Дой быков
Обеспечивать бычьей спермой более 75 тысяч коров домашних хозяйств в год намеревается племенной центр «Асыл» Алматинской области. Чтобы увидеть своими глазами, как собирается семя быков в рамках госпрограммы по крупномасштабной селекции, корреспонденты «Мегаполиса» отправились в племенное хозяйство.
Безалкогольного пива ему не предлагали
Возбуждённые быки хрипели и истекали слюной. Изголодавшиеся по сексу животные как-то странно принюхивались и присматривались друг к другу. Через несколько минут один из быков нашёл своего товарища по стаду привлекательным и попытался запрыгнуть на него. Но до контакта, к счастью, не дошло. Быстрый и ловкий зоотехник разлучил нетрадиционных любовников и умело взял сперму с помощью искусственной вагины.
– Они что, друг на друга прыгают? А как же искусственная корова? – спросили мы, наблюдая за любовными игрищами в окно.
– Их больше привлекает живой организм, а не искусственный, – объяснил директор ТОО «Племенной центр «Асыл» Бекен Ерденов. – На чучело не все быки прыгают. Конечно, есть такие особи, которым всё равно. Впрочем, у людей тоже таких хватает. Некоторые мужчины покупают в секс-шопах резиновых дам. Им так проще: никто денег не требует, никто не фиксирует, когда они пришли домой и когда ушли. Купили куклу и всё – «трахатизм». Но одно дело живой организм, а другое дело – железка на колёсиках…
Искусственную корову мы представляли себе несколько иначе. Это вовсе не кукла-бурёнка с резиновыми половыми органами и надувным выменем, а скорее бронетранспортёр, внутри которого сидит зоотехник и ждёт, когда в смотровом окошке появится бычий член. Как только бык обрушивается на этот станок, специалист левой рукой хватает его половой агрегат, а правой натягивает на него мастурбатор, то есть имитатор вагины. В общем, без тёплых человеческих рук здесь никак не обойтись.
– Тут есть своя специфика, – продолжает директор. – Бык прыгает, вводит свой аппарат и резко впрыскивает сперму. Всё это происходит очень быстро. У жеребцов, например, половой акт совершается совсем по-другому. Они делают движения туда-сюда. А здесь нужно уловить момент. Если не успеешь – останешься без продукта.
Завидуйте молча
– А если вдруг случится осечка – из зарплаты техника высчитывают деньги за причинённый ущерб?
– Наш техник – специалист высокого класса, так что осечек не бывает. А вообще на племзаводах разные случаи происходят. Иногда работники упускают нужный момент, и быки ломают члены. Но у нас такого не было.
– На зоотехника быки не прыгают?
– Быки не трогают тех, кто их кормит. В зоопарке даже тигры не трогают хозяина. Наши питомцы очень тонко чувствуют запах человека, который за ними ухаживает, его настроение. Даже когда техник надевает другую одежду, бык начинает реагировать…
Тут в приватное помещение привели очередного рогатого ловеласа. Бык подошёл к «железной леди» и понюхал её.
– А ну давай, мальчик, покажи класс! – поддержала я породистого ухажёра.
– Давай, давай, скотина! – скандировали водитель и фотограф «Мегаполиса».
Бык прыгнул на «подружку», и техник натянул на его член сосуд из пластика и латекса. Уже через несколько секунд бык с чувством выполненного долга перед отечественным сельским хозяйством отправился в стойло. Надо сказать, что у имитатора вагины нет никакого сходства с оригиналом. Это 30-сантиметровая трубка (такой размер у бычьего фалосса), на которую натягивают латексный конус с пробиркой на конце. Пространство между внутренней и внешней оболочками мастурбатора заполняется тёплой водой, чтобы искусственная вагина была реалистичней. Журналистам разрешили подержать в руках этот имитатор коровьих половых органов, а мужчинам даже предложили им воспользоваться. Но наши парни не стали мериться членами с быками.
Лаборантка бережно взяла пробирку с бычьим «нектаром» и понесла к микроскопу.
– Некоторые женщины пьют сперму. Это же чистый витамин! – осведомил нас директор. – Обратите внимание на наших сотрудниц. Они уже вышли на пенсию, но выглядят молодо и работают…
Женщины смущённо захихикали и покраснели. Одна из лаборанток разбавила бычью сперму физраствором, капнула мутную жидкость на предметное стекло микроскопа.
– Здесь 886 млн сперматозоидов, – доложила она. – В этом оборудовании заложена программа, и если сперма некачественная, аппарат её не примет.
– То есть своей не разбавляете? – обратилась я к директору.
