблажек давать не будет.
На второй полосе газеты «Ана Тілі» Княз Мирзоев, президент Ассоциации курдов Казахстана, комментируя недавнее выступление главы государства, пишет: «…какую бы нацию ты ни представлял, но раз ты проживаешь в Казахстане, ты обязан наравне с казахами знать их язык».
А вот что думает по этому поводу Юлдаш Азаматов, главный редактор газеты «µй№ыр авази», принимавший участие в работе XII Ассамблее народов Казахстана. Он рассказывает, что после состоявшейся ассамблеи, они у себя в Уйгурском центре провели собрание, на котором обсуждались последние инициативы президента РК в области языковой политики.
И здесь же, на собрании, по словам Юлдаша Азаматова, единогласно было принято решение открыть курсы по изучению казахского языка среди уйгурской молодежи.
Словом, все вперед. Правда, у части наших граждан уже сегодня существуют весьма серьезные опасения, как бы вся эта изящная словесная риторика по поддержке инициатив президента не вылилась в очередную кампанию.
И вот как подает ту же языковую проблематику в отличие от официозной «Ана Тілі» газета «Туркістан». В своей статье «Язык – сердцевина национальной политики любого государства» журналист Есенгул Кёпкызы, цитируя президента, напоминает своим читателям его фразу, произнесенную в сердцах: «За пятнадцать лет даже медведя можно было бы обучить языку».
Мало того, в Конституции нашей республики черным по белому написано: «Государственным языком в Казахстане является казахский язык». Однако государственным мужам, сидящим на высоких постах, похоже, до этого нет никакого дела. Проблемы языка забалтываются. И мы часто видим, как, прикрываясь красивыми словами, некоторые чиновники наверху попросту втихую торпедируют инициативы президента. Как это, по словам журналистки, делал Сергей Терещенко, бывший председатель Ассамблеи народов Казахстана, открыто лоббировавший все эти годы, как полагает Есенгул, интересы Российского государства в этом и других вопросах.
– Да что там говорить, – возмущается Есенгул Кёпкызы, если даже в тех пяти областях республики, где делопроизводство переведено на казахский язык, никаких реальных подвижек не происходит. Поскольку никто из тамошних чиновников не пытается брать на себя решение этой задачи.
Поэтому исключительно важны последние инициативы в части языковой политики, озвученные в недавней речи президента Назарбаева, в которой говорится о том, что отныне незнание государственного языка автоматически влечет за собой утрату надежд для любого молодого человека, мечтающего о карьере государственного служащего. Незнание казахского языка станет с этой минуты барьером при поступлении: на госслужбу, в силовые структуры государства, в органы правопорядка и юстиции.
О проблемах казахского языка пишет и оппозиционная казахская пресса.
Газета «Азия times Іазакстан» публикует открытое письмо депутата мажилиса Мухтара Шаханова премьер-министру Даниалу Ахметову, из которого мы узнаем, что если в этом году на развитие казахского языка было выделено 658 миллионов тенге, то на следующий год в бюджет заложена цифра в 150 миллионов тенге. Сумма, в четыре раза меньше нынешней. Поэтому депутат требует разобраться, почему так случилось и кто выступает в данном случае саботажником президентских реформ. Ведь Даниал Ахметов еще в июне этого года заверял клятвенно депутатов, что на развитие казахского языка в 2007 году будет выделен миллиард тенге. Так куда же девались остальные деньги? – задается вопросом мажилисмен Шаханов.