Давид ЛОРИЯ: Мне стыдно, что я, прожив тридцать лет в Казахстане, не выучил казахский язык
Во вторник сборная Казахстана по футболу попытается выйти победителем из двухматчевого противостояния с австрийцами в рамках отборочного турнира чемпионата мира-2014. В составе нашей команды вновь не окажется Давида Лория: главный тренер Мирослав Беранек продолжает игнорировать голкипера, выступающего с осени этого года за турецкий «Ризеспор». В первой лиге его клуб идёт на первом месте, а во время последнего домашнего матча болельщики клуба запели «David Loriya – number one!».Корреспондент «Мегаполиса» пообщался с Давидом ЛОРИЯ и выяснил, какую команду он считает главной в своей жизни, кому и как нужно расти и почему нужно учить язык той страны, где ты находишься.
ДРУГОЙ МИР
Несмотря на то, что почти в каждом интервью любой казахстанский футболист заявляет о желании играть за рубежом, слова в жизнь удалось воплотить лишь единицам. До Давида в первой турецкой лиге успешно играл казахстанец Али Алиев, охарактеризовавший местный чемпионат просто – «это другой мир». Теперь этот мир открывает для себя и Лория.
– Вы уже адаптировались к турецкому футболу?
– Процесс адаптации ещё идёт, хотя не могу сказать, что окончательно освоился. Но я постепенно привыкаю к быту, футболу. У меня уже был опыт игр в чемпионатах Швеции, России. Но хотя я и раньше чувствовал себя футболистом, то здесь это ощущается совсем по-другому.
– И каким образом?
– За тебя делают всё. Твоё дело выходить и играть в футбол. С одной стороны, так готовиться к матчам легче. С другой – это огромная ответственность.
– Вы в Турции находитесь без семьи?
– Пока да.
– Одиноким себя не чувствуете?
– Ну как сказать…Я себя никогда не представлял без футбола, и в моей семье всегда знали, что футбол для меня – на первом месте. А летом получилось так: последовало предложение из «Ризеспора», я подписал контракт, а спустя некоторое время у меня родился сын. А я видел его всего-то полтора дня! И вот это тяжелее всего: что ребёнок пока растёт без меня. Но надеюсь, что скоро увижу семью.
– В «Ризеспоре» нет деления на «свои» и «легионеры»?
– Казахстанский футболист Али Алиев, несколько лет отыгравший в первой турецкой лиге, признался: в первое время ему было невероятно сложно привыкнуть к физическим нагрузкам.
– Возможно, всё зависит от конкретного тренера – ведь он отвечает за нагрузки. Я не могу сказать, что мне пришлось как-то особенно тяжело в физическом плане, но я ведь и не полевой игрок. У нас, вратарей, немного другая работа.
– Вы приступили к изучению турецкого языка?
– Ещё нет, но в самое ближайшее время начну. Конечно, есть
распространённое мнение, что язык футбола понятен всем. Но мне как вратарю
безумно важно подсказывать
партнёрам, чтобы они меня понимали, я очень хочу слушать и понимать тренера во
время установки, чтобы он доносил свои идеи напрямую, а не через переводчика.
– В казахстанском футболе есть много примеров, когда легионеры находятся в клубе несколько лет, а язык учить не собираются.
– Я не хочу никого критиковать, давать какие-то советы. Каждый всегда решает сам и только за себя. Вообще мне стыдно, что я, прожив тридцать лет в Казахстане, не выучил казахский язык. Это неправильно. Наверное, в молодости как-то не задумывался над этим, но сейчас стал чуть-чуть умнее и понимаю: как выучу турецкий – начну учить казахский.
АКЦИИ И РЕАКЦИИ
Давид Лория не представляет никакого интереса для тех, кому важны горячие и пережаренные факты. Он никогда не сделает сенсационного заявления, никого ни в чём не обвинит, потому что он предпочитает делать. А уже потом говорить.
– Как вам реакция болельщиков «Ризеспора» после первых матчей с общим лейтмотивом «что-то ненадёжный у нас вратарь»?
– Вполне нормальная. Болельщики «Ризеспора» уже четыре года ждут, что их клуб вернётся в элитный дивизион, но этого у команды не получалось. Естественно, что они настроены решительно и потому на какие-то неудачи реагировали именно так.