– Мы сразу же фасуем репродуктивный материал, а затем отправляем на заморозку. Германское технологическое оборудование, которое мы приобрели в прошлом году, исключает бакзагрязнённость, предусматривает маркировку семени, и полностью исключает случаи подмены, – ответил он и протянул мне пайетту – пробирку, похожую на стержень от шариковой ручки.
– Это одна доза, – пояснил главный собиратель семени. – Чтобы получился телёнок, таких нужно две.
– Тогда нам нужно взять у вас парочку пайетт. Одна наша сотрудница держит дома корову.
– Пока вы довезёте эту сперму, она умрёт. Её нужно транспортировать в специальных холодильных установках. Так что эта пайетта – не более, чем сувенир. Американцы продают такую «соломинку» за 5 долларов, а у нас она стоит 500 тенге. Такую низкую цену мы можем предложить, потому как часть наших затрат возмещает государство. Нам выделяют квоту на осеменение 74 974 коров и тёлок домашнего хозяйства. Племенной центр мог бы продавать и больше репродуктивного материала, но затраты по его производству нам уже никто не возместит. Поэтому мы работаем только в рамках квоты.
– Насколько дорого вам обходятся лабораторные анализы и хранение готовой продукции?
– На расходные материалы уходит около 6 миллионов тенге ежегодно. Здесь нужны и растворы, и наконечники, и множество других деталей. Наконец, жидкий азот. Сперму нужно охлаждать постепенно: 4–5 часов в холодильнике при 5 градусах, а затем должна быть заморозка при минус 120 градусов. Затем замороженной сперме нужен карантин – 28 дней. А уже после она может ждать встречи с яйцеклеткой. Сейчас в нашем хранилище 1 820 тысяч доз спермы оцененных быков – материал от животных, утверждённых и согласованных с учёными по качеству потомства. В таком виде сперма может храниться 30 лет. Но у нас есть и таблетированный материал…
Лаборантка открыла ёмкость, в которой хранится сперма в таблетках, похожих на аскорбинки. Резкий перепад температур тут же сказался, и из металлической «бочки» повалил пар.
– Это жидкий азот. Если туда засунуть детородный орган, он постоянно будет стоять, – пошутил директор.
– Во время диагностики спермы вы не отделяете «мальчиков» от «девочек»?
– За границей, действительно, делят сперматозоиды на «мужские» и «женские». Потребители в основном хотят, чтобы тёлочка получилась. У иностранцев доза такой спермы стоит 7,5 доллара. Мы пока до этого не дошли, но в перспективе планируем заниматься...
Как директор ни сопротивлялся, но мы всё-таки уговорили его подойти поближе к быкам. Животные весом с тонну встретили нас недружественным мычанием. Если бы одна из этих махин случайно отвязалась, то спасаться пришлось бы только бегством.
– Несколько лет назад один из сотрудников изрядно выпил и стал неучтиво разговаривать с одним из питомцев. Так он его боднул и сломал невеже четыре ребра, – рассказывает директор.
Носители спермы поражали своей массой, высотой холки и, конечно, размерами мошонки. Они чуть ли не волочили её по земле.
– Чем вы их кормите?
– В день он получает десять видов корма. Три яйца, 4 кг моркови, 8 кг комбикорма, мел, соль, витамины, рыбий жир, сахар. Ежедневно быку надо покупать корм на три тысячи тенге. Кроме того, производители спермы должны регулярно получать солнечные солярии и прогулки.
– А настоящих коровок им не приводят?
– Нет. В племенных станциях, где содержатся выдающиеся племенные быки, не допускают коров для для вольной случки. Эти быки очень ценные и их племенной материал дорогой. Если вдруг корова окажется больной, то бык заразится и не сможет производить здоровое семя.
– Бекен Какарбекович, почему вы начали заниматься сбором семени племенных животных?
– Я работаю в этой сфере уже 15 лет. И если занимаешься чем-то, то нужно доводить своё мастерство до совершенства. Например, столяр совершенствует своё мастерство, спортсмены тренируются. Здесь тоже нужны определённые навыки.
– Вы не боитесь конкуренции? Вдруг какое-нибудь крестьянское хозяйство займётся подобным бизнесом?
– Это очень затратный бизнес. Оборудование нам обошлось в 40 миллионов, быки – тоже недёшево. Распространяя свои продукты, мы сами оплачиваем транспортировку. За счёт государства наши затраты частично покрываются, и мы имеем небольшой доход. В прошлом году наша прибыль составила около 4 млн тенге. Не думаю, что мелкие хозяйства заинтересует такой вид деятельности. Да и зачем? Сейчас в республике есть два племенных центра и около 15 дистрибьюторов. Крестьянам проще купить дозу спермы породистого быка у нас за 500 тенге…
P. S. Этот репортаж сделан в целях продвижения реализации программы создания продовольственного пояса вокруг южной столицы Казахстана.