Камерный хор Казахской национальной академии музыки из Астаны под руководством Гульмиры КУТТЫБАДАМОВОЙ в прошлом году стал лауреатом Международного конкурса православной музыки в Белостоке (Польша), а месяцем раньше два коллектива этого хорового дирижера были признаны победителями Международного конкурса, посвященного столетию Ахмета Жубанова в Актобе.

Познакомились мы с зав. кафедрой, доцентом КазНАМ Гульмирой Куттыбадамовой на фестивале, посвященном 60-летию Великой Победы и пятидесятилетию творческой деятельности Анатолия Васильевича Молодова. Ученики маэстро устроили фестиваль, а не конкурс, но среди одиннадцати выступивших коллективов, где были такие известные коллективы, как алматинские хоры: школы-гимназии №79 и 54, «Елимай», «Искер», пальма первенства была единодушно отдана детскому хору «Елигай» из Астаны. К сожалению, мне не пришлось побывать на большом концерте хора «Елигай» в Органном зале столицы в дни празднования Независимости Казахстана, но встретиться с руководителем вновь испеченных лауреатов в очередную поездку в Астану удалось. И в разговоре с Гульмирой Куттыбадамовой столь привычные уже реалии, что в молодой нашей столице есть Национальная академия музыки, оперный театр, работает филармония, симфонический оркестр и везде пробуют себя первые выпускники академии, – все это обрело зримые черты. За всем этим увиделись люди, которые в 1998 году по зову президента Нурсултана Назарбаева оставили привычные должности в консерватории, музыкальных колледжах, оставили уютные алматинские квартиры и вслед за народной артисткой республики Айман Мусаходжаевой, вслед за всеми четырьмя сестрами Мусаходжаевыми поехали в малообжитый город осваивать, по сути, новую целину – культурную. Поехали жить в общежитии, приспосабливать под учебные классы помещения старого музыкального училища, вести набор учащихся сразу и в школу, и в колледж, и в академию… И все это на одном энтузиазме, даже без обещания «златых гор» и «нефтяных скважин». Удивительные все-таки у нас люди! Когда же я попыталась в разговоре с Гульмирой Казиевной подбить «дебит и кредит» принятого ею десять лет назад судьбоносного решения, она весело перебивает:

– Так я же местная, целиноградская!

Как родился «Елигай»

– Мой папа Куттыбадамов Кази Салыкович окончил Карагандинский медицинский институт, престижный в то время, где был сильный профессорско-преподавательский состав, – рассказывает Гульмира. – Папа был первым в своем роду, кто окончил институт, и он считал своим долгом поставить на ноги всю семью, вернуться врачом на свою родину. И начал с районной больницы г. Макинки, Целиноградской области. Когда в 1964 году открывался Целиноградский медицинский институт, его пригласили преподавать, мама тоже стала работать в институте – вела русский язык. Так что я родилась в Целинограде, окончила музыкальную школу имени Чайковского, в здании которой открылись музыкальное училище, а потом и академия. Такое вот возвращение на круги своя. В училище в 1986 году я закончила хоровое отделение, и в консерватории меня взял к себе Анатолий Васильевич Молодов, заведующий кафедрой. Это была главная моя удача в жизни. И аспирантуру я окончила у него, и в консерватории начала работать, стараясь как можно больше почерпнуть у маэстро – ведь это школа на всю жизнь. Когда меня пригласили в Астану на работу, я первым делом позвонила Анатолию Васильевичу. «Предложение очень хорошее, – сказал он, проанализировав все мои плюсы для такой работы. – Один у тебя недостаток…» – «Какой?!» – «Молодость. Так он быстро пройдет».

– Таким образом в тридцать лет вы стали зав.кафедрой хорового дирижиривания и стали уже самостоятельно организовывать хоры?

