Новый вид бизнеса практикуют некоторые врачи «скорой помощи» под названием «ложный вызов». Отказываешься от их лекарств – плати 1 500 тенге. Но предлагаемые препараты не приносят никакой пользы, и, судя по всему, пациентам часто приходится отстёгивать деньги.

О нашем здоровье печётся целое Министерство здравоохранения, которое разрабатывает кучу программ и постановлений, чтобы укрепить здоровье нации. Но только все эти высокопарные порывы разбиваются вдребезги, когда человек сталкивается с болезнью тет-а-тет. Не далее как в конце прошлого года Минздрав решил сделать платными услуги «скорой помощи». Не знаю, кто бы от этого выиграл, но уж точно не больные люди. Спасибо, хоть отказались от этой идеи.

Только после того, как мне самой пришлось тесно пообщаться с врачами алматинской «скорой», я теперь умирать буду, но «103» на телефоне не наберу. А всё потому, что, почувствовав себя очень плохо и разбудив домочадцев, нам пришлось вызвать «скорую помощь». Проблемы в общении с диспетчером начались у мужа с первых слов. До меня долетали только обрывки фраз о том, что он уговаривал врачей приехать. То ли они выезжать не хотели, то ли ещё какие причины возникли, но диспетчер по телефону стала давать мужу советы, как облегчить состояние больной. После препираний он все же продиктовал адрес. Прошло не менее 20 минут после вызова, прежде чем эскулапы появились на пороге. Позволю себе опустить часть разговора с врачом, когда она заполняла лист вызова на пациента.

– Давление мерили? – спросила врач.

– Да. Днём было очень низкое, а сейчас, наоборот, подскочило, – ответила я.

– Такая молодая, а уже помирать от гипертонического криза собралась, – пробурчала эскулап. – В общем, давление у вас 160 на 140, не смертельно, могли бы и сами справиться.

– У меня оно пониженное, я гипотоник.

– Умные все стали. Ну и что, что гипотоник? Адельфан надо было под язык положить, давление бы и нормализовалось. Он у вас есть? – спросила эскулап.

– Есть, но он не помогает. Он слишком резко понижает давление, а я боюсь не рассчитать дозу.

– Мы вам сейчас магнезию уколем и легче будет. Или можем ещё дибазол с папаверином уколоть.

Дибазол не надо, у меня аллергия на него.

– Тогда только магнезию, к утру вам легче станет, – ответствовала врач.

От магнезии я наотрез отказалась, у эскулапов на «скорой» это любимый препарат, потому что самый дешёвый. Вот и колют его при любой болячке – от температуры до перитонита.

– Раз отказываетесь, я оформляю ложный вызов, – недовольно пробурчала доктор. – Вот я тут с вами вожусь, такой грамотной, а кому-то реально плохо. С вас 1,5 тыс. тенге.

– За что? За магнезию?

– Нет за ложный вызов, – парировала врач.

Но мужу такое положение дел категорически не понравилось. Он отдал только тысячу, сказав при этом, что больше всё равно не даст, так как, простите за каламбур, помощи от «скорой помощи» никакой.

Промаявшись ещё с полчаса, мы вызвали платных врачей. Вот уж, действительно, любой каприз за ваши деньги. Доктора появились буквально через 7 минут. Быстро сориентировались что и как. Снова измерили давление и приступили к работе. Меня напичкали таблетками, уколами, поставили систему. И пока лекарство размеренно капало по трубочке, врачи находились рядом, улавливая все изменения в состоянии больного. Кстати, врачи платной «скорой» долго не могли успокоиться, что наша бесплатная медицина не предприняла никаких мер.

– Как так можно относиться к пациентам! Зачем нам вообще такие врачи нужны. Я тоже работал на обычной «скорой», но ушёл, – возмущался доктор платной «скорой помощи» Максим Бондаренко. – Зарплата мизерная, лекарственного обеспечения практически ноль, кардиология достаточно хорошо оснащена: и реанимобиль у них, и оборудование хорошее, и препараты есть. А остальные так с магнезией и катаются, кому она нужна, когда столько новых препаратов появилось, они недорогие, но наши главврачи всё экономят. Вот и получается: на платников бочку катят, а бюджетники такие замечательные перебиваются с аспирина на магнезию! Ладно, те, кто может себе позволить отдать за вывоз от 5 до 10 тыс. тенге, а если это бабуля? Ей умирать?

В таком духе врач и его помощник распинались ещё долго, пока следили за тем, как лекарство из ампулы перетекает в вену.

– Ну как, легче вам? Сейчас ещё раз измерим давление, если улучшение пошло, то и мы пойдём. Я вам сделаю небольшие назначения на такой же экстренный случай, но к врачам стоит обратиться. Установить причину криза, – напутствовал доктор Бондаренко.

В итоге за это «удовольствие» муж отдал 8 тысяч тенге. Но, честное слово, даже такой суммы нежалко, когда к тебе и относятся по-человечески и реально помогают поправиться.

Выйдя на работу, я попыталась поговорить с врачами «скорой помощи», но ничего нового от них так и не услышала. Всё то же самое: скудное обеспечение мед-препаратами, низкая квалификация врачей и фельдшеров и, возможно, нежелание ездить на вызовы.

– Мы выезжаем только на экстренные вызовы, когда человеку совсем плохо, – уклончиво отвечала мне фельдшер бригады «скорой» Жадыра. – А если у вас такая ситуация была, то сами могли бы справиться, никаких серьёзных последствий в вашем возрасте это бы не принесло. Вот если бы вам с сердцем стало плохо или аппендицит обострился, помощь была бы оказана по высшему разряду. Умирать вам ещё рано, впрочем, как и болеть.