«Кто вам сказал, что проект приостановился? – возразил директор департамента строительства АО «Алатау» Эдуард Набиев. – Все объекты строятся по мере поступления бюджетных средств». Только о создании городов-спутников с красивым названием «G4 Сity» давно уже не было слышно. Да и поле, на котором должен быть построен первый спутник «Gate Сity», не похоже на строительную площадку.

Разгрузить южную столицу и построить вдоль капшагайской трассы 4 города-спутника планируют с 2006 года. А в 2010 инициатор проекта (АО «CaspianGroup») объявил, что строительство первой очереди завершится в 2012 году. На дворе уже 2013 год, а на месте строительства первого «Сity» не видно ни одного кирпича. Между тем Министерство регионального развития сообщает, что проект по-прежнему является актуальным.

– Реализация проекта начата в 2008 году, – указало министерство в письме. – Участие государства заключается в обеспечении районов застройки объектами инженерно-коммуникационной инфраструктуры. Из Республиканского бюджета выделено 20,2 млрд тенге, в том числе в 2013 году по программе «Доступное жильё-2020» – 5,4 млрд тенге. Бюджетные средства освоены полностью. Разработаны и утверждены генеральные планы и ТЭО проектов 4-х городов-спутников, разработана проектно-сметная документация на строительство объектов инженерной инфраструктуры жилого района «Коянкус», введены в эксплуатацию дороги с временным покрытием на период строительства и первая очередь газопроводных сетей, ведутся работы по энерго-, газо-, водоснабжению 1-ой очереди жилищной застройки. Всего в рамках программы «Доступное жильё-2020» планируется направить из Республиканского бюджета порядка 70 млрд тенге на строительство инженерных коммуникаций жилого района «Коянкус» первого города «Gate City»…

ВОТ ГДЕ ДЕНЬГИ ЗАРЫТЫ!

Про временную дорогу мы подробно рассказали выше. А где же всё остальное?

– Вы ничего не видели, потому что все эти объекты находятся не на территории будущего жилого комплекса, – объяснил директор департамента строительства АО «Алатау» Эдуард Набиев. – Там построена подстанция «Кокпа-1» для запитки города-спутника. Но она намного дальше шлагбаума. Водозаборные сооружения, 32 км газопровода высокого давления и 8,5 км среднего, 10,3 км подъездных дорог.

– Охранник в «Коянкусе» сказал, что гравийная дорога ещё при колхозе была?

– Ну какой колхоз? Там все дороги проложены внутри города, знаки есть. Вы бы ещё у пастуха спросили.

– Сколько всего ушло денег на строительство дорог?

– Этого я не знаю. Дороги строились не при нас. Мы только принимаем документы по проекту. До нас был другой заказчик…

В областном акимате нам растолковали, что изначально проект курировали управление строительства Алматинской области и акимат Илийского района. Сейчас район не тянет этот проект. Поэтому в прошлом году для координации работы подрядчиков было создано АО «Алатау». Туда теперь поступают бюджетные средства. Администратором программы осталось управление строительства Алматинской области. А новый координатор АО «Алатау» не в курсе, как и на что тратил деньги его предшественник (почему-то меня это не удивляет). Между тем Эдуард Набиев уверял, что газо– и электропровод в жилом квартале уже есть. Глядя на карту «Gate Сity», он показывал, как коммуникации проходят по участку. На мой вопрос: «Где же они?» директор департамента ответил: «Под землёй».

НЕ ХВАТАЕТ 3 МИЛЛИАРДА

– Сейчас дороги действительно в гравийном исполнении, – рассказал по телефону заведующий отделом архитектуры, строительства и инфраструктуры акимата Алматинской области Леонид Поздняков. – В этом году там будут прокладывать водопроводные, газопроводные сети, канализацию. Затем построят подстанции. В данный момент мы готовимся к приезду первого вице-министра регионального развития Каирбека Ускенбаева. Честно говоря, у нас не хватает денег на этот год. Нужно 8,7 млрд тенге для завершения работ, нам пока дали 5,4 млрд тенге. Не решены вопросы водоотведения. Нам не дают сбрасывать очищенные стоки в реку Или, как было запланировано по проекту. Теперь хотим пускать эту воду на полив полей. Все эти вопросы будем обсуждать.

– Не получится ли так, что на строительство одних и тех же объектов выделят деньги и инвестор, и государство?

– Нет. Все сети, дороги и объекты по проекту распределены.

– Почему так долго не было слышно про проект?