– Хор мальчиков в академии организовал Ержан Даутов. Он тоже целиноградский, закончил консерваторию по классу Анатолия Васильевича Молодова и собирался снова возвращаться в Алматы. Я стала его отговаривать: «С кем мне начинать, если не с тобой?» А он: «Хочу в аспирантуру, к шефу». Анатолий Васильевич меня поддержал, так Ержан остался и думаю, не раз убедился в верности принятого решения. И вот уже хор мальчиков по совместному проекту должен был ехать в составе большой группы коллективов академии музыки в Италию… но тут открывается оперный театр, и Ержан становится в нем главным хормейстером. «У нас же Италия, ты должен готовить свой детский коллектив к поездке?». – «Я должен поставить две оперы», – сказал Ержан. «А хор?» – «Бери сама». Но я же с детьми никогда не работала! И снова я бросаюсь к Анатолию Васильевичу. Он говорит: «С детьми надо работать, как со взрослыми, только не забывать, что это дети». Но все же перед Италией Айман Кожабековна пригласила Анатолия Васильевича в академию на мастер-классы. За неделю он так продвинул нас и в технике пения, и в отношении исполнительской культуры, музыкальности, настроения, сплоченности коллектива. В очередной раз преподал мне урок, как с детьми разговаривать, как их настраивать. «Вы едите в самую поющую страну мира, но ведь и мы поющая страна. Вот это и надо показать». Для детского хора проблема – репертуар. В новом веке появились другие ритмы, другие интонации. Дети как никто это чувствуют. Анатолий Васильевич сделал для нас переложения классической музыки, свои произведения написал. Мы успешно выступили в Италии, и Айман Кожабековна сказала: «Надо сохранить этот концертный коллектив».

– Так появился ваш хор «Елигай»? А что значит его название?

– Такой припев веселый есть у народной песни «Елигай, елигай». Может быть, слово образовалось от «елик-ай», что значит «белый сайгачонок»? Нам понравилось это задорное название. А потом и камерный студенческий хор появился. А ведь вначале в академии даже не планировалась наша специальность. Но сколько нам помогал первый проректор академии Игорь Борисович Лебедев. Исторически сложилось, что Целиноград считался городом не хоровым. Потому та же капелла, другие известные хоровые коллективы в Караганду везли одну программу, в Целиноград – другую. Этот жанр в городе не развивался, публика была не подготовлена. И вообще здесь было одно из самых молодых училищ в Казахстане. Традиций по большому счету не было. И потому создание детского и студенческого хоров в академии, и особенно камерного хора Ержана Даутова в филармонии, – это большое достижение.

Путь к Белостоку

– Это именно тот коллектив, что взял Гран-при на фестивале православной музыки в Польше?

– Да, Ержан повез свой коллектив на 25-й юбилейный фестиваль в Белосток – центр православия в Польше. И жюри на нем возглавляет выдающийся музыкант современности – Кшистоф Пендерецкий. До этого там вообще никогда не видели хорового коллектива из Казахстана, тем более поющего духовную православную музыку. Хор Даутова в отличной форме, он очень тщательно, тихо готовился, никому об этом не говоря. И когда он позвонил из Польши – это был фурор. В следующем году организаторы фестиваля уже целенаправленно на него приглашали коллектив из Казахстана. Мы хотели, чтобы Анатолий Васильевич Молодов поехал со своим камерным мужским хором, но этого не получилось. И стали готовиться, хотя для нас это было очень сложно.

– Почему?

– Коллектив у нас учебный, в нем все время меняется состав, в отличие от хора Ержана, где устоявшиеся, профессиональные голоса. А главное, у нас совершенно не было никакого опыта конкурсов и фестивалей. В нашем жанре их вообще мало, например, в республиканском фестивале «Шабыт» он не представлен. Гораздо проще принимать и везти небольшие коллективы или солистов, чем хор от 25 до 60 человек. И потому Международный хоровой фестиваль имени Ахмета Жубанова, который в прошлом году провел Актобе, – это огромный вклад в развитие нашего жанра. Надо просто низко поклониться городу, его организаторам за такой нам всем подарок.

– Актобе вообще город, умеющий удивлять своими культурными проектами. Чего стоят их Международные выставки экслибриса, которые, кстати, в своем начале тоже были связаны с Польшей.

– Люди не подчиняются обстоятельствам, молодцы. Знаете, когда нам в день отъезда с фестиваля вручили компакт-диски с записью выступлений участников – здесь уж, как говорится, снимите шляпу. Очень хорошо все было организовано, участвовали российские коллективы, телевидение освещало фестиваль. А я ведь повезла на него и детский хор, и молодежный, мне хотелось его немножко обкатать перед Польшей. Анатолий Васильевич был в шоке: «Ты что делаешь? Два коллектива одного хормейстера из одного города – на что ты рассчитываешь?» Но что я могла сказать студентам? Что сказать детям? Вы не поедете? Скрипачи ездят, оркестр провезли по Казахстану, а мы все сидим. Поездку руководство академии финансирует, все получается, почему бы не рискнуть? Анатолий Васильевич сдался: «Что ты везешь?» Проконсультировал по репертуару, готовились мы конечно день и ночь.

