Ергали МЕРЗАДИНОВ: Позиция Главной военной прокуратуры однозначна: перед законом все равны – и солдат, и генерал
– Как показали проведенные прокуратурой проверки, практически на том же уровне остается количество бесквартирных и нуждающихся в улучшении жилищных условий военнослужащих, – откровенно сказал на заседании коллегии Ергали Мерзадинов. – Вновь прослеживается пассивность в исполнении судебных решений о восстановлении конституционных прав граждан на жилище. В деятельности государственных органов военными прокурорами установлены факты ненадлежащего планирования финансовых расходов на пополнение служебного жилого фонда, а также незаконной легализации жилья. По-прежнему нет прозрачности в его распределении…
Коллегией Главной военной прокуратуры были также всесторонне рассмотрены проблемные вопросы учета жилого фонда, даны рекомендации о необходимости формирования гарнизонного социального паспорта потребности в жилье, создания и развития накопительно-ипотечной системы для армейской молодежи. С учетом имеющихся проблем жилищного обеспечения военнослужащих коллегия рекомендовала руководителям силовых ведомств пересмотреть и изменить порядок учета нуждающихся в жилье лиц, внедрения новых эффективных способов жилищного обеспечения военнослужащих, а также высвобождение ведомственного жилого фонда от незаконно проживающих граждан.
Поводом для коллегиального обсуждения еще одной важной проблемы, но уже в сфере земельных отношений и регистрации объектов недвижимости послужили «участившиеся факты незаконного отчуждения земель оборонного значения, бездействия военных ведомств в надлежащем оформлении земель, а также регистрации прав на объекты недвижимости в органах юстиции».
– Мы усилили надзор за ходом расследования уголовных преступлений. Нам удалось пресечь факты прекращения и приостановления уголовных дел коррупционного характера. За коррупцию осуждены бывший начальник Алматинского регионального гарнизона генерал-майор Манас Сихимов, разбазаривший свыше восьми гектаров земель оборонного значения, бывший начальник Национального университета обороны генерал-майор Асхат Шойнбаев за нарушение прав и законных интересов граждан, избиение подчиненного. Также попали на скамью подсудимых и получили по заслугам командир воинской части № 44293 в Семее, похитивший вместе со своим подчиненным горюче-смазочных материалов на сумму около 50 млн тенге, сотрудники финансовых служб воинских частей в Аягозском, Актауском, Приозерском гарнизонах.
Прокурорско-следственная практика свидетельствует об огромных хищениях бюджетных средств, выделенных для укрепления обороноспособности государства. В текущем году возбуждено шесть уголовных дел, связанных с процессом госзакупок вооружения и военной техники. Все они находятся в стадии завершения. Так в феврале Главная военная прокуратура по результатам встречной проверки в Военном институте сухопутных войск в отношении должностных лиц МО и руководства ТОО «Пардус» возбудила уголовное дело по хищению свыше 300 млн тенге за счет подлога финансовых документов о поставке танковых тренажеров.
Этой весной по результатам прокурорской проверки законодательства о госзакупках осужден командир воинской части № 26441 полковник А. Калибаев за причиненный им ущерб в сумме около 17 млн тенге. Вскрываются и новые случаи злоупотреблений и хищений. Так недавно выявлены факты приобретения Министерством обороны у АО «Казинформтелеком» и других фирм непригодной для применения автоматизированной системы управления войсками. При этом нанесенный государству ущерб превысил миллиард тенге (!). В экономическом суде Астаны рассматриваются соответствующие иски Главной военной прокуратуры о взыскании причиненного ущерба.
– Совместно с другими государственными органами и общественными организациями мы и в дальнейшем будем усиливать борьбу с коррупцией, эффективно защищать права и социальные гарантии военнослужащих, – говорит главный военный прокурор. Он и ранее, когда был назначен на эту должность, утверждал, что «отсутствие должного уровня взаимодействия не способствует коренному перелому роста преступности и формированию положительного имиджа армии в обществе».
– Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед правоохранительными и государственными органами, является повышение эффективности борьбы с коррупцией. Работа в данном направлении имеет существенные пробелы, о чем неоднократно указывалось в выступлениях президента страны, потребовавшего усиления работы по выявлению и расследованию наиболее значимых фактов коррупции. На сегодняшний день расследуется ряд актуальных уголовных дел, связанных с государственными закупками вооружения и военной техники, которые в результате тесного взаимодействия силовых структур должны быть расследованы без излишней волокиты и найти свое логическое завершение…
Как сказал Ергали Мерзадинов, в ГВП выработаны единые подходы борьбы с коррупцией. Проблемы и спорные моменты, возникающие при межведомственном взаимодействии, устраняются в рабочем порядке. Планомерно работает штаб по организации работы, направленной на выявление и качественное расследование фактов коррупции в армии.
– Если говорить вообще о преступности и коррупции в военных структурах, включая вооруженные силы, то, конечно, она значительно ниже, чем в гражданском обществе, – констатирует главный военный прокурор Ергали Мерзадинов. – Говорить о том, что военные органы в стране напрочь поражены этим явлением, статистика не позволяет. Но, поскольку речь идет о военных органах, а это связано с вопросами обороноспособности страны, считаю, что даже единичный факт коррупции должен восприниматься обществом как чрезвычайное происшествие. Именно так я, как главный военный прокурор, поставил вопрос перед своими коллегами на Координационном совете. Мы должны исключить не только коррупцию, а вообще факты совершения преступлений в войсках. О какой воинской дисциплине можно говорить, если на территории воинской части совершаются кражи, хулиганства, причинение телесных повреждений?! В конечном итоге это сказывается на уровне боевой готовности. И какой боевой дух может быть в отряде, взводе, полку, если два бойца или командир и его подчиненный оскорбляют друг друга, плюют в лицо, бьют один другого. Как можно с таким человеком завтра идти на задание. Теперь каждый факт правонарушения и преступления, совершенный на территории воинской части, будет являться предметом не только официального, но и служебного расследования с выявлением всех причин и условий, приведших к этому факту, с постановкой вопроса о персональной ответственности командиров и их заместителей по воспитательной работе. Какой ты командир, если не можешь обеспечить порядок на своей территории?
По словам главного военного прокурора, с начала года зарегистрировано более 700 преступлений, совершенных военнослужащими. В результате активной работы военных правоохранительных органов число выявленных коррупционных преступлений в войсках возросло с 30 до 77. Это в 2,5 раза больше, чем за аналогичный прошлогодний период. К сожалению, все они отнесены к категории тяжких, так как связаны с хищением бюджетных средств и военного имущества, взяточничеством и злоупотреблениями со стороны офицеров командного звена. На сегодня 63 дела направлены в суды, из них по 39 уже состоялись приговоры.
– Основная наша задача заключается в координации деятельности военных органов управления и уголовного преследования в борьбе с преступностью и коррупцией, – продолжает Ергали Мерзадинов. – Одновременно мы проводим большую работу по профилактике и предупреждению правонарушений. На заседании Координационного совета военных органов управления и уголовного преследования нашла поддержку наша идея завести в воинских частях личные почтовые ящики всех командиров для обращений подчиненных и граждан, должны заработать и телефоны доверия. Если из части поступают сообщения о правонарушениях, мы строго спрашиваем с командира: какие меры им были приняты. Как показывает статистика, роль военной прокуратуры в усилении борьбы с коррупцией в армии существенно возросла. Об этом красноречиво говорит тот факт, что сейчас больше половины коррупционных правонарушений выявляется именно военными прокурорами. Бескомпромиссная борьба с коррупцией в армии будет продолжена. Позиция Главной военной прокуратуры однозначна: перед законом все равны – и солдат, и генерал.
Как стало известно, недавно Главной военной прокуратурой инициировано введение специальных квалифицирующих признаков с ужесточением ответственности в случае совершения госслужащими мошенничества с использованием служебных полномочий, а также в случаях дачи ими взяток и посредничества в этом. Для ужесточения ответственности за коррупционные преступления военной прокуратурой предложено включить в санкцию каждой антикоррупционной статьи дополнительную меру наказания в виде конфискации имущества. Эти предложения ГВП уже поддержала Генеральная прокуратура РК.