Новая транспортная модель Алматы
План спасения Алматы от пробок готов. Городские власти представили комплексную программу, которая позволит ограничить въезд иногородних машин в город и увеличить эффективность общественного транспорта на улицах Алматы.
11 января аким Алматы Ахметжан Есимов и его команда представили план развития транспортной инфраструктуры на ближайшие несколько лет. План подробный и масштабный.
ОСТАВЬ МАШИНУ НА ВОКЗАЛЕ
На окраинах Алматы будут построены 4 автовокзала:
- на проспекте Райымбека со стороны города Капчагай, ниже посёлка Первомайский;
- на пересечении проспекта Райымбека и улицы Ауэзова в посёлке Калкаман;
- со стороны Талгара по талгарской трассе;
- по Кульджинской трассе на проспекте Рыскулова.
У каждого вокзала будет автостоянка на 5000 мест – таким образом планируется остановить до 20 тысяч машин на подступах к Алматы. Предполагается, что владельцы машин будут пересаживаться на общественный транспорт. От каждого вокзала будут ходить шаттлы (всего 200 газовых автобусов) до станции метро «Райымбек». Для скоростного передвижения шаттлов будут выделены специальные полосы.
В дополнение к городским вокзалам будут созданы Илийская (близ посёлка Покровка) и Каменская автостанции (посёлок Каменка). Это позволит остановить на границе города все автобусы междугородного, международного и пригородного сообщения – а это 111 маршрутов и более 1000 автомашин.
НА МАГИСТРАЛЯХ НЕ ПАРКОВАТЬСЯ!
В самом Алматы выделят 9 магистралей, на которых запретят парковку личного транспорта:
- проспект Абая;
- проспект Сейфуллина;
- проспект Абылай хана;
- проспект Райымбека;
- проспект Достык;
- улица Толе би;
- улица Тимирязева;
- улица Желтоксан;
- улица Наурызбай батыра.
Власти хотят оздоровить город в первую очередь за счёт сокращения иногороднего транспорта. Сегодня таковой коптит больше, чем все заводы Алматы и частный сектор вместе взятые.
На прилегающих к магистралям улицах будут созданы платные стоянки.
В дополнение к этому будут созданы специализированные полосы движения для общественного транспорта – по проспекту Абая и по улице Северное кольцо в районе барахолки.
Будет увеличено число улиц с односторонним движением, что позволит поднять скорость движения.
КОГО НЕ ПУСТЯТ В АЛМАТЫ?
С 2015 года в Алматы ограничат въезд токсичному транспорту из пригородов. Аким специально подчеркнул:
– Мы не ограничиваем въезд иногородних машин в город. Хотя все прекрасно знают, что в Алматы приезжают таксовать даже из Шымкента, это видно по номерам машин на улицах. Но мы закрываем город от транспорта, выхлопы которого превышают допустимые нормы, установленные законом!
Таким образом, все въезжающие в город машины будут проверяться на токсичность выхлопов. На всех въездах в город разместят 13 экологических постов, а для исключения рецепта «дал на лапу – поехал дальше» все посты и автомобили дорожной полиции будут оборудованы системами видеофиксации.
Число машин в Алматы только растёт
– Когда мы убрали гаишников с дороги, отняли у них радары, ввели патрулирование на автомобилях – это нашло положительный отклик у жителей города, – заметил аким. – Теперь, когда мы выставим эти 13 постов, важно, чтобы они не начали работать так же, как с радарами. Доблестные гаишники будут работать в условиях полной прозрачности…
При этом власти Алматы надеются на ужесточение штрафов за превышение норм токсичности у автомобилей. Сегодня наказание составляет 2 МРП (1 МРП = 1731 тенге. – Авт.), и Алтай Рахимбетов, начальник управления природных ресурсов по Алматы, предложил увеличить штраф до 15 МРП:
– Это позволит уменьшить въезд иногороднего транспорта на 20% и снизить на 8 000 тонн вредные выбросы в атмосферу.
ВЪЕЗД – ПО СИГНАЛУ ИЗ ЦЕНТРА
В будущем на магистралях, ведущих в город, будут созданы зоны снижения скорости и дозированного пропуска транспорта. Последние будут представлять собой «умные» светофоры – они будут включать зелёный по сигналу из центра. Если на городских магистралях заторы – всем красный свет. Если кому-то ожидание покажется долгим – можно будет съехать с трассы, оставить автомобиль на стоянке у автовокзала и въехать в город на общественном транспорте.
Эти меры позволят сократить въезд в город более 60 000 авто ежедневно.
НОВЫЕ РАЗВЯЗКИ. НОВЫЙ ТРАНСПОРТ
«Мегаполис» уже писал о планах по новым 6 развязкам в Алматы – и городские власти подтвердили это намерение. В этом году начнётся строительство развязок:
- Аль-Фараби – Ремизовка;
- Саина – Рыскулова;
- Райымбека – Ауэзова (в посёлке Калкаман);
- Рыскулова – Емцова;
- Рыскулова – Тлендиева;
- Толе би – Восточная объездная дорога.
Итоги проверок транспорта Алматы на соответствие экологическим нормам
В общем – планов громадьё. Будет создан 2-й муниципальный автобусный парк из 200 автобусов на газе. Власти приобретут 200 газовых такси, 195 троллейбусов с автономным ходом. Будут построены 2 автобусных парка для передачи частным перевозчикам. В 2013-2014 гг. построят 32 пешеходных перехода над дорогами. По улице Толе би в 2015-2016 году пустят легкорельсовый транспорт.
Новые станции метро будут сданы уже в ближайшие годы: «Москва» и «Сайран» – к концу 2013 года, «Сары-Арка», «Достык» и «Калкаман» – в 2015–2016 гг. Сегодня метро пользуются около 28 000 человек ежедневно, а строительство новых станций увеличит эту цифру.
– Число алматинцев, пользующихся общественным транспортом, возрастёт с 15 до 33%, – резюмировал Алтай Рахимбетов. – В сумме удастся снизить число автомобилей на дорогах города на 80 000 единиц в сутки, а выбросы в атмосферу уменьшатся на 16 тысяч тонн. Повысится комфорт, привлекательность города для проживания и работы.
Верим. Надеемся. Ждём.