– А как же ваша семья? Я знаю, что у вас два года назад малышка родилась, и старший сынок, небось, внимания требует.

– У меня муж – строитель. Он понимает, что это – как сдаточный объект в последний месяц. Но если серьезно: моя мама с нами живет, вторая мама тоже помогает. А сама я мало по дому успеваю. Хотя в этом году меньше нагрузку взяла, дети, действительно, требуют внимания. Из дома мне первыми позвонили, когда нас показали по телевидению. А жюри и состав участников в Актобе были очень серьезными – практически все казахстанские колледжи, коллективы из Оренбурга, Уфы, из Киргизии хор радио и телевидения на автобусе до Актобе добирался… И кто же вы думаете был самым лучшим?

– Неужто вы?

– Наш детский хор «Елигай» получил Гран-при, а студенческий – первое место в своей возрастной категории. И в придачу плазменный телевизор и ноутбук. Весь зал скандирует: «Астана, Астана!», и пятьдесят радостных детей несутся с криками на меня. Представляете? Потом ребята спросили: а кто будет пользоваться подарками? Я говорю: вы получили, вы и будете пользоваться. Они действительно стали подспорьем в учебном процессе.

– То есть ребята получили и материальное вознаграждение нешуточным своим усилиям?

– Для меня самым большим вознаграждением стало то, что несколько детей, сомневавшихся, продолжать ли образование, сомневавшихся в нужности нашей специальности, остались в академии. Воспитание хормейстера – сложный процесс, хоровой дирижер должен слышать хоры. А где? Фестиваль дает такую возможность: открывается целая палитра, этот вот так выступает, у того руководителя такая манера. И все коллективы по-разному, оказывается, звучат. И это все ребята увидели воочию. Все концерты шли при большом стечении публики, это был интерес к нашей специальности. Они увидели членов жюри, таких корифеев в своей профессии, познакомились с профессором Базаргали Ажиевичем Жаманбаевым – нашей легендой. Наша специальность, действительно, не женская, мужчин не хватает. У меня недавно ушел мальчик в финансовый институт. Был очень перспективным, мне жалко было отпускать. Но это жизнь, чем ты его удержишь, если есть возможность реализоваться в другой профессии? Ведь когда дано от Бога – дано везде. И материальная сторона побеждает. Я хочу, говорит, чтоб у меня было свое дело, не хочу считать копейки. Но никакими копейками не восполнишь радость от выступления на сцене. «Ты станешь, – убеждала я его, – одним из многих. А здесь ты один-единственный, незаменимый».

– Если искусство не будет поддерживаться государством, если у нас на правительственном уровне деятелям культуры будут говорить, что не надо ждать повышения зарплат, что они знали в какую сферу идут, – в этой сфере молодежи не останется…

– Да, молодежь хочет все иметь – здесь и сейчас. И достаток, и благополучие. Общие тенденции нас не могут обойти, здесь социум решает. Например, и в гуманитарных вузах молодежь все меньше читает, отдавая предпочтение компьютеру, телевидению.

– Знаете, Гульмира Казиевна, я была в шоке, когда в интеллектуальном шоу на телеканале «Хабар» старшеклассники не смогли на портрете узнать Чехова. А вот вы сказали о качествах, которыми обладает ваш ушедший перспективный ученик. Какие это специальные качества?

– Здесь целый комплекс – слух, интонация, владение инструментом, музыкальность. Есть вещи, которым научить невозможно, можно только подвести к этому. Он мог стать хорошего уровня руководителем, продюсером хорошим. У него есть характер, хорошая реакция. Ведь хормейстер должен иметь волю повести за собой коллектив, иметь способность контактировать, сработаться с коллективом, завоевать его доверие, потому что у него есть что сказать этому коллективу. Профессия, конечно, сложная. И в Актобе мы почувствовали – наш жанр живет, развивается. Почувствовали дух соперничества и стали одними из лучших. Это было очень важно, потому что когда мы вернулись с жубановского фестиваля, оставалось десять дней до отъезда в Польшу.

Есть здесь кто из Павлодара?

– Да, Анатолий Васильевич Молодов прав, вы действительно героическая женщина.

