В знаменитую Петровку, духовный центр реабилитации от наркотической и алкогольной зависимости вблизи Караганды, со дня на день должны прийти судебные исполнители, чтобы выселить реабилитантов из обжитых бараков. Четыре приземистых здания с пристройками и мини-ферма стали причиной судебного спора.

– Я знаю, что произойдёт, если мы уйдём из этого места, – говорит руководитель центра Юрий Морозов. – За три дня здесь всё разграбят местные жители или сама агрофирма. Я думаю, бараки и земля под ними фирме не нужны, её руководство заинтересовано в том, чтобы это место сравняли с землёй и оно перестало существовать.

Отношения руководства центра и агрофирмы складывались непростые, рассказывает Юрий. Хотя в самом начале, в 1998 году, основатель центра Владимир Крючков достаточно легко получил в аренду постройки бывшего ЛТО совхоза имени Свердлова. В своё время совхоз подлежал приватизации, а его жители должны были стать акционерами образованного ОАО «Азия Кокпекты». Но как таковой приватизации не случилось, и акционерное общество не стало правопреемником совхозного имущества. И тем не менее руководитель фирмы Михаил Шаекин, а в прошлом председатель совхоза, вёл переговоры с реабилитантами на правах хозяина. После того как на базе центра было создано общественное объединение, стороны заключили договор, по которому центр мог пользоваться имуществом на безвозмездной основе. Взамен реабилитанты охраняли находящиеся в округе постройки, почту и магазин, работали в поле. Правда, об этом трудовом участии в договоре не упоминалось.

Довольно скоро подопечные центра привели в порядок постройки бывшего ЛТО – это были стены с перекрытиями безо всякой отделки, отремонтировали коровник, приобрели первую живность, засадили огород. Потом построили баню, вместительный погреб, наладили систему отопления на основе котлов на угольном шламе, который бесплатно отгружала одна из карагандинских компаний. И самое главное – добились первых результатов реабилитации наркозависимых.

– Очень быстро по всей области распространился слух, что тех, кто приезжал в Петровку, не ломало без наркотиков, – объясняет Юрий Морозов. – Люди исцелялись молитвами и посильным трудом. На сегодня центр известен по всему Казахстану и далеко за его пределами, через него прошли сотни человек. Сейчас здесь живут 45 взрослых и 15 детей, есть многодетные семьи.

Игорь Скурихин – глава одной из таких семей, отец пятерых детей. Его жена ждёт шестого ребёнка и говорит, что никаких тревог за будущее детей у неё нет. Они живут с божьей помощью. Находясь в центре, Игорь заочно получил юридическое образование. Сейчас он помогает Юрию Морозову во всём, что касается договорных обязательств с агрофирмой.

– В 2007 году мы предложили нашему арендодателю провести работы по укреплению берега реки, вблизи которого стоит центр. Мы – не собственники и не можем изыскивать средства, чтобы вкладывать их в арендуемое имущество, – рассказывает Игорь. – Тогда агрофирма предложила купить постройки за 25 000 долларов. Собрать неподъёмную сумму мы не смогли. Тогда нам посоветовали задействовать другие источники, к примеру, гуманитарную помощь Красного Креста, которую центр никогда не получал, или увеличить взносы. А потом назвали новую сумму – 115 000 долларов.

Между тем центр запросил в БТИ данные на землю и бараки. И выяснилось, что официально они никем никогда не регистрировались, и хозяина как такового у них нет. Реабилитанты продолжали вести хозяйство в надежде на то, что договор, содержащий условие безвозмездной аренды, всё же имеет силу. С 1998 года это соглашение перезаключалось дважды: когда ОАО «Азия Кокпекты» представило своего правопреемника – ТОО «Агрофирма Шанырак» и когда эту фирму возглавил новый директор – Бахыт Асетов. Срок действия последнего договора закончился в декабре 2011 года.

В 2009 году агрофирма сменила свои намерения и привезла договор на аренду имущества с оплатой в четверть миллиона тенге ежемесячно. И вместе с ним письмо департамента управления коммунальной собственностью (ДУКС) о том, что ТОО «Агрофирма Шанырак» является правопреемником ОАО «Кокпекты» и владеет определённым имуществом.

– Юристы, смотревшие этот документ, улыбались, – говорит Игорь Скурихин. – В приложении к письму не указывалось ни точное месторасположение объектов, ни их этажность, ни кадастровые номера. Юристы посоветовали осуществлять деятельность на основании договора о безвозмездной аренде. А если агрофирму это не устроит, пусть обращается в суд.

Агрофирма подала судебный иск об истребовании имущества в 2010 году. Суд вынес решение, что письмо ДУКС не является правоустанавливающим документом, и регистрация права собственности должна быть отменена. Агрофирма провела повторную регистрацию: на основании всё того же письма ДУКС зарегистрировала землю и все здания, находящие на участке.

– Департаментом юстиции повторная регистрация была признана незаконной, но мер по её отмене госорганы не приняли, – продолжает Юрий Морозов. – 12 января 2012 года вступило в силу решение экономического суда «Об истребовании имущества из чужого незаконного владения». Все наши ходатайства и апелляционные жалобы остались без удовлетворения. К примеру, мы указывали, что, если агрофирма является собственником имущества, пусть подтвердит это хотя бы сведениями об уплате налогов. Ходатайство было отклонено. Мы говорили, что агрофирма не имела права заключать с нами договор об аренде, не являясь собственником имущества. А суд на основании договора вынес решение о передаче арендованного имущества обратно.

Представители агрофирмы разрешили вернуть бараки в том виде, в котором сдали их в аренду – без рам, окон и дверей. Юрий Морозов предполагает, что так их будет легче разобрать. Исчезнут здания, говорит он, а вместе с ними исчезнут ненужные руководству агрофирмы проблемы: запись в базе данных департамента юстиции о регистрации построек будет аннулирована. Никак иначе всё происходящее Юрий объяснить не может. С 2008 года «Агрофирма Шанырак» не ведёт никакой хозяйственной деятельности, говорит он, и территория бывшего ЛТО для этих целей ей просто не нужна. Центр направил письмо мажилисмену Рауану Шаекину с просьбой о содействии и подал в Верховный суд ходатайство к рассмотрению надзорной жалобы. Ходатайство было принято.

Комментарии у руководителя «Агрофирмы Шанырак» взять не удалось. Телефон директора Бахыта Асетова был отключён.