На авиабазе под Карагандой чуть было не случилось новое ЧП. На прошлой неделе сразу после взлета экипаж военного истребителя МиГ-31 был вынужден прекратить учебно-боевой полет и совершить аварийную посадку на аэродроме базы. Комиссия Минобороны уже работает по новому факту «технической проблемы». Что могло произойти в воздухе с двигателем самолета МиГ-31, пока никто из военных чинов официально сказать не может…

Сразу после доклада в Астану о «возможном отказе правого двигателя и повторении ситуации, которая произошла в Жетигене в феврале сего года, повлекшей гибель летчика», в Караганду срочно вылетел председатель Комитета начальников штабов генерал-армии Мухтар Алтынбаев. Поговаривают, что он был «очень не в духе» и костерил летно-технический состав «в хвост и в гриву».

Как стало известно, правый двигатель МиГ-31 стал действительно стремительно терять обороты после взлета. Экипаж решил не рисковать и повернул обратно…

– Комментировать ничего не будем, – говорит по телефону представитель главного штаба СВО, пожелавший остаться инкогнито. – Слава богу, на этот раз все обошлось без трагедии. Вы бы лучше писали в своей газете, что на дорогах республики погибли более 18 тысяч человек. Что вы к военной авиации-то прицепились? Отказы техники всегда были и будут. Это жизнь. И никуда от этого не деться.

«Становой хребет армии» терпит убытки

Пока комиссия Минобороны вникает в «воздушные проблемы», на земле стремительными темпами зреет другая затянувшаяся армейская проблема – сержантская. Уже точно известно, что в 2008-2009 гг. Вооруженные силы страны собирается покинуть большая часть сержантского корпуса, названная министром обороны «становым хребтом» армии. Главная причина – низкая зарплата.

– Денежное довольствие сержантов стало равным, а в некоторых случаях даже значительно ниже денежного довольствия подчиненного им личного состава, – рассказывают военнослужащие частей СВО. – По штатному расписанию сержанты являются заместителями командиров, их денежное довольствие должно соответствовать уровню заместителя и никак не ниже. Какие-либо льготы для сержантов командного звена вообще отсутствуют…

В результате должности сержантов в армии становятся «неперспективными», и младшие командиры начинают готовиться к бегству из армии «стройными рядами». Если они уйдут, то совершенно некому будет готовить сержантов батальонов, рот и взводов. Эта ответственность ляжет на сержантов родов войск. При штатной численности отделения по работе с сержантским составом из трех военнослужащих полноценного обучения по военным дисциплинам уж точно не будет. Необходимо будет заново готовить назначаемых сержантов баз и бригад. Усилия по многолетней подготовке разрекламированного сержантского корпуса станут напрасными. Все придется делать заново. И это при учете того, что у сержантов не будет веры в руководящий состав, поскольку уже неоднократно сержантам обещали увеличить их денежное довольствие и улучшить социально-бытовые условия, но фактически ничего сделано не было.

«Департаментом экономики и финансов МО РК не выполнены требования приказа министра обороны Республики Казахстан от 1 апреля 2004 года № 127 «О внесении дополнений в приказ министра обороны Республики Казахстан от 16 февраля 2004 года № 55 «О единой системе оплаты труда работников органов, содержащихся за счет государственного бюджета и сметы (бюджета) Национального банка Республики Казахстан», согласно которому для сержантов (от главного сержанта ВС РК – до сержантов баз и бригад) введены СКК. Тарификация штатов была произведена с нарушениями данного приказа, оплата сержантам командного звена до сих пор производится по тарифным разрядам». Такая депеша за подписью заместителя главнокомандующего СВО «полетела» на имя заместителя министра обороны генерал-лейтенанта Джанасаева. Сержанты гадают, доведет ли Джанасаев о назревшей проблеме «первому лицу» оборонного ведомства в полном объеме или не доведет, какая за этим последует реакция или не последует вовсе, но потихоньку уже начинают паковать «дембельские чемоданы». Голод, как известно, не тетка…