– Оставалось, Любовь Константиновна, десять дней до фестиваля, а у нас не было билетов и денег на поездку. И если говорят – нет счастливых случайностей в жизни – они есть. В отчаянии я пошла к руководителю ЗАО корпорации «Стройконтракт» Тулегенову Сабиту Акылбековичу, моему давнему другу со студенческих времен. Говорю: мне не к кому больше обратиться. Если не можете сами помочь, познакомьте с людьми, которые могут вкладывать в культуру, которым небезразлична жизнь Казахстана. Половина детей сама оплатила поездку: кто из семейного бюджета, кому родственники помогли, кто кредит взял. Но половина – не может. Если в семье четверо детей, и мама с папой в ауле под Кокшетау, или одна мама воспитывает ребенка, где они возьмут деньги? Академия музыки открылась по инициативе президента и под его патронажем, дети здесь полностью на бюджетном, государственном обеспечении, большинство из малообеспеченных семей. И, знаете, эта корпорация нам помогла. А наш второй, социальный спонсор – Ассамблея народов Казахстана поставила условие – перед поездкой в Польшу дать 8 мая концерт ветеранам войны. И опять подготовка шла вне учебной программы, вечерами. Но я говорила ребятам: вы увидите глаза ветеранов и забудется, как вам было тяжело. И на самом деле, в момент исполнения забывается, что на репетиции иногда не хватало сил. Несколько минут на сцене не променяешь ни на что – сколько мыслей, чувств – высказать невозможно, что творится в душе.

– Но главные ваши эмоции ждали вас, вероятно, в Польше – в первый выезд за границу?

– Честно сказать, мало было возможности сосредоточиться на этой программе. Все было против поездки: и финансирование, и билеты на самолет – все решалось со скрипом. Был один момент, когда я сказала: не поедем! Но директор фестиваля Бушка говорит: даже не думайте отказываться, слышать не хочу. Стран – участниц было 16, были традиционно сильные коллективы из России, Молдовы, Украины, самой Польши. Например, участвовал колледж известного московского Гнесинского училища. А мы всю ночь просидели в аэропорту, летели через Москву, другой возможности не было, приехав, чуть-чуть поспали, 15 минут на пробу зала и – вперед. Выступили неплохо, но все свои резервы использовать не смогли. В результате третье почетное место. Оно разочаровало и встречавшего нас в Астане Ержана Даутова и самих ребят. Лица вытянулись, радости никакой. Тут уж я говорю: быстро вы о себе возомнили. Ну-ка поздравляйте меня! Тут ребята опомнились, ведь это тоже большой успех.

– А что вы пели?

– Пели Чайковского «Достойно есть» и «Отче наш», Рахманинова «Тебе поем» из Литургии Иоанна Златоуста, «Богородица, Дево радуйся» из «Всенощной», Свиридова из его последнего цикла «Неизреченное чудо»: «Святый Боже» и «Рождественское песнопение». Нас очень хорошо принимали, мы даже получили специальный приз Белостокского радио. Были и приглашения на другие фестивали и конкурсы. Видимо, здесь этнический момент возымел действие, коллектив на 90% казахский, выступали мы по просьбе организаторов в национальных костюмах, культура наша и страна им мало известны. У нас брали интервью: спрашивали, почему мы поем православную музыку?

– И что вы отвечали?

– Что у нас многоконфессиональная страна, что искусство может быть не связано с вероисповеданием. Ведь весь мир, не будучи католиками или протестантами, поет духовную музыку Баха, Генделя, «Реквием» Моцарта…

– Или «Аве Мария», необыкновенной красоты музыку…

– И для нас это великие произведения великих мастеров, несущие свет любви. Мы, конечно, могли выступить лучше, досада у меня осталась, ведь даже Анатолий Васильевич спросил: почему только третье место?

– Наверное, потому спросил, что профессор Молодов у нас – это не только своя хоровая школа, но и своя традиция исполнения духовной музыки?

– Конечно, мы еще в консерватории со студенческими хорами много разучивали духовной музыки – и православной, и католической, и протестантской. И здесь спели мы аккуратно, чистенько, я видела, батюшка в зале крестился и молился, значит, мы его, как верующего человека, убеждали, наше исполнение и понимание находило отклик в его душе. Один из концертов был в церкви, в Беловежской пуще.

– То есть, несмотря на некоторое разочарование, впечатления все-таки хорошие?

