Фамилия не СИК – поменять можно
Лет двадцать назад это делала практически каждая женщина. Сейчас лишь – одна из двух. Отказ взять фамилию мужа новоиспеченные казахстанские жены мотивируют прежде всего бюрократическими проволочками: мол, превратишься из Ивановой в Сидорову, так придется все документы менять. Раньше, выходя замуж, девушки вряд ли считали это проблемой. Во-первых, сам «пакет документов» был намного меньше по сравнению с нынешними многочисленными СИКами-РНН-ами-удостоверениями-дипломами-сертификатами, ну а во-вторых, ментальность была такова: коли пошла замуж, так будь добра в чужой монастырь входи без своего устава.
– Я взяла фамилию мужа, – рассказывает депутат Людмила Хочиева, – моя девичья фамилия Хаджиева. Хотя нас у родителей две дочки, конечно, хотелось продолжить свой род. Но как гласит казахская поговорка: «Кiмнi» арбасына мiнсе», соны» жырын жырла». Раз вошла в семью мужа, то почему бы и фамилию его не взять? У меня и дочки поступили так же. Мы, балкарцы, воспитаны в рамках своих законов, поэтому для нас это нормально.
Фамилии супругов носят и другие коллеги Людмилы Хочиевой – Загипа Балиева, Светлана Бычкова, Дарья Клебанова, Айгуль Соловьева… А вот мажилисвумен Бахыт Сыздыкова решила прославлять свою собственную:
– Я оставила свою фамилию, потому что у моего отца нет сыновей. Поэтому хотелось, чтобы папе было приятно, – рассказывает она. – Ну еще и потому, что, когда я выходила замуж, меня уже все знали как Сыздыкову, и долго было бы всем объяснять, если бы я взяла фамилию мужа. К тому же, как говорят астрологи, если женщина выходит замуж и меняет фамилию, то она очень резко меняет свою судьбу. А мне нравится моя судьба, поэтому я оставила все как есть…
Не секрет, что Бахыт Сыздыкова, в прошлом активная КВНщица – личность яркая, творческая и ценящая свою индивидуальность. Помимо неё, к числу женщин, оставивших девичью фамилию, можно отнести и большинство знаковых фигур казахстанской культуры: Бибигуль Тулегенова, Роза Рымбаева, Жания Аубакирова, Айман Мусаходжаева… Они продолжают носить фамилии своих отцов. Так же поступили и две дочери президента Казахстана – Дарига и Алия. А вот средняя дочь главы государства Динара взяла фамилию супруга Тимура Кулибаева.
Эмансипация, равенство или «прицеп»?
– Есть разные причины тому, что женщина оставляет фамилию отца, – объясняет психолог высшей категории Наталья Семененко. – Во-первых, это очень сильная привязка к своей семье, особенно когда в ней нет сыновей. Второе – когда женщина достигла определенного положения именно со своей фамилией, ставшей ее визитной карточкой. Ну и в-третьих, это смена всех документов.
По словам специалиста, есть и другие, более тонкие причины.
– Если раньше женщины шли замуж, принимали модель семьи мужа, и это было традицией, то сейчас традиции стали иными, – говорит она. – Представительницы прекрасного пола стали чаще занимать лидирующие позиции. Опять же здесь присутствует и элемент конкурентной борьбы, когда женщина сохраняет право оставить свою фамилию и говорит: мол, я не иду замуж, а мы с тобой два союзника и равных партнера. Однако, по мнению психолога, несмотря на внешнее согласие, не каждый мужчина готов смириться с тем, что его фамилия супругой не востребована.
– Доля определенного неприятия этого факта, конечно же, есть, – считает Наталья Семененко. – Если бы мужчинам дали волю, то они, конечно, хотели бы, чтобы после свадьбы жены переходили на их фамилию. Потому что это автоматически говорит о том, что они сохранили свое лидерство и главенство в семье. Если женщина оставляет свою фамилию, значит, она ставит знак равенства. Но в нашем обществе не все мужчины к этому готовы, и это может стать инструментом в конфликтах: мол, не взяла мою фамилию, значит, не собираешься жить со мной всю жизнь. Однако если мужчина ценит отношения, а не только свою позицию, тогда он спокойно воспримет этот знак равенства.
Вариант, когда жена берет фамилию мужа «прицепом» к своей, мог бы стать компромис-сным, уверена психолог, тем более, что раньше, к примеру, в царской России двойная фамилия была признаком аристократизма. Однако сегодня реалии осложняет бюрократия.
– Наши законы позволяют носить двойную фамилию, но на практике это встречается очень редко, – говорит начальник отдела загс управления юстиции района Алматы г. Астаны Светлана Алдажарова. – Более того, те, кто пошел на это, в дальнейшем возвращались и меняли ее на «одинарную». Потому что, если женщина берет двойную фамилию, ей все равно приходится менять все документы.
– Я думаю, что это предлог, раньше же меняли документы, и ничего! А то, что сейчас ссылаются на это, – результат эмансипации, – говорит мажилисмен Владимир Нехорошев. – Но, с другой стороны, и мужчинам не надо быть эгоистами, потому что семейное счастье вовсе не зависит от того, кто чью фамилию носит. Тем более, что гордость за свою родословную, за свою семью, родителей – у каждого человека.
По мнению депутата Нехорошева, желание женщины самой решать, чью фамилию носить после замужества, вполне оправданно:
– Пусть будет так, как хочет женщина, пусть будет демократично! Тем более, что демократия – это когда говоришь, что хочешь, а делаешь, что велят, – смеется мажилисмен, супруга которого вот уже более 40 лет носит фамилию Нехорошева.
Гусь хочет в Германию
Кстати, действующие законы позволяют женщине сохранить свою фамилию и даже дать ее своим детям. Примерить и взять себе фамилию второй половины могут и мужья. Скажем, когда у жениха неблагозвучная фамилия, в загсе он может «обменять» ее на фамилию невесты. К примеру, был Гусь, стал Орлов. Случалось и так, что женихи брали фамилии невест, немок по национальности, чтобы затем уехать в Германию. Но как бы то ни было, Казахстан был и остается восточной страной. Поэтому мужчина по-прежнему остается главой и головой. Правда, и роль шеи для этой головы еще никто не отменял.