С обретением независимости на страницы прессы обрушился шквал статей о казахской диаспоре. Причем тема нашла отражение не только в публицистике, СМИ, но и в специальных исследованиях. Парадоксально, но факт: кардинальные расхождения сохраняются как в оценке численности казахов зарубежья, так и по самому понятию «казахская диаспора».

Изыскания в сфере народонаселения, этнической статистики в частности, ведутся издавна. Издана масса атласов народов мира и иных справочных изданий. Так в СССР/СНГ, например, широко было известно справочное издание С.И. Брука. Сведения о численности народов мира приводились в добротных исследованиях Н.Н. Чебоксарова, других этнологов.

«Россияне и… россиянки!»

Вопрос о численности различных диаспор как при Советском Союзе, так и ныне, был и остается крайне политизированным. Достаточно вспомнить жаркие дебаты на I съезде народных депутатов СССР для большей политкорректности именовать саамов, камчадалов, чукчей и др. не малые, а малочисленные народы Севера. Либо коллизии при проведении Всероссийской переписи населения 2002 года в Дагестане, Татарстане по вопросу учета «новых», самостоятельных этнических групп. Если во Всесоюзной переписи 1989 года учтены 128 этносов, то во Всероссийской переписи 2002 года – 182 этноса: 142 этноса первого уровня и 40 – второго уровня, объединяемых с этносами первого уровня. По сравнению с 1989 г. в 2002 г. стали учитываться 14 «новых» самостоятельных этносов и 40 субэтносов. «Появились» как самостоятельные этнические категории: нагайбаки – отдельно от татар, бесермяне – от удмуртов, кумандинцы, теленгиты, телеуты и др. – отдельно от алтайцев, русины – отдельно от украинцев. В составе татар «возникли» ранее не учитывавшиеся этнические группы второго уровня – кряшены и сибирские татары.

С 1997 г. внутренние российские паспорта нового образца вообще не имеют графы «национальность». Вероятно, с целью уйти от прежнего отождествления населением национальности (этнической принадлежности) и нации. Что ведет к формуле: «в РФ нация – россияне», а не 142 «нации», включая, например, и 1 509 юкагир или 834 нганасан, неизбежного при тождестве этносов и наций. В качестве курьёза, тем не менее подтверждающего тезис нации-государства, можно привести известную, обыгрываемую пародистами фразу Б.Н. Ельцина: «Россияне и… россиянки!».

Нации капитанов, элементов таблицы Менделеева и другие

В полиэтничных государствах понятие «нация» – политическая общность, объединяющая граждан государства, вне зависимости от этничности. В России нация – россияне (представители всех этносов страны), в Швейцарии – швейцарцы (этнические немцы, французы, итальянцы, ретороманцы), в Бельгии – бельгийцы (фламандцы, валлоны, этнические немцы, французы), в Пакистане – пакистанцы (пенджабы, синдхи, пуштуны, белуджи и др.). Иногда названия этносов, стран и наций совпадают. При этом нации включают всех граждан страны.

Наименования наций большей частью происходят от названия страны. Зачастую никак не связаны с каким-либо конкретным этносом, этнонимом, поскольку отсутствуют аналогичные нациям по названию этносы. Либо исчезли, либо попросту никогда не существовали. Например, пакистанцы («страна чистых»), афганцы (возможно, от санскр. Upa-Ghana-Stan – земля объединенных племен), австрийцы (нем. Ostarrichi, Osterreich – Восточное королевство), филиппинцы (по имени испанского монарха Филиппа), американцы (по имени капитана Америго Веспуччи), колумбийцы (по имени капитана Христофора Колумба), аргентинцы (argentum – серебро, «страна серебра»), эквадорцы (исп. – экватор), австралийцы (от лат. terra australis incognita – неизвестная южная земля), исландцы (страна льда) и т. д.

Во многих полиэтничных государствах нации есть, а соответствующих одноименных этносов – нет.

Что нередко, как и американского корреспондента Хирама Бурмана из романа И.Ильфа и Е.Петрова «Золотой теленок», приводит в изумление отдельных лиц, будирующих «национальный вопрос». А также всех, ставящих знак обязательного и абсолютного (везде и всегда) равенства между понятиями «нация» и «национальность» (этничность).

Да и многих этносов древности: египтян, белгов, бриттов и др. – давших названия странам, а от стран – нациям, давно уж нет («згинули, аки обре», по выражению летописцев). Как отвечал оперуполномоченный в фильме «Место встречи изменить нельзя» на шутливое предложение Жеглова сдать лотерейный выигрыш в фонд Осоавиахим: «… да и Осоавиахима уж давно нет!».

