министр обороны Даниал Ахметов, потратив из бюджета 471 млн 528 тыс. тенге на приобретение жилья для военнослужащих Алматинского гарнизона, потерял возможность распоряжаться недвижимостью по своему усмотрению. Старший судебный исполнитель Администратора судов Астаны Комитета по судебному администрированию при Верховном суде г-жа Молдожанова своим постановлением от 25 декабря 2008 года запретила злостному «должнику совершать определенные действия по выделению и распределению жилых помещений (квартир), принадлежащих МО РК», и строго предупредила, что «неисполнение данного постановления влечет уголовную ответственность».

Тем временем в МО РК сменился председатель жилищной комиссии. Вместо генерал-лейтенанта Булата Джанасаева теперь распределением квартир в оборонном ведомстве вплотную займется другой заместитель министра обороны – генерал-лейтенант Булат Сембинов. Что он лично, как председатель ЖК, предпринимает в создавшейся ситуации и что планирует делать в ближайшее время, мало кто знает.

Зато достоверно известно, чем занят начальник управления по расквартированию войск полковник Ануарбек Уразалинов, в обязанность которого и входит скрупулезно следить за развитием и содержанием жилищного фонда Министерства обороны. На должность начальника ГУРВ полковника Уразалинова в апреле 2007 года выписал из Павлодара сам Даниал Ахметов. Его земляк, сменив кабинет начальника департамента по делам обороны Павлодарской области на просторный кабинет в Астане (под боком у министра обороны), первым делом стал с энтузиазмом пробивать «элитное» жилье для себя…

Что охраняешь – то имеешь, ничего не охраняешь – ничего не имеешь

Имея квартиру в Павлодаре, предоставленную для нужд Министерства обороны городским акиматом, и построенный там же личный коттедж, полковник Уразалинов, пользуясь необходимостью закупа квартиры для вдовы полковника Койбасова, дает команду перевести 67 млн тенге целенаправленно для проведения конкурса на закуп еще трех «элитных» квартир в Астане. Согласно договору № 172-07/06 от 16.11.07 года, заключенному между начальником ГУРВ и директором ТОО «Паритет», полковник Уразалинов приобретает четырехкомнатную квартиру площадью 127,7 кв. м для себя любимого (ул. Иманова, д. 26). Получается, что он уполномочен самолично подписывать договоры и обладать правами получения квартиры почти за 200 тыс. у.е. Помнится, в Минобороны проходил службу еще один «уникальный» полковник – бывший начальник Главного управления материально-технического обеспечения Нуржан Саурбаев. Тот тоже взял да и напрямую составил договор, закупив в 2004 году себе и другу – начальнику управления тыла генерал-майору Кажгали Мукатову – две элитные четырехкомнатные квартиры в Астане площадью 175,6 кв. м (ул. Кенесары, д.71). Говорят, квартиры те служебные генерал и полковник давным-давно выкупили за 20% от остаточной стоимости. Кстати, не они первые, не они последние. В нынешнем МО РК большинство генералов и офицеров управлений тоже успешно выкупили квартиры по так называемой остаточной стоимости. В списке счастливчиков – генерал армии Мухтар Алтынбаев и его сын (пока еще полковник) Муслим Алтынбаев, действующие генералы Сембинов, Жасузаков, Ертаев, Шацков… Уволенные в запас управленцы МО РК, включая бывших заместителей министра обороны по экономике и финансам Госмана Амрина и Козы-Корпеш Джанбурчина, тоже жильем обеспечены по полной программе. Некоторые действующие генералы и полковники имеют квартиры и в других городах страны, а то и по две. И примеров тому – множество. Почему вот только вдовам погибших офицеров жилье военные чины закупить все никак не могут?!