– Мы поняли, что не только нас интересует этот конкурс, но и организаторов Казахстан привлекает. Знаете, потрясающие бывают совпадения. Гид наша Галина Десняк оказалась из Целинограда. Более того, мама ее работала в музыкальной школе имени Чайковского по классу пианино, я помню эту женщину, они выехали из Казахстана в начале девяностых. Сказать, что Галина опекала нас, значит, ничего не сказать. Она нам помогала по-землячески – гостеприимно и щедро. Когда одна девочка заболела, она смогла убедить муниципалитет оплатить лечение. Видимо, пользуется в городе уважением. Еще одна пожилая женщина лет 65-70 ходила на все концерты, потом подошла к нам: есть ли у вас кто-нибудь из Павлодара? И рассказала, что помнит, как их эвакуированную семью приютили в войну казахи, как они жили в юрте. И столько было в ее глазах и ностальгии, и радости, когда она спрашивала: есть кто из Павлодара? Да Миша у нас из Павлодара! Было так трогательно все это видеть.

Будет свой фестиваль!

– А как вы себя, Гульмира Казиевна, чувствуете, вернувшись в город, где вы родились?

– Это давно уже не Целиноград, это действительно столица Астана. Задача стояла и стоит сложная: уровню столицы должно соответствовать все: начиная от построенных зданий и заканчивая повседневным бытом. А столичную жизнь придает городу прежде всего культура – оперный и драматический театры, филармония, библиотека… И конечно музыкально-образовательный центр. Он был у нас в стране один, и огромный регион не имел возможности приобщаться к музыкальному образованию. Ведь я была городская девочка, но и то не знала, что в Алматы есть две музыкальные школы-интерната и два училища. А что говорить о глубинке, что могут знать в ауле дети и их родители? А ведь там много талантливых детей, у нас очень музыкальный народ.

– Наверное, на общей ситуации сказалось и то, что в девяностые годы закрылись музыкальные школы, лишенные финансирования…

– Конечно, и приехавшие из Алматы педагоги были в панике. «Вы кого мне даете, – говорила мне известный алматинский преподаватель. – Эта девочка нот не знает». «Попомните мое слово, – отвечала я, – эта девочка будет одной из лучших учениц». У них в семье пятеро детей – и четверо музыкально одаренные, а пятый – художник. И девочка закончила среднее звено с отличием, поступила на первый курс в академию. Таких примеров очень много. Академия становится музыкальным центром столицы во всех жанрах. Уже наши выпускники работают в оперном театре, в симфоническом, духовом, президентском оркестрах. Наши выпускники трудятся в Кокшетау, Костанае, Петропавловске, Павлодаре, Караганде. Уже сделаны восемь выпусков, все работают по специальности, четверо выпускников по нашей специальности в академии остались, продолжают обучение в аспирантуре Московской, Екатеринбургской, Новосибирской консерваторий. У нас мобильный, хороший преподавательский состав.

Сколько сил прилагает Айман Кожабековна Мусаходжаева, чтобы академия встала на ноги, как в отношении образовательном, учебном, так и концертном, своей концертной деятельностью подавая всем заразительный пример.

– Один ваш новый органный зал чего стоит, он становится популярной музыкальной площадкой в столице.

– Это элитная сцена у нас. Ректор заново создавала академическую базу – новые рояли, духовые инструменты, ударные инструменты, аккордеоны, баяны… Все для учебного процесса, все это надо добыть. Впереди много планов и по типографии, по записывающей студии. Одно то, что артисты наши одеты, хор костюмы менял уже два раза, придает особое настроение. Хочешь работать – тебя поддержат, тебе помогут. Мы все заведены работоспособностью Айман Кожабековны, ее энтузиазмом, ее личным примером. Имея концертирующего ректора, отставать нельзя. Мы рады, что наш хор «Елигай» востребован наряду с детским ансамблем скрипачей «Айгелек», что нас много приглашают выступать. Здесь уже забываешь про выходные, праздники, единственно – хочется сохранить высокую профессиональную планку.

– Я знаю, что вы готовите республиканский конкурс хоровой музыки, значит, ваше участие в чужих конкурсах не прошло даром?

– В марте мы планируем провести хоровой фестиваль, это будет один из проектов, посвященных десятилетию академии. У нас уже есть некоторый опыт: в 2000 году весной в Астане был первый хоровой фестиваль, тогда он был посвящен 70-летию Анатолия Васильевича Молодова, он сам на нем дирижировал. Несколько дней шли хоровые концерты в академии музыки, гала-концерт был в Конгресс-холле. Наш проект поддерживают департамент культуры города, Айман Кожабековна Мусаходжаева. Хотелось бы привлечь к хоровому жанру внимание министерства культуры, ведь хоровая музыка очень красивый и самый демократичный жанр, обращенный ко многим слушателям. У нас в стране хорошая хоровая школа, хорошие традиции, надо их укреплять. Нам надо передавать своим ученикам верность высоким критериям искусства, которым служили и служат наши великие педагоги.