– В последнем домашнем матче фанаты «Ризеспора» запели «David Loriya – number one!».
– Можно я не буду комментировать этот вопрос?
– Но вам было приятно слышать эту песню?
– Очень.
«Отсутствие баз бьёт не по взрослым футболистам. А по детям»
– Вашим последним клубом в Казахстане был пятикратный чемпион страны «Иртыш». Можно ли сравнить инфраструктуру команды первой лиги «Ризеспора» и те условия, что были в Павлодаре?
– Нет. Конечно же, нет! И к большому сожалению для «Иртыша». У «Ризеспора» своя база с двумя полями и сейчас строится третье с искусственным покрытием, есть свой хороший стадион тысяч на 15 зрителей. А в Казахстане… Поймите, мне не хочется кого-то ругать, что-то критиковать. Просто, чтобы уровень казахстанского футбола вырос, нужно работать всем: в первую очередь игрокам, но также и руководству клубов. Я не видел тренировочную базу в «Таразе», но слышал о ней только хорошее – и очень рад, что такие базы появляются. Мне приятно читать сообщения, что алматинский «Кайрат» строит академии для занятий детским футболом. Это классно! Потому что отсутствие полей и баз бьёт в первую очередь не по нам, уже взрослым футболистам – для нас что-то да найдут, – а именно по детям. Вот сейчас заговорили на эту тему, и я вспомнил, в каких условиях начинал тренироваться сам: на «резинке», на полях с большими кочками и очень благодарен отцу (Григорию Лория, работавшему президентом клубов «Астана», «Шахтёр», «Окжетпес». – Авт.), что тот нашёл возможность отправить меня на тренировки в Москву, а потом играть в Австралию. Иначе и не знаю: состоялся бы я как футболист?
– Не у всех была такая возможность, как у вас.
– Да. Поэтому я благодарен отцу и за то, что он, работая в Астане, принимал непосредственное участие в строительстве нескольких полей – и на них выросли уже несколько очень неплохих футболистов.
– Про вашего отца, кстати, ходит множество слухов. Один из них: он переехал на ПМЖ в Австралию. Это правда?
– О! Про моего отца всегда множество слухов, но этот какой-то очень смешной. Да, он ездил в Австралию – навестить бабушку. А потом вернулся в Казахстан, живёт в Астане. Хочет работать в казахстанском футболе.
– Чуть раньше вы сказали: «Нам всем нужно развиваться». Вы болельщиков тоже имели в виду?
– Да. Просто представьте: мы начинаем играть в первой лиге – не в элите турецкого футбола! – а матчи посещают по 15, 20, 25 тысяч человек. На недавнем дерби между двумя клубами вообще было 45 тысяч болельщиков! При этом в Казахстане есть свои очень хорошие группы поддержки: очень приятно играть в Актобе, даже когда болеют против тебя. Вообще-то я не хочу конкретизировать, просто если и расти – то всем. Но в первую очередь это нужно делать нам, футболистам. Именно поэтому я и поехал играть в Турцию.
СБОРНЫЕ МЫСЛИ
Давид Лория успешно работал только с одним иностранным тренером в сборной Казахстана по футболу – Арно Пайперсом. Бернд Шторк и Мирослав Беранек проявляли потрясающую сноровку и полное отсутствие зрения, не вызывая вратаря на матчи. Последняя мотивировка пана Беранека такова: «Наша политика — приглашать одного опытного голкипера и двух молодых. В роли этого опытного я вижу Сидельникова (натурализованного россиянина. – Авт.). А приглашать Лория для того, чтобы он был вторым, не имеет смысла. Вообще я своё предпочтение отдаю высокорослым голкиперам». Реакция Давида на данное заявление вполне предсказуема.
– Я не буду комментировать слова главного тренера. Он отвечает за результат и потому имеет полное право приглашать тех игроков, кого считает нужными. Но я всегда считал сборную главной командой в своей жизни. И оттого, доволен или нет тем, что меня не вызывают, ничего не изменится. Мне нужно хорошо тренироваться, успешно выступать за свой клуб и доказывать, доказывать, что я достоин играть в сборной. И надеюсь, что в сборную ещё вернусь.