«Всё выше, и выше, и выше!»

Бравурные строки «Марша авиаторов» вполне применимы к тенденциям завышения показателей численности «разбросанных» по всему миру диаспор. В основном представителями национально-культурных объединений, движений в странах СНГ. В отличие от советских времен, когда, наоборот, численность ряда диаспор: украинцев в Канаде, армян в США, азербайджанцев в Иране, узбеков в Афганистане и т. д. занижалась либо вообще их наличие попросту замалчивалось.

«Статистика знает все», с долей иронии писали авторы «Двенадцати стульев». Производство, выпуск т.н. «мебели» – тракторов, автомобилей, самолетов, др. промышленной продукции, введение в строй стационарных объектов (школ, библиотек, больниц и т. д.) легко поддаются статистическому учету. Демографическая статистика значительно сложнее. Объект постоянно в движении. Как в физическом (миграции), так и социальном (переход из одной социальной категории в другую) пространстве. Не все однозначно и с этнической самоидентификацией. Так Всероссийская перепись населения 2002 г. зафиксировала свыше 1 млн 460 тыс. лиц (1,02% от всех россиян), не указавших национальность (этническую принадлежность).

Какова же численность казахов зарубежья? Интерес к вопросу возрастал накануне и после обретения независимости. Сохраняется и поныне. Причем диктуется не только познавательным интересом, но и прикладными задачами миграционной политики Казахстана, одним из едва ли не ведущих направлений которой является репатриация оралманов.

Казалось бы, есть движение, прогресс в признании актуальности вопроса. Проведены уже три всемирных форум (курултаи) казахов. Учреждена Всемирная ассоциация казахов. Тем не менее значительные расхождения в оценке численности казахов зарубежья сохраняются. «Ножницы» в оценках в разы! В абсолютных цифрах – от 2,5 до 6 млн человек!

Численность казахов зарубежья на рубеже XXI века составляла, по данным Национальной комиссии РК по делам ЮНЕСКО, 2,5 млн; историка, автора книги «Казахская диаспора» Г. Мендикуловой – 4,5 млн; Всемирной ассоциации казахов – более 5 млн человек.

Столь резкий перепад в оценках численности казахской диаспоры в мире кроется в расхождениях организаций и авторов по трём странам – Китаю, Узбекистану и России, в которых сосредоточено 9/10 всех казахов зарубежья.

Комиссия РК по делам ЮНЕСКО как официальный орган опирается на официальную статистику (www.natcom.unesco.kz). Соответственно, ее показатели по численности оказались значительно ниже, чем в экспертных оценках и оценке Всемирной ассоциации казахов.

По оценкам известного демографа М. Татимова (Достык – Дружба, 2005, № 4; www.kazakh.ru) численность казахов в Узбекистане – 1 млн 500 тыс., Китае – 1 млн 296 тыс., России – 800 тыс. человек. Оценка Г. Мендикуловой, представленная в статье «Казахская диаспора и ирредента: история и современность» (www.mfa.kz), еще выше: казахи в Узбекистане – 1 млн 500 тыс., Китае – 1 млн 500 тыс., России – 800 тыс. человек.

Всемирная ассоциация казахов (ВАК), как и многие национальные культурные центры (НКЦ), склонна к максимизации заниженных, по ее мнению, показателей. Согласно ВАК, казахов в Узбекистане – более 2 млн, Китае – около 2 млн, России – около 1 млн человек (Туркiстан. – 2001. 2-8 наурыз). К слову, подобное же завышение численности турков, азербайджанцев, курдов в Казахстане характерны, соответственно, для турецкого, азербайджанского, курдского НКЦ Казахстана.

И всё же какова реальная картина? По официальным данным узбекской стороны 2000 г., численность казахов в Узбекистане – 1 млн человек. По данным пятой всекитайской переписи 2000 г., численность казахов в Китае – 1 млн 250 тыс. человек. По итогам Всероссийской переписи населения 2002 г. казахов в России – 653 тыс. человек.

Значительно корректировать китайскую и российскую статистику численности казахской диаспоры в КНР и РФ нет оснований. Запись казахов Китая китайцами проблематична. Линда Бенсон, Ингвар Сванберг и другие этнологи отмечают очень высокий уровень этнической самоидентификации казахов Китая. Пятая всекитайская перепись проводилась в ноябре 2000 г. По данным Китайского информационного Интернет-центра, с конца 2000 по 2003 гг. численность казахов Китая возросла на 102 тыс. человек: с 1 млн 250 тыс. – до 1 млн 352,1 тыс. человек (www.china.org.cn). Притом, что продолжался отток из Китая в Казахстан оралманов.

Целенаправленной переэтнизации, причисления представителей малочисленных к более многочисленным этносам в России не отмечено. Наоборот, за межпереписной период с 1989 по 2002 гг. численность учитываемых этносов возросла со 128 до 182. При этом наряду со снижением общей численности населения РФ на 1,8 млн человек, со 147 млн – до 145,2 млн человек (несмотря на приток миллионов мигрантов из постсоветских стран!), Всероссийская перепись фиксирует рост численности казахов с 636 тыс. до 653,9 тыс. человек.

Иная ситуация с Узбекистаном. По свидетельству выходцев из соседней страны, исследователей, политика узбекизации имеет место. Подобный пример в отношении уйгур приводит социолог Б. Бектурганова в книге «Уйгурский экстремизм» в Центральной Азии: миф или реальность?»: «На мой запрос в госдепартамент статистики Министерства макроэкономики Республики Узбекистан о численности уйгурского населения в республике я получила официальный отказ за подписью заместителя начальника Р.С. Махмудова в связи с невозможностью предоставить указанную информацию, т. к. статистический учет лиц уйгурской национальности в Узбекистане не ведется. По сообщению последнего, это обусловлено тем, что «лица уйгурской национальности в республике не проживают».

Учитывая «особенности» узбекской статистики, можно принять экспертную оценку численности казахов Узбекистана на 2000 г. в 1,5 млн человек. В настоящее же время казахская диаспора в Узбекистане, вероятно, сокращается и составляет около 1,3 млн человек в связи с масштабным потоком оралманов в Казахстан из Узбекистана в 2000-2005 гг.

Казахи зарубежья: 2005 г.
Китай*1 350 100
Узбекистан*1 200 000
Россия***653 000
Др. страны мира (без Китая, Узбекистана и России)**457 000
Итого в зарубежье3 660 100
Казахстан***8 725 200
Итого в мире12 385 300
*Китай, Узбекистан: оценка автора с учетом репатриации оралманов из Китая и Узбекистана в Казахстан в 2000-2005 гг.
**Др. страны (без КНР, Узб. Респ., РФ) оценка демографа М.Б. Татимова (Татимов М. Сколько нас в мире? // Достык-Дружба, 2005, № 4).
*** Россия, Казахстан, источник: Данные Агентства РК по статистике, 2006 г.; Об основных итогах Всероссийской переписи населения 2002 года. М.,2003.

Оценка Всемирной ассоциации казахов, о численности казахов зарубежья «свыше 5 млн человек», очевидно, завышена.

Общая же численность казахов в 30 странах мира за рубежом в 2000-2005 гг., несмотря на естественный прирост, значительно не изменилась и составляла около 3,7 млн человек. Что было обусловлено масштабной, всё возраставшей репатриацией оралманов в последние пять лет. Так только за девять месяцев 2005 г. в Казахстан вернулись почти 100 тыс. (99 907) этнических казахов из ближнего и дальнего зарубежья. Причем более половины оралманов прибывало из Узбекистана. Только в 2004-2005 гг. в Казахстан из Узбекистана прибыли около 100 тыс. казахов.

Оралманы…это кто?

Вопрос не праздный. Буквально: оралманы – возвратившиеся. Нередко оралманами именуют давно принявших казахстанское гражданство. Прежде согласно Закону РК «О миграции населения» 1997 г. оралманами признавались прибывающие в Казахстан на ПМЖ из зарубежья этнические казахи, вынужденные в свое время эмигрировать в связи с массовыми политическими репрессиями, насильственной коллективизацией и их потомки. Согласно поправкам 2002 г. «оралманы – иностранцы или лица без гражданства казахской национальности, постоянно проживавшие на момент приобретения суверенитета Республикой Казахстан за ее пределами и прибывшие в Казахстан с целью постоянного проживания». Т.е. сняты ограничения по политическим основаниям (вынужденный характер эмиграции в прошлом). Тем самым Казахстан наряду с Израилем и Германией стал одной из трех стран в мире этнической иммиграции. Для самих же оралманов, впрочем, как и для казахстанского общества в целом, актуальны адаптация и последующая интеграция оралманов – с одной стороны, преодоление в контексте охватившей в последние годы многие страны мира мигрантофобии, антииммигрантских настроений – с другой.