Кабыкен Закарьянов: «Продавцы грубят, иногда даже угрожают…»
Каждый, кто направляется в салон красоты или парикмахерскую, должен помнить, что в Астане после чистки лица или химической завивки волос можно оказаться на больничной койке. Общество по защите прав потребителей «Адилет» провело анкетирование, чтобы оценить качество услуг в столице. Результаты шокировали даже видавших всякое сотрудников общества. Беседуем с председателем «Адилет» Кабыкеном ЗАКАРЬЯНОВЫМ.
– Кабыкен Кажибаевич, я лично качеству сервиса в Астане поставил бы «жирную двойку», а о чем говорят результаты вашего анкетирования?
– Как показало анкетирование населения, а было опрошено более 1000 астанчан, качество сервиса, а также культура обслуживания в Астане оставляет желать лучшего и далеко не соответствует международным стандартам. Всё-таки Астана – это столица, лицо страны и по тому, как здесь обслуживают клиентов, какой здесь сервис, иностранные гости судят в принципе о государстве, поэтому это очень актуальная тема.
– А конкретнее, кто не красит «лицо» Астаны?
– Самую низкую оценку респонденты дали качеству работы общественного транспорта. Тут жалоб больше всего. Так же низкое качество потребители отмечают в сфере торговли и общественного питания, медицинского и бытового обслуживания. Есть немало жалоб на работу АО «Астанаэнергосбыт» и АО «Астанагазсервис». Могу сказать, что с начала года в наше общество поступило больше 3 тысяч жалоб! И по всем мы стараемся отработать, чтобы защитить интересы граждан.
– На кого конкретно потребители жалуются-то?
– Есть факты, что в таких крупных торговых центрах, как «Метро», «Тулпар», «Green» допускается реализация товаров низкого качества, а иногда и продуктов с просроченным сроком годности. На рынках «Шапагат» и «Кирпичный» не соблюдаются элементарные санитарные номы, есть факты обвешивания и обсчёта потребителей. Элементарно продавцы грубят, а если потребитель пытается призвать их к ответу, иногда даже угрожают. В торговом центре «Есиль» продавцы не дают сертификатов соответствия на товар, вероятно, из-за того, что их просто нет. В салоне красоты «Визаж» и салоне красоты спортивного комплекса «Астана» после химической завивки и элементарного пилинга лица, соответственно, женщины оказались на больничных койках. Различные салоны красоты и всевозможные парикмахерские вообще отдельная большая тема…
– И что, часто потребители попадают в больницу?
– Нечасто, но, к сожаленью, случается. В косметическом кабинете «Центра косметологии» оказали такую «услугу», что кожа на лице вздулась. В салоне «Красота» по улице № 106 после чистки лица, наоборот, лицо женщины покрылось пятнами, прыщами и какой-то сыпью. И той и другой потребовалась помощь врачей. К счастью, таких случаев немного, но, разумеется, очень плохо, что такое вообще имеет место быть. Чаще всего замечания для парикмахерских и салонов красоты касаются санитарных требований, то есть в помещениях грязно, элементарно волосы после каждого клиента не убирают, у парикмахеров нет санкнижек. В основном такой бардак в парикмахерских на окраине города, на рынках. Есть случаи, когда потребители не были согласны платить за некачественные услуги, к примеру, в одном из салонов красоты за химическую завивку и окраску волос запросили 25 тысяч тенге, причём сделали работу некачественно, как считает потребитель. С начала года только на парикмахерские поступило 25 жалоб.
– Что нужно, чтобы разрешить проблему с парикмахерскими?
– Думаю, надо создать некую Ассоциацию парикмахеров Астаны, которая бы своими силами организовала контроль над нерадивыми коллегами, учёбу и обмен опытом. Кроме того, мне кажется, санитарным врачам стоит наказывать администрацию рынков и магазинов, которые дают добро, площадь в аренду для парикмахерских без ведома СЭС. Понятно, что нужно действовать в рамках закона, не перегибать палку и не давить на бизнес, но, извините, а как же качество услуг? Почему потребитель должен страдать? Для этого мы и работаем.
– Кстати, ваше общество по защите прав потребителей на следующий год отмечает юбилей – 20 лет со дня основания. Какие-то общие итоги работы подводить будете?
– Уже подводим. К примеру, подсчитали, что за 19 лет помогли потребителям вернуть деньги за некачественный товар или обменять его на другой товар на общую сумму около 1 миллиарда тенге. Причем в нашем обществе работают в основном пенсионеры, по сути, на общественных началах. Заработная плата – 4-5 тысяч тенге. Моя заработная плата 20 тысяч тенге. То есть мы здесь не из-за денег «воюем» (смеётся. – авт.)…