Обидно до слез

«Квартиру я не получила и когда получу – не знаю, – пишет в редакцию «Мегаполиса» вдова погибшего летчика Светлана Ковязина. – Может, мое письмо покажется громким, но по-другому, я не могу. Я просто поражена всем, что происходит вокруг. Мне до глубины души больно и обидно за безответственность наших военных чиновников. Прошел почти год, как погиб мой муж. Где же их обещанная поддержка?! Моя семья ее до сих пор не ощутила, кроме помощи в оформлении пенсии для нашего ребенка. Приобрести квартиру для нас с дочерью Министерство обороны оказывается не в состоянии. Наверное, в Министерстве обороны думают так: «Пройдет время, утихнет боль, вдова летчика начнет налаживать свою личную жизнь, а там, глядишь, и про квартиру забудет». По-другому рассудить ну никак не могу. Потому что изначально слышала о такой проблеме, что средств на приобретение для нас жилья у Министерства обороны нет. Пример хочу привести. Прошлым летом на стройке погиб мужчина. Его придавило плитой. Не была соблюдена техника безопасности. Семья в течение сорока дней получила компенсацию после проведения поминок, то есть сорока дней было достаточно, чтобы та фирма купила его семье квартиру. Оплачивается обучение сына, оплачивается лечение сестры погибшего… Гражданская фирма, где работал тот мужчина, взяла все расходы его семьи на себя и с полной ответственностью заботится о них теперь. Просто я не могу понять: неужели наше Министерство обороны хуже гражданских фирм? Почему для военных чиновников составляет большую трудность обеспечить нашу семью положенным жильем? Два с половиной месяца назад были перечислены деньги на приобретение жилья для нас, а также для военных пенсионеров. Я была у начальника Алматинской РЭЧ, чтобы уточнить сумму, выделенную для приобретения квартиры. Сумму мне не назвали, а просто подтвердили, что деньги выделены и вот-вот квартира будет куплена, поставщик есть, осталось ждать тендер, который будет проводиться не сегодня, так завтра. Прошел месяц. Прошли поставленные сроки, но вопрос мой не решается совсем. Мне просто морочат голову и придумывают всяческие оправдания и утешения, чтоб я успокоилась. Звонить куда-либо бесполезно. Какой смысл? Услышать очередные пустые обещания? Обидно до глубины души. Обидно за то, что с нами так бессовестно поступили…»

Форменное землячество

– Умение нынешнего начальника ГУРВ полковника Уразалинова менять лицо – сродни актерскому искусству перевоплощения, – не скрывают офицеры Генштаба. – Ануарбек Гинаятович может послать любого подчиненного на три «веселых буквы», орать и топать ногами, нецензурно выражаться, но при появлении на горизонте Даниала Кенжетаевича Ахметова в ту же секунду становится кротким, воспитанным, услужливым…

Да я и сам убедился в этом в ходе рабочих поездок по гарнизонам с министром обороны. «Воспитанный» полковник то нужную бумагу вовремя поднесет своему шефу-министру, то одобрительно кивнет в его сторону головой, где надо поддакнет, где не надо театрально насупит брови…

– Прикрываясь своим высокопоставленным земляком, полковник Уразалинов ничего не боится. Вернее, очень старается таковым выглядеть в глазах своих подчиненных, – продолжают генштабисты. – Прежний начальник ГУРВ полковник Базаркулов по сравнению с ним просто агнец какой-то. У того полковника в лексиконе хотя бы изредка проскакивали слова и сочетания: «неудобно, а вдруг меня не правильно поймут, думаю, это излишне, давайте обсудим…». Этот же скороспелый начальник за спиной министра обороны привык всего добиваться нахрапом… Складывается впечатление, что он сам не понимает целей и задач, поставленных перед Главным управлением расквартирования войск. Обстановкой не владеет и не может определить первоочередность задач и целей по их приоритетности.

Как стало известно, полковник Уразалинов наладил контакт со строительной фирмой ТОО «УМР» (Управление механизированных работ) г. Кызылорды, которая выиграла в этом году все многомиллиардные тендеры по строительству военных объектов в городах Актау, Сарань, Приозерск, Актас, Бурундай, Талдыкорган, Сарыозек, Алматы… Хозяин той фирмы Баглан Манарбаев – лучший друг полковника Уразалинова. Поговаривают, недавно он слетал в Карловы Вары и «прикупил тамошнее элитное жилье для себя и Уразалинова». Похоже, друзья они действительно – не разлей-вода. И работают вместе, и семьями отдыхают как положено чиновникам такого ранга – с размахом и удалью. Может, стоит компетентным органам проверить, действительно ли у действующего полковника МО РК в Карловых Варах на всякий пожарный случай клочок земли с фазендой прикуплен?

По некоторым данным, в Астане сейчас насчитывается около полутора тыс. бесквартирных военнослужащих, еще человек 200 стоят в очереди на расширение жилья. В Алматы на очереди за получением квартир стоят, как минимум, две тыс. человек. Но точную цифру нуждающихся в жилье офицеров и контрактников обнародовать сейчас никто в МО РК не в состоянии. Списки очередников – сплошной формализм…