– Он очень финансовоёмкий. Чтобы сделать все инженерные сети «Gate Сity», нужно 140 млрд тенге. Нам выделили около 11 млрд тенге. В 2006–2008 годах мы занимались проектными работами, на них ушло 2 млрд тенге. Это два вагона документации. Её нужно было утвердить, провести экспертизу. С 2011 года мы уже работаем. В этом году планируем завершить строительство шести проектов по газо-, энерго- и водоснабжению, а также начать строительство котельной, выкупить земли под строительство 1-й очереди газопровода Алматы – Байсерке – Талгар.

– Земля, где будет построен «Gate Сity», принадлежит частникам?

– Там есть резерв акима района, есть частные земли, есть и те, что в аренде. Мы их будем изымать. Если земельные участки находятся в собственности, то будем выкупать эти участки, оценивать все строения и вложения, а также потери, которые будет нести собственник. На выкуп заложено 500 млн на этот год. Мы выкупаем земли только под инженерную инфраструктуру. А те участки, где жилая застройка, будет выкупать инвестор. Если земли в аренде, то договор аренды прекращается, но то, что арендатор вложил в строения, ему компенсируют…

ЛОРД-МЭР ПУСТЬ В СВОЁМ «CITY» ХОЗЯЙНИЧАЕТ

Минрегионразвития сообщило, что в октябре 2012 года был подписан контракт с южнокорейской компанией POSCOE&C. Инвестор планирует начать строительство домов во втором полугодии 2013 года. Но насколько будут оправданы инвестиционные вложения? На сайте проекта «G4 Сity» для сравнения приводятся такие проекты, как Московский международный деловой центр (ММДЦ) «Москва-сити» и лондонский Broadgate. Но они в корне отличаются от наших «Сity». Лондонский и московский города-спутники расположены в самих городах. В Лондоне у делового квартала есть своё правительство. Алматинские же «Сity» вынесены за черту южной столицы. Это значит, что за любыми разрешениями, справками, документами нужно ехать в посёлок Отеген-батыр. Для бизнесменов это большое неудобство.

– Посмотрите, какие пробки утром и вечером на трассе, – стал убеждать меня Эдуард Набиев. – Люди едут на работу в Алматы. А если будет построен город, то они будут работать там.

– То есть там будут работать жители близлежащих посёлков?

– Я этого не говорил. Если будут рабочие места, то они там будут работать. В первую очередь поток будущего населения городов-спутников ожидается из Алматы и области. По мере развития территории и создания многочисленных рабочих мест будут проявлять интерес жители со всего Казахстана.

– Понятно, что в области полно рабочей силы. Но только в первую очередь в «Gate Сity» должны обосноваться работодатели. Будут ли они арендовать офисы в «Коянкусе», когда в Алматы полно пустующих бизнес-центров?

– Не хочу обсуждать чужие проекты. У нас есть свои исследования, расчёты. Думаю, что бизнес туда пойдёт. Сейчас прорабатывается вопрос создания на территории реализации проекта специальной экономической зоны. Это повысит его инвестиционную привлекательность…

Есть ещё и транспортные вопросы. Не так давно лорд-мэр лондонского «City» Майкл Бэр посетил Московский финансовый центр. Обсуждая проблемы города «Москва-Сити», он сказал: «Люди должны видеть, что, работая здесь, они добьются большого прогресса в своей карьере. Мы все хотим работать в современных зданиях. Посмотрите на Лондон: да, мы даём смешные прозвища небоскрёбам, вроде «огурца» или «уоки-токи», но в этих зданиях приятно работать, а вокруг них выстроена вся инфраструктура: железная дорога, метро, автобусы». У нас же пока запланирована только реконструкция Капшагайской трассы.

– Лорд-мэр реализует программу развития Лондона исходя из статуса столицы Королевства. Мы планировали проект, исходя из статуса Алматы, как состоявшегося делового центра Казахстана, – ответил г-н Набиев. – Учитывали реализацию крупных приграничных проектов, таких как трасса Западная Европа – Западный Китай, трансграничных газопроводов, Международного центра приграничного сотрудничества.

– Кроме этого, что-нибудь будет построено для разгрузки дороги?

– В городах-спутниках в качестве общественного пассажирского транспорта предлагается развивать автобусный и лёгкий рельсовый транспорт. Строительство скоростного трамвая планируется на конец третьего этапа строительства в 2030 году, – загадочно улыбнулся директор департамента…

Согласно генплану, четыре города-спутника будут построены до 2032 года, «GateCity» – в 2018 году. На его водоотведение и водоснабжение из бюджета выделят 40,9 млрд тенге, на энерго- и теплоснабжение – 79,1 млрд тенге, телекоммуникацию и дорожную инфраструктуру – 15,7 млрд тенге. Будем надеяться, что «GateCity» не превратится в проект вроде строительства гольф-клуба в Щучинске. Иначе за слепую растрату бюджетных средств придётся отвечать перед пенсионерами и налогоплательщиками.