План спасения Алматы от пробок готов. Городские власти представили комплексную программу, которая позволит ограничить въезд иногородних машин в город и увеличить эффективность общественного транспорта на улицах Алматы.

11 января аким Алматы Ахметжан Есимов и его команда представили план развития транспортной инфраструктуры на ближайшие несколько лет. План подробный и масштабный.

ОСТАВЬ МАШИНУ НА ВОКЗАЛЕ

На окраинах Алматы будут построены 4 автовокзала:

  • на проспекте Райымбека со стороны города Капчагай, ниже посёлка Первомайский;
  • на пересечении проспекта Райымбека и улицы Ауэзова в посёлке Калкаман;
  • со стороны Талгара по талгарской трассе;
  • по Кульджинской трассе на проспекте Рыскулова.

У каждого вокзала будет автостоянка на 5000 мест – таким образом планируется остановить до 20 тысяч машин на подступах к Алматы. Предполагается, что владельцы машин будут пересаживаться на общественный транспорт. От каждого вокзала будут ходить шаттлы (всего 200 газовых автобусов) до станции метро «Райымбек». Для скоростного передвижения шаттлов будут выделены специальные полосы.

В дополнение к городским вокзалам будут созданы Илийская (близ посёлка Покровка) и Каменская автостанции (посёлок Каменка). Это позволит остановить на границе города все автобусы междугородного, международного и пригородного сообщения – а это 111 маршрутов и более 1000 автомашин.

НА МАГИСТРАЛЯХ НЕ ПАРКОВАТЬСЯ!

В самом Алматы выделят 9 магистралей, на которых запретят парковку личного транспорта:

  • проспект Абая;
  • проспект Сейфуллина;
  • проспект Абылай хана;
  • проспект Райымбека;
  • проспект Достык;
  • улица Толе би;
  • улица Тимирязева;
  • улица Желтоксан;
  • улица Наурызбай батыра.

Власти хотят оздоровить город в первую очередь за счёт сокращения иногороднего транспорта. Сегодня таковой коптит больше, чем все заводы Алматы и частный сектор вместе взятые.

На прилегающих к магистралям улицах будут созданы платные стоянки.

В дополнение к этому будут созданы специализированные полосы движения для общественного транспорта – по проспекту Абая и по улице Северное кольцо в районе барахолки.

Будет увеличено число улиц с односторонним движением, что позволит поднять скорость движения.

КОГО НЕ ПУСТЯТ В АЛМАТЫ?

С 2015 года в Алматы ограничат въезд токсичному транспорту из пригородов. Аким специально подчеркнул:

– Мы не ограничиваем въезд иногородних машин в город. Хотя все прекрасно знают, что в Алматы приезжают таксовать даже из Шымкента, это видно по номерам машин на улицах. Но мы закрываем город от транспорта, выхлопы которого превышают допустимые нормы, установленные законом!

Таким образом, все въезжающие в город машины будут проверяться на токсичность выхлопов. На всех въездах в город разместят 13 экологических постов, а для исключения рецепта «дал на лапу – поехал дальше» все посты и автомобили дорожной полиции будут оборудованы системами видеофиксации.

Число машин в Алматы только растёт

– Когда мы убрали гаишников с дороги, отняли у них радары, ввели патрулирование на автомобилях – это нашло положительный отклик у жителей города, – заметил аким. – Теперь, когда мы выставим эти 13 постов, важно, чтобы они не начали работать так же, как с радарами. Доблестные гаишники будут работать в условиях полной прозрачности…

При этом власти Алматы надеются на ужесточение штрафов за превышение норм токсичности у автомобилей. Сегодня наказание составляет 2 МРП (1 МРП = 1731 тенге. – Авт.), и Алтай Рахимбетов, начальник управления природных ресурсов по Алматы, предложил увеличить штраф до 15 МРП:

– Это позволит уменьшить въезд иногороднего транспорта на 20% и снизить на 8 000 тонн вредные выбросы в атмосферу.

ВЪЕЗД – ПО СИГНАЛУ ИЗ ЦЕНТРА

В будущем на магистралях, ведущих в город, будут созданы зоны снижения скорости и дозированного пропуска транспорта. Последние будут представлять собой «умные» светофоры – они будут включать зелёный по сигналу из центра. Если на городских магистралях заторы – всем красный свет. Если кому-то ожидание покажется долгим – можно будет съехать с трассы, оставить автомобиль на стоянке у автовокзала и въехать в город на общественном транспорте.

Эти меры позволят сократить въезд в город более 60 000 авто ежедневно.

НОВЫЕ РАЗВЯЗКИ. НОВЫЙ ТРАНСПОРТ

«Мегаполис» уже писал о планах по новым 6 развязкам в Алматы – и городские власти подтвердили это намерение. В этом году начнётся строительство развязок:

  • Аль-Фараби – Ремизовка;
  • Саина – Рыскулова;
  • Райымбека – Ауэзова (в посёлке Калкаман);
  • Рыскулова – Емцова;
  • Рыскулова – Тлендиева;
  • Толе би – Восточная объездная дорога.

Итоги проверок транспорта Алматы на соответствие экологическим нормам

В общем – планов громадьё. Будет создан 2-й муниципальный автобусный парк из 200 автобусов на газе. Власти приобретут 200 газовых такси, 195 троллейбусов с автономным ходом. Будут построены 2 автобусных парка для передачи частным перевозчикам. В 2013-2014 гг. построят 32 пешеходных перехода над дорогами. По улице Толе би в 2015-2016 году пустят легкорельсовый транспорт.

Новые станции метро будут сданы уже в ближайшие годы: «Москва» и «Сайран» – к концу 2013 года, «Сары-Арка», «Достык» и «Калкаман» – в 2015–2016 гг. Сегодня метро пользуются около 28 000 человек ежедневно, а строительство новых станций увеличит эту цифру.

– Число алматинцев, пользующихся общественным транспортом, возрастёт с 15 до 33%, – резюмировал Алтай Рахимбетов. – В сумме удастся снизить число автомобилей на дорогах города на 80 000 единиц в сутки, а выбросы в атмосферу уменьшатся на 16 тысяч тонн. Повысится комфорт, привлекательность города для проживания и работы.

Верим. Надеемся